48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
Правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям, согласно словарям иностранных слов, называются моралью, которая считается одной из форм общественного сознания, а учение о морали, нравственности, как одной из
форм общественного сознания, - этикой. Последняя представляет собой систему норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению к народу, семье и друг другу. Профессиональная мораль – это модификация общественной нравственности. А наука, изучающая
профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.
Этические нормы – саморегулирование журналистской деятельности:
- требование объективности (минимально 2 источника информации)
- точность ( ответственность за факты и статистику, разделение мнений)
- недопустимость дискриминации по расовому, этическому и иному признаку
- толерантство, умение корректно выражаться
- отношениев к власти
- работа журналиста в экстренных ситуациях (не показывать видео с мест происшествия)
Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы. Их различие – в степени конкретности. Нравственный принцип имеет мировоззренческий характер, это – связь идеала с регулятором поведения. Нравственная норма – ориентир на практике. Механизм появления нравственных норм выглядит следующим образом: ситуация – оценка – действие – результат. Нормы могут быть обязательными (к примеру, запрет плагиата), допустимыми (требование проверять сведения менее категорично), дискуссионными (нет единого мнения, например, о допустимости совмещения некоторых профессий или о пользовании диктофоном скрыто от собеседника).
Нормы профессиональной морали обладают различной степенью общности. Одни дают специалисту минимальную ориентацию только в пределах частной ситуации: «при правке не искажай смысл читательского письма», «прежде чем публиковать документ, получи согласие владельца». Другие требование носят общий характер. Такие предписания, выходящие за рамки частной ситуации, называют принципами профессиональной морали. Систему требованию к журналисту некоторые исследователи рассматривают как трехмерную пирамиду. На верхнем этаже размещаются такие категории, как профессиональный долг, обязанность, ответственность, совесть, честь, достоинство. Второй уровень
составляют производно-этические принципы, в которых отражены уже более конкретные требование к поведению журналиста. К группе регуляторов третьего уровня относятся запреты или побуждения, регламентирующие все аспекты поведения журналиста в конкретных производственных ситуациях, - собственно профессионально-этические нормы
Кодекс, как механизм саморегуляции в журналистских обществах. Этика журналиста как своего рода свод норм и правил профессиональной морали находит свое отражение в журналистских кодексах. Формирование профессиональной морали – живой, не прекращающийся процесс. Нравы, как известно, складываются стихийно. В отличие гот нравов, профессионально-этические нормы нуждаются в рациональном обосновании нравственным сознанием и теоретическом осмыслении этической наукой. В кодексах прессы западных стран предусмотрены такие понятия как честность и справедливость, обязанность знать мнение объекта любого критического материала перед публикацией и предоставить ответить на ее, запрет на использование нечестных средств получения информации, на предрешение вины обвиняемого; необходимость публикации известий об оправдании того, о ком ранее
сообщалось как о правонарушителе.
В нашей стране в 1988году в рамках Союза журналистов СССР был создан Совет по профессиональной этике и праву. В декабре 1989года Совет одобрил, а последний съезд СЖ СССР принял первый в отечественной истории свод деонтологических (деонтология – учение о нравственном долге, от греч. deon – должное). правил – Кодекс профессиональной этики советского
журналиста. Приметой времени остались в этом документе слова о «социалистическом плюрализме мнений», «коренных интересах народа», «монополизации гласности» и т.п. однако кодекс содержал и четко вписанные профессиональные принципы: социальная ответственность, правдивость, честность, уважение чести и достоинства личности и т.д.
Предполагалось, что дела о нарушениях принципов и норм, зафиксированных в кодексе, будут рассматриваться в первичных журналистских организациях, которые смогу принять к нарушителям такие меры воздействия, как предупреждение, выговор, строгий выговор, исключение из СЖ СССР.
Впоследствии данный кодекс был забыт. Однако тема профессиональной этики продолжала волновать тех, кто понимал необходимость формирования нравственной, а не только правовой, основы свободного функционирование СМИ. Так, 4 февраля 1994 года группа известных сотрудников столичных редакций
подписала Московскую Хартию журналистов, которая наряду с общепринятыми в мире принципами профессиональной этики, установила несовместность статуса журналиста с занятием должности в органах власти и политических партиях, прекращение статуса журналиста с момента, когда он берет в руки оружие. Хартия побудила руководителей Союза журналистов России составить Кодекс профессиональной этики, который 23 июня 1994 года был одобрен Конгрессом журналистов России.
В этом Кодексе – десять статей. Во-первых, журналист распространяет только ту информацию, в достоверности которой убежден, в своих сообщениях четко проводит различие между фактами и мнениями, версиями. Во-вторых, он не должен использовать в личных интересах конфиденциальную информацию;
этически недопустимо сочетание журналистской и рекламной деятельности; соблюдая законы честной конкуренции, журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб интересам своего коллектива, соглашаясь выполнить его обязанности на менее благоприятных условиях. В-третьих, при выполнении
профессионального долга журналист признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было. В-четвертых, профессиональный статус журналиста несовместим с занятиями должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти и т.д.
Важнейшим условием выживания человечества является саморегуляция общества, которая заключается в:
- согласовании интересов людей, их действий;
- определении обязанностей людей перед другими членами общества;
- соблюдении определённых норм поведения и т.д.
В процессе исторического развития взаимные обязанности членов общества осмысливались людьми (развивалось моральное сознание) и получали теоретическое обоснование.
В общекультурной лексике слова “этика”, “мораль”, “нравственность” взаимосвязаны.
В этике как области знания закреплен следующий смысл:
- этика - наука, область знания;
- мораль (нравственность) - предмет, изучаемый этикой.
Наиболее распространёнными являются следующие толкования категорий профессиональной этики: - мораль - субъективные оценки индивидами своей деятельности, нормы обыденного поведения людей;
- нравственность - объективные оценки поступков людей; высокие принципы (например, библейские заповеди).
Однако до сих пор не выработано устойчивых, общезначимых определений этих понятий.
Не смотря на то, что этика - устойчивая система практических знаний, она предусматривает выбор индивидуальной позиции по той или иной проблеме. Явления, поступки осмысливаемые этикой, чрезвычайно сложны и многогранны. Большинство этических проблем носит дискуссионный характер.
В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование.
Мораль - это:
1) совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках);
2) универсальная форма отношений людей в обществе.
Выделяются три типа теорий происхождения морали.
Можно выделить следующие принципы:
I - Универсальные принципы. Они:
1) переходящие, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений;
2) определяют содержание общения;
3) проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, религия, политика и т.п.), в моральных нормах;
4) выражают интересы разных социальных групп;
5) могут быть различными (или противоположными) по значимости.
II - Этические принципы (принципы морального общения). К ним можно отнести:
1) добродетельность (общение с людьми с позиции добра);
2) эгоизм (приоритет личных интересов в общении);
3) утилитаризм (“потребительское” общение);
4) альтруизм (бескорыстное, пожертвование личными интересами ради интересов другого человека) и т.д.
В разные эпохи различные этические учения основывались на определённых этических принципах. Например, религиозная мораль ориентирована на принципы аскетизма (отречения от наслаждений ради высокой цели) и квиетизма (созерцательного отношения к действительности) и т.п.
В сфере труда необходимы такие качества, как чувство долга, ответственность, умение согласовать личные интересы с интересами коллектива.
Реализуя принципы межличностного общения, человек получает возможность самореализации.
Культура межнационального общения подразумевает:
- уважение национального достоинства каждого этноса;
- взаимопомощь, дружбу;
- преодоление национализма, шовинизма и др.;
- терпимость.
Культура политического общения. Здесь необходимыми качествами являются:
- патриотизм;
- чувство долга;
- государственный уровень мышления;
- политическая терпимость;
Если действия субъекта человеческих отношений противоречат требованиям культуры общения, то действия являются безнравственными, внеморальными.
Культура общения исключает:
1) причинение другому человеку (народу, государству);
2) навязывание своего мнения другим, попытки манипулирования сознаниемм других людей, мнением общества;
3) руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями;
4) создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса и т.д.
Нормы, принципы морали формируются в процессе общения людей, деятельности государства и общества (морального воспитания в обществе).
Основные направления деятельности государства и общества в области морали:
1) теоретическое:- обоснование идеалов, учений о добре, зле, справедливости и т.д.; - разработка норм поведения; - утверждение приоритета общественных интересов;
2) распространение моральных знаний: - обучение; - воспитание; - поддержание традиций, обычаев;
3) воспроизводство моральных ценностей посредством: - общественного мнения; - идеалов; - ценностных ориентаций и др.
В обществе может существовать несколько типов морали (и соответственно систем морального воспитания): светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и др.
Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат общепринятые нормы морали. Моральное сознание человека формируется:
1) на чувственном уровне - под воздействием примеров других людей, традиций, обычаев и др.;
2) на рациональном уровне - с помощью изучения и осмысления концепций морали, этических норм.
Нравственная культура общения является необходимым условием нормальной жизни как отдельного человека, так и общества в целом.
Формирование культуры общения является процессом усвоения и превращения во внутренний мир человека: - объективных законов человеческого общежития; - моральных знаний, норм, правил; - обычаев и правил, выработанных предыдущими поколениями.
Объективное содержание норм морали является законом жизни общества. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен подвергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).
Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной практикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении своих обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.
Важное место в системе морального воспитания занимает самовоспитание, т.е.:
1) выбор человеком нравственных установок, ориентиров;
2) самоконтроль моральной деятельности, общения с другими людьми;
3) ответственность за свою деятельность, последствия поступков.
ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА
Этические основы журналистского труда заслуживают детального, углубленного исследования. По этой проблематике существует довольно много книг, доступных студентам. Свою задачу мы видим в том, чтобы очертить контуры журналистской этики как предмета изучения и регулятора практической деятельности в СМИ.
Взаимосвязь юридических и этических норм в СМИ. То, что перед нами разные явления, становится очевидным уже из этимологии названий. Слово «юридический» на латыни означает «судебный», а латинский корень слова «этический» связан с понятиями «обычай», «привычка», «нрав». В философии этика рассматривается еще и как научная дисциплина, предметом которой служит общественная мораль. Однако сейчас нас более всего интересует так называемая нормативная этика СМИ, то есть правила поведения, принятые в журналистской среде и понимаемые ею как нравственные нормы.
Право и этика имеют немало точек соприкосновения. Прежде всего у них одни и те же (или сходные) объекты воздействия – отношения, которые складываются между участниками массово-информационного производства и обмена. При этом и право, и этика носят нормативный характер, что, кстати сказать, иногда мешает студентам видеть различие между ними. Действительно, в обоих случаях вводятся обязательные правила, регулирующие деятельность журналистов. Однако источник правовых норм – государственные институты, в первую очередь органы законодательной власти. Этические же стандарты формулируются самими профессиональными сообществами. Соответственно, правовые регуляторы привносятся извне – властным решением, тогда как этические, как правило, являются результатом договоренностей внутри корпорации.
Сходство права и этики проявляется также в том, что нарушение норм в обоих случаях предполагает наказание виновника. Государство опирается на разветвленный правоохранительный аппарат. В его распоряжении находится набор силовых санкций, действие которых направлено на ряд прав и свобод граждан, их имущественное состояние (обыск, штрафы, закрытие издания или аннулирование лицензии на вещание, принудительные работы и др.). Соблюдение этики контролируется органами, созданными по инициативе профессионально-корпоративной общественности. К ним относятся, например, советы и комиссии по этике, которые образованы при российском и региональных Союзах журналистов. Главным механизмом воздействия для них является моральное осуждение проступка коллеги или редакции. Впрочем, не надо думать, что они действуют лишь методом убеждения, уговорами, пожеланиями и т.п. Регулирование не может осуществляться без принуждения, хотя силой – в административно-властном ее понимании – комиссии по этике не обладают. Они могут обязать товарища по цеху принести извинения обиженному им герою публикации или, допустим, прекратить распространять информацию, подрывающую нравственное здоровье юных читателей. Крайней формой принуждения будет изоляция нарушителя от коллектива коллег – например, в форме отказа от сотрудничества с ним или исключения из состава профессиональной ассоциации. Наконец, в юридической практике немыслимо выносить приговор самому себе – а нарушитель морально-этических предписаний может назначить себе наказание и исполнить его, выступив с покаянным письмом в газете или, наоборот, оставив выгодное место в редакции, репутации которой он нанес ущерб. Именно так поступил корреспондент одной из американских газет, публично признавшийся в том, что сфабриковал высказывания губернатора штата в ответственном интервью. На восемь недель он ушел отставку без выплаты жалованья.
Законы и другие нормативные акты вступают в силу после их официального опубликования в виде текстов. Морально-этические установления существуют не только в письменно-документальной форме, но и в качестве устных договоренностей, традиций, общепринятых принципов поведения.
Право, далее, носит обязательный, всеобщий характер: так, Закон «О средствах массовой информации» действует на всей территории России и должен неукоснительно исполняться каждым гражданином и организацией. Этике, напротив, свойственна избирательность. Масштабы действия договоренностей об этических вопросах отчетливо разделяются на несколько уровней по вертикали: наднациональные, национальные, региональные, редакционные. Представители СМИ всех частей света, принявшие Международные принципы профессиональной этики журналиста (консультативная встреча под эгидой ЮНЕСКО, 1983 г.), согласились в том, что на основе этих принципов должны создаваться национальные и региональные кодексы, причем каждая профессиональная организация примет их так, как сочтет подходящим для своих членов. С 1994 г. действует Кодекс профессиональной этики российского журналиста, получивший общенациональное распространение, в Германии подобную роль играет Кодекс прессы (Принципы журнализма), в Финляндии – Рекомендации для журналиста и т.д. Союзы журналистов в субъектах Российской Федерации разрабатывают собственные своды этических правил (Кодекс чести кубанского журналиста и др.). Обычно чем ниже по вертикали стоит документ, тем он конкретнее. Не случайно многие международные соглашения получают статус деклараций, тогда как редакционные кодексы содержат детализированные, порой жесткие предписания (запрет на сотрудничество с другими изданиями, недопустимость разглашения редакционных секретов, обязательность ответа на читательское письмо и т.п.).
Многообразие этических кодексов хорошо видно и на горизонтальном срезе. Различного рода объединения профессионалов вырабатывают собственные стандарты деятельности – не повторяющие документы универсального значения, а уточняющие их применительно к той или иной журналистской специализации или групповым интересам (хотя, между прочим, не исключаются и расхождения с общепринятыми нормами). Так, для членов Союза журналистов России главным нормативным источником является Кодекс профессиональной этики российского журналиста – именно с этой целью Союз его вырабатывал. Но независимо от него и даже раньше появилась Московская Хартия журналистов, скрепленная 27 подписями. Выше мы уже ссылались на Декларацию судебных репортеров о принципах честной работы в жанрах судебного очерка и репортажа, а также журналистского расследования – за ней стоит небольшая группа специалистов, которые подчеркивают свое отличие от изготовителей низкопробных криминальных репортажей. Вынужденные реагировать на растущий вал упреков в безнравственности отечественного эфира, руководители крупнейших вещательных компаний весной 1999 г. подписали свою Хартию телерадиовещателей. Великое множество этических версий профессии встречается на редакционном уровне.
Даже фундаментальные моральные ценности журналистики по-разному определяются теми, кто берется их систематизировать. Например, английский публицист и историк Пол Джонсон построил оригинальную концепцию семи смертных грехов СМИ (искажение, почитаемые ложные образы, вторжение в частную жизнь, убийство репутации, эксплуатация секса для поднятия рейтинга и тиража, загрязнение умов детей, злоупотребление огромной властью СМИ) и десяти заповедей (желание открывать и сообщать истину, продумывание последствий того, о чем говорится, побуждение публики к получению знаний, готовность признавать ошибки и др.).
Этических конвенций, кодексов, хартий и должно быть много – какая-либо унификация пошла бы только во вред. Важно, чтобы они не шли вразрез с теми моральными устоями, на которых держится человеческое общество и которые понятны, известны, близки аудитории.
В идеальном случае моральные принципы закрепляются в законодательстве, и тогда между этикой и правом не возникает разногласий. Нет необходимости дублировать в этических документах положения государственных нормативных актов (этим недостатком страдает Кодекс Союза журналистов) – достаточно объявить законопослушание базовым принципом поведения. Однако на практике обычно возникают непростые коллизии. Во-первых, система законодательства всегда неполна и несовершенна, она не способна охватить абсолютно все отношения и предусмотреть все частные случаи. Этика же не оставляет подобных пробелов. Например, в российском праве фактически не представлены вопросы сотрудничества и соперничества между коллегами внутри редакции (кроме заимствования авторских произведений), но писаные и неписаные профессиональные кодексы чести довольно строго охраняют благородные идеи товарищества в своем цехе. Во-вторых, закон и этика иногда сталкиваются друг с другом. Телерепортер одной из американских компаний предпочел шестимесячное заключение за оскорбление суда оглашению имени человека, который позволил ему взять интервью у подозреваемого в совершении убийства. «Я не имею ни малейшего желания провести полгода в тюрьме, но я должен сдержать слово», – заявил журналист. По сообщению агентства Франс Пресс, руководство телекомпании выразило коллеге полную поддержку и провожало его до ворот тюрьмы.
Из сопоставления права и этики следует вывод о том, что они не просто сосуществуют в массово-информационной сфере, но активно взаимодействуют друг с другом. В результате складывается гибкая и надежная система принципов и норм. Ее основными функциями являются регулирование поведения участников массово-информационного процесса, их защита и самозащита, сохранение идейной и организационной целостности журналистской корпорации, согласование устремлений и практики СМИ с интересами общества и его граждан.
- 1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. Сми и информационное общество. Другой ответ
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- 4 Концепции свободы печати:
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- I. Регулирование прав собственности: вещание и пресса
- II. Новые коммуникационные технологии и услуги
- 1. Общий принцип
- 2. Принципы, касающиеся цифрового вещания
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- I. Информационная безопасность Российской Федерации
- II. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- III. Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по ее реализации
- IV. Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 1. Структура системы сми: общая характеристика
- 2. Типология сми
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 1. Истоки понятия
- 2. Сущность изменений
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми. Другой ответ
- 18.Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми. Другой ответ
- 22.Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 23.Службы паблик рилейшнз в сфере сми: сущность, функции, методы организации.
- 24.Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 25.Электронные технологии в журналистике. Другой ответ
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 27. Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны. Другой ответ
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30. Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.
- 31.Система методов журналистского творчества.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности в журналистике.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 40.Система современного российского законодательства о сми. Закон рф о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.
- Для уважения прав и репутации других лиц;
- Для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
- Обосновано необходимостью развития демократии в обществе.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 42.Права собственности в сфере сми. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.
- Глава 4. Владелец, издатель, вещатель, редакция
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
- Статья 1255. Авторские права
- Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства Статья 1295. Служебное произведение
- Статья 1297. Программы для эвм и базы данных, созданные при выполнении работ по договору
- Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту
- Статья 1331. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- 46.Судебная и общественная защита свободы сми.
- 47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.
- Правила работы журналиста в горячей точке
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Кодексы профессиональной этики журналиста.
- Вопрос 15. Органы этического регулирования журналистской деятельности
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста
- Международные принципы профессиональной этики журналиста
- Кодекс профессиональной этики журналиста
- I. Принципы профессиональной этики журналиста
- II. Нарушения норм профессиональной этики
- III. Возложение отвественности
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52. Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53. Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми,
- 55. Методы изучения текстов печати, телевидения и радио.
- 56.Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.
- Пример построения квотной модели выборочной совокупности, %
- 57. Социология в авторской журналистской работе.
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- 60 Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 60 Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка. Другой ответ
- 1.33. Фразеологические выражения
- 61 Функционирование морфологических форм речи.
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64 Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 64. Виды текстов и особенности работы редактора над ними. (другой ответ)
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине хуш века.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине 18 века. Другой ответ
- 67.Журналистика первой четверти х1х века.
- 67.Журналистика первой четверти 19 века. Другой ответ
- 68.Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69.Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.
- 70.Русская журналистика в условиях кризиса самодержавия (60-ые годы х1х века). Эпоха реформ и печать.
- 71 Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1х века.
- 72.Журналистика 70-ых гг. Х1х века. Народничество и печать.
- 73 Развитие газетного дела во второй половине х1х века в России.
- 74.Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 78.Журналистика во второй половине 20-30-х гг. Хх в. В условиях становления сталинского тоталитарного режима.
- 79.Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы. Другой ответ
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 86.«Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 90.Современные зарубежные теории сми.
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- 93. Сми Франции: основные вехи развития и особенности.
- 94. Сми Германии: основные вехи развития и особенности. Газеты и журналы
- Телевидение и радио
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности. Другой ответ.
- 96. Мировые сми в годы «холодной войны».
- 97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы.