logo search
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

Правила работы журналиста в горячей точке

Впервые положение журналиста на войне было определено Гаагской конвенцией 1907 года «О законах и обычаях сухопутной войны». В ст. 13 приложения к конвенции говорилось:

«Лица, сопровождающие армию, но не принадлежащие собственно к ее составу, как то: газетные корреспонденты и репортеры, маркитанты, поставщики, в том случае, когда будут захвачены неприятелем и когда последний сочтет полезным задержать их, пользуются правами военнопленных, если только имеют удостоверение от военной власти той армии, которую они сопровождали».

В Женевской конвенции от 27 июля 1929г. «Об обращении с военнопленными» говорится примерно то же - журналисты имеют право в случае попадания в плен на то же обращение, что и военнопленные, хотя они и сохраняют статус гражданских лиц. При этом упор делается опять же на то, что при них непременно должно быть удостоверение, выданное вооруженными силами.

После второй мировой войны конвенция была пересмотрена, ее новая редакция вышла в 1949 году. В ней ничего не изменилось в отношении военных корреспондентов. Однако, учитывая, что в условиях хаоса во время второй мировой войны происходила массовая потеря журналистских удостоверений и разрешений на сопровождение армии, условие иметь при себе удостоверение смягчено – в новой редакции конвенции написано, что необходимо получить удостоверение и разрешение.[21] Речь идет о том, что журналист должен иметь разрешение от командования армии своей страны, чтобы сопровождать ее. Кроме того, удостоверение предназначено для того, чтобы доказать право его обладателя на применение к нему тех или иных норм. Однако на момент написания упомянутых Конвенций право распространялось только на момент задержания.

Позднее вопрос обеспечения безопасности журналистов на войне много раз обсуждался на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН в 70-х годах. 8 июня 1977 года были приняты Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям. Положению военных журналистов посвящена целая глава в Дополнительном протоколе I. В ней снова упоминается о том, что журналисты относятся к гражданским лицам. Однако вносятся уточнения: «Как таковые, они (журналисты) пользуются защитой в соответствии с Конвенциями и настоящим Протоколом при условии, что они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданских лиц, и без ущерба праву военных корреспондентов, аккредитованных при вооруженных силах, на статус, предусмотренный статьей 4 Третьей конвенции». Этот пункт упоминают практически все, кто пишет о правилах поведения на войне. Журналисты – гражданские лица, и пользуются защитой только пока остаются гражданскими лицами. Вернемся к главе III Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям. Последний пункт вновь говорит о журналистском удостоверении личности. Однако, теперь удостоверение должно быть выдано уже не «военной властью армии», а правительством государства, гражданином которого является журналист, на территории которого он постоянно проживает, или в котором находится информационное агентство, в котором он работает. То есть формально теперь журналист уже не зависит исключительно от командования армии, за которой следует. Удостоверение выдается правительством, и если оно имеется – то получать разрешения у военных уже не нужно. С подписания данного протокола статус журналиста в горячей точке согласно международному гуманитарному праву остается без изменений: журналисты приравниваются к гражданскому населению, пользуются его правами, в том числе правом на защиту, в то же время, попав в плен, корреспонденты приравниваются к военнопленным. Что касается Российского права, то первые положения в законе относительно журналистов в горячих точках касались исключительно вопроса цензуры. Как учреждение военная цензура, задачей которой было контролировать деятельность военных журналистов, оформилась в царствование Александра I. В 1810 г. при Инженерном и Артиллерийском департамента (экспедициях) были введены должности цензоров в составе Ученых комитетов, а в 1812г. существование таких должностей было официально подтверждено в "Положении об учреждении Военного министерства".

Написанные спустя 100 лет после введения должности военных цензоров «Правила для военных корреспондентов, состоящих на театре войны» подробно описывают как должны аккредитовываться журналисты, желающие работать на театре войны. Прописан список требуемых документов, и он куда длиннее, чем аналогичный список, описанный в Женевской конвенции, составленной 17 годами позже. Список требуемых документов включает в себя:

- Документ, удостоверяющий личность (паспорт или другой).

- Фотографическую карточку, официально засвидетельствованную.

- Свидетельство о благонадежности от полиции.

- Удостоверение от редакции или директора агентства

«По просмотре этих документов корреспондент утверждается в звании военного корреспондента на театре войны». Из приведенной цитаты видно, что согласно данному документу журналист является не гражданским лицом.

Военный корреспондент – это звание.

В документе многократно упоминается цензурное отделение штаба главнокомандующего – на данном отделении лежала обязанность заведовать делами корреспондентов и контролировать их специальную деятельность. Без специального разрешения цензурного отделения журналист не имел права передвигаться из одного района военных действий в другой, все отправляемые журналистами телеграммы и письма должны были быть завизированы цензурным отделением, то же самое относилось к фотографиям. Корреспонденты обязаны были предоставлять написанные материалы в двух экземплярах, один из которых отправлялся в издание, а второй оставался в архиве цензурного отделения.

Кроме того, журналистам, находящимся в горячей точке полагалась своя «форма»: «военные корреспонденты, находясь на театре войны, обязаны постоянно носить на левом рукаве выше локтя установленную повязку, выдаваемую цензурным отделением штаба главнокомандующего. Ношение иных повязок в качестве отличительного знака для корреспондентов воспрещается».

Следующий документ – «Правила для русских и иностранных корреспондентов, допущенных в действующую армию. Утверждены начальником штаба Верховного главнокомандующего 26 сентября 1914 года». В отношении военных корреспондентов изменились только правила передвижения в сторону их ужесточения: «поездки совершаются всеми корреспондентами вместе по заранее разработанному в штабе Верховного главнокомандующего маршруту и по указаниям состоящего при корреспондентах штаб-офицера Генерального штаба».

Военные корреспонденты СССР были подотчетны редакции газеты, Совинформбюро, ТАСС и Радиокомитету. Закон, регулирующий деятельность средств массовой информации в Российской Федерации, «Закон о средствах массовой информации», гласит: «журналист имеет право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях». Тем самым создаются условия для открытости самых конфликтогенных социальных зон и ситуаций.. Итак, анализ отечественных, зарубежных и международных правовых актов и других правоустанавливающих документов и справочных пособий, таких как Редакционное руководство BBC показал, что за прошедшее столетие сформированы следующие принципы и правила работы журналистов в горячих точках:

- журналисты имеют статус гражданских лиц, находясь в горячей точке, и при этом пользуются защитой, только пока остаются гражданскими лицами.

- Журналист в горячей точке формально зависим от издания, пославшего его и государства, но не командования армии. - Российская правовая традиция рассматривала не столько статус журналиста, сколько вопрос цензуры для журналистов на войне. Кроме того, военные корреспонденты до второй мировой войны зачислялись в кадры красной армии. Однако сейчас нормы международного права действуют на территории Российской Федерации, и журналист в нашей стране также относится к гражданским лицам.

Во время командировки удостоверение позволило бы установить личность журналиста. Журналист был бы также обязан носить нарукавную повязку с отличительным знаком - большой черной буквой Р на фоне золотого круга — "так, чтобы его можно было различить на расстоянии".

Государство, участвующее в конфликте, сохраняло бы за собой право "разрешать или не разрешать тем, кто обращается к нему с соответствующей просьбой, доступ в некоторые опасные районы в соответствии с теми же критериями, на основании которых выдаются разрешения своим собственным журналистам" (статья 13, абзац 2). Отсюда вытекает запрет на использование дискриминационных мер при решении этого вопроса.

- Защита журналистов на войне.

МККК следит за соблюдением принципов МГП.

Принципы деятельности МГП:

1) гуманность; 2) беспристрастность; 3) нейтральность; 4) независимость; 5) добровольная служба; 6) универсальность.

МККК финансируется швейцарским правительством. Основная цель – оказание медицинской и гуманитарной помощи народам, пострадавшим в ходе конфликтов.

Кроме представителей МККК в зоне военного конфликта могут находиться представитель ООН и ОБСЕ, а также неправительские добровольческие организации.

Виды помощи, оказываемые журналистам в ходе вооруженного конфликта.

Журналист может подвергаться опасностям войны, как любой гражданин, гражданское лицо. Он может стать жертвой незаконных действий со стороны властей, террористов, правоохранительных органов и так далее.

Статья 13 Гаагского положения о законах и обычаях войны. 1899-1907 год. Упоминания о военных корреспондентах. Женевская конвенция 27 июля 1929 года.

1949 год – серьезный пересмотр принципов МГП, в том числе принципов деятельности военного корреспондента.

Журналист, попавший в плен, приравнивается к военнопленным, но имеет особый статус.

Июнь 1977 года – принимаются два дополнительных протокола к Женевской конвенции. Статья 79 дополнительного протокола №1. Журналист, находящийся на территории военного конфликта, пользуется правами гражданского лица. Необходимость удостоверения личности для журналистов на войне.

После второй мировой войны ООН предложила ввести специальные опознавательные знаки для журналистов, создать базу данных военных журналистов, вести особый учет. Если журналист становится комбатантом, он утрачивает статус гражданского лица.

Вопрос о свободе перемещения журналиста в зоне вооруженного конфликта. С одной стороны, нигде не говорится, что журналист может свободно перемещаться в зоне вооруженного конфликта. С другой стороны – индивидуальные меры военного руководства (комендантский час и другие). В некоторых случаях вводится аккредитация журналиста.

Журналист может обвиняться в шпионаже. Наличие международного удостоверения может в какой-то степени обезопасить журналиста от такого обвинения.

Использование совершенной техники, шпионских портативных ТВ-камер.

«Эффект CNN» - психологическое воздействие трансляции ужасов войны. Это часто толкает политиков на необдуманные решения. Спец эффекты.

В Великобритании существуют специальные школы подготовки военных репортеров. 1995 год – первая официальная попытка в России. Издается книга «Горячая точка».

Каким может быть правовой статус российского журналиста, отправившегося в зону военного конфликта:

1) статус гражданина РФ, находящегося вне места прописки (обычно для стрингеров);

2) статус журналиста независимого СМИ;

3) статус так называемого военного корреспондента (журналист, взаимодействующий с властями).

Если война официально не объявлена, ситуацию сложно классифицировать. Это неудобство для журналистов.

- Правила поведения человека, оказавшегося в условиях плена.

Тенденция во время течения войны – захват заложников. Фильтрационные пункты, захват чеченцев.

Состояние шока. Расщепление сознания от того, что это случилось. Важный момент, когда человек переносит плен легче – рядом оказались знакомые или близкие. Следующее – состояние растерянности. Но это зависит от типа, темперамента, характера. Психологи говорят, что лучше состояние растерянности, чем желание бежать и оказывать сопротивление. Этим можно спровоцировать агрессию захватчиков. Другое состояние – состояние жуткого страха.

По мнению психологов, самое спасительное – способность кому-то помочь, ответственность. Следующее состояние – иллюзия помилования. Потом – мысли о самоубийстве. Статистические указания на маловероятность этого.

Следующее состояние наиболее адекватное в условиях плена – состояние адаптации, приспособления к неудобствам (психологическое и физическое).

В экстремальных ситуациях чувства страха и боли притупляются, как отмечают психологи. Иногда снижается уровень физиологических потребностей.

Две крайности – состояние апатии и состояние агрессивности. Они могут чередоваться. У заложников между собой могут начаться вспышки агрессии. Крайняя степень проявления этих тенденций – проявление садизма. Иногда бывают вспышки шизофрении: навязчивые идеи (слышат голоса террористов, может мерещиться шум освобождения, возникают зрительные галлюцинации).

Формы организации: беспредел и закон. Надо учитывать специфику народа, на территории которого оказался человек. У чеченцев есть свои этноархаические рефлексы, традиции. У чеченцев – детская лихая игривость, громкая музыка, например.

Бывает желание встать на сторону террористов.