46.Судебная и общественная защита свободы сми.
Примеры общественной защиты
II. Задержания и аресты журналистов 1. 27 июля в Санкт-Петербурге около дома 28 по улице Союза Печатников, где судебные приставы выселили жильцов, был задержан корреспондент информационного агентства РБК Алексей Семенов. По словам журналиста, к нему подошел майор милиции и, не представившись, предложил следовать за ним. Алексея Семенова милиционеры отвезли в 1-ое отделение милиции. Ему вменялось отсутствие регистрации. Журналиста продержали около трех часов в отделении милиции, милиционеров интересовали обстоятельства пребывания журналиста на улице Союза Печатников. III. Ограничение в профессиональной деятельности журналистов и редакций, давление на прессу 1. 27 июля в психиатрическую больницу Мурманской области принудительно госпитализирована журналистка и член регионального отделения Объединенного гражданского фронта (ОГФ Лариса Арап. По информации руководителя мурманского отделения ОГФ Елены Васильевой, чиновники от здравоохранения отомстили Ларисе Арап за статью "Дурдом", помещенную в специальном мурманском выпуске газеты "Марш несогласных". Газета вышла в Мурманске 8 июня. Большая статья "Дурдом" привлекла внимание многих мурманчан. В ней рассказывалось о том, как в областной психиатрической больнице лечат детей, применяя к ним электрошок. Автор много общалась с пациентами больницы и на основании рассказов подростков и их родителей. В статье сообщается о том, что в отношении детей со стороны персонала часто проявляется насилие, которое граничит с пытками. Статья привлекла внимание общественности, независимые журналисты провели собственное расследование и заявили, что факты нашли подтверждение. Лариса Арап 5 июля обратилась в больницу Североморска для получения копии заключения медицинской комиссии, которую она прошла, оформляя водительские права. Врачи, в том числе и врач-психиатр Ольга Рекишь, ранее признали здоровой. Когда же в июле автор статьи вошла в кабинет Ольги Рекишь, та спросила, не она ли является автором статьи "Дурдом". Получив утвердительный ответ, врач попросила немного подождать и, как оказалось, вызвала в это время милицию. Сотрудники милиции силой заставили Ларису Арап сесть в машину и отвезли ее в Мурманскую областную психиатрическую больницу. Там ее спеленали и начали вводить медицинские препараты. Требуя не проводить принудительное лечение, автор статьи объявила голодовку, что стало основанием для врачебного заключения для суда о необходимости проведения принудительного лечения. 2. В редакцию газеты «Московский комсомолец» пришло письмо от временно исполняющего обязанности министра внутренних дел Чечни Ахмеда Дакаева. Он пытается уличить редакцию в недобросовестности и просит опубликовать опровержение. Но редакция не признает свою вину. Из текста официального письма из Чечни следует, что на сайте газеты от 5 июля 2007 года опубликована статья Вадима Речкалова под заголовком “Боевики состроили хорошую мину”. В статье освещается факт подрыва неустановленного взрывного устройства, совершенного в Октябрьском районе г. Грозный Чеченской Республики 2 июля текущего года, при этом дается ссылка на комментарий Ахмеда Дакаева журналистам. Ахмед Дакаев официально заявляет редакции «МК», что он с представителями средств массовой информации не встречался и комментариев по поводу данного происшествия не давал. Вадим Речкалов же утверждает в номере газеты от 28 июля, что комментарий Ахмеда Дакаева опубликован информационным агентством “Интерфакс-АВН” 3 июля 2007 года под заголовком “Россия—Чечня—милиционер—ранение. В Грозном в результате теракта ранен милиционер, второй теракт предотвращен”. Причем, редакция использовала только небольшую часть выступления милицейского чиновника. 4. 24 июля Европейский центр по правам цыган (ERRC) обратился в Общественную коллегию по жалобам на прессу Союза журналистов России в связи с проявлениями языка вражды по отношению к цыганам на Первом канале российского телевидения. Поводом для обращения стала передача «Человек и закон», которая вышла в эфир 8 февраля 2007 года. Ее ведущий Алексей Пиманов, говорится в заявлении ERRC, в частности, утверждал, что хоть и существуют разные группы цыган, но все они — сплошь преступники…В заключение передачи ведущий открыто призвал телезрителей «держаться на улицах от цыган подальше», отмечает ERRC. ERRC считает передачу унижающей честь и достоинство цыган России. Такие выражения, как, например: «Но речь сегодня о других цыганах, которых вы встречаете на вокзалах, в электричках, в метро. Знайте только одно – это члены организованных преступных сообществ. Да-да, именно так. Других там не бывает. Оторвут голову!» были, по сути, сказаны в адрес всех цыган, отмечено в жалобе центра. В своей жалобе ERRC просит Общественную коллегию по жалобам на прессу подтвердить, что в передаче содержались грубые нарушения действующего законодательства, норм профессиональной этики и правил поведения журналистов IV. Судебные преследования редакций, юридическое давление на прессу 1. Суд Нижегородской области 30 июля рассмотрит иск областной прокуратуры о ликвидации газеты "Право-защита", главный редактор которой и руководитель общественной организации "Общество российско-чеченской дружбы" Станислав Дмитриевский был осужден в феврале 2006 года за возбуждение национальной розни. Об этом "Газете.Ru" сообщили в пресс-службе регионального отделения "Другой России". Иск в суд направил заместитель областного прокурора Владимир Ткачев еще 31 мая. Он заявляет, что издание материалов в газете "Право-защита" "создало реальную угрозу нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина, общественной безопасности, обществу и государству". По мнению Владимира Ткачева, эта опасность связана с "экстремистским" характером публикаций в газете, которая редактировалась Дмитриевским. В Саранске вышел экстренный номер газеты "Мордовия Сегодня", посвященный свободе слова
В Саранске пятитысячным тиражом выпущен экстренный номер газеты "Мордовия Сегодня", посвященный свободе слова в республике. Выход спецномера вызван тем, что главный редактор издания Анатолий Сардаев находится в следственном изоляторе. Он осужден на 5 с половиной лет. Сардаев считает свое дело политическим и держит голодовку, выражая свой протест против вынесенного ему приговора.
Коллектив редакции опасается, что у Сардаева, страдающего сахарным диабетом, в любой момент может наступить диабетическая кома. Газета адресована, в первую очередь, зарубежным гостям и участникам финно-угорского фестиваля, проходящего в Мордовии, сообщает "Эхо Москвы".
На первой и последней страницах издания крупным шрифтом на русском, английском, финском, венгерском и эстонском языках напечатано: "В Мордовии нет свободы слова".
На четырех полосах газеты рассказывается о ситуации в регионе и преследовании местными властями оппозиции, в частности, о судебном процессе над Анатолием Сардаевым. Газета "Мордовия Сегодня", как отмечает Радио СВОБОДА, - единственное в республике оппозиционное издание, последовательно критикующее социально-экономическую политику местных властей, возглавляемых губернатором Николаем Меркушкиным.
«Центр экстремальной журналистики», Основной целью создания и деятельности Центра является предоставление информационных, правовых и иных услуг в сфере:
защиты прав и интересов журналистов, работающих в экстремальных условиях (массовые беспорядки, вооруженные конфликты, военные действия и т.п.);
защиты прав и свобод журналистов, их экономических и профессионально-творческих интересов, авторских прав, чести и достоинства;
утверждения и реализации свободы массовой информации, дальнейшего укрепление правовой базы деятельности всех сторон информационного процесса.
Центр экстремальной журналистики создан 1 февраля 2000 года как правозащитная структура Союза журналистов России. Основными направлениями деятельности Центра являются:
мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ на территории России и стран СНГ;
изучение особо тяжелых категорий нарушений прав журналистов: убийства, избиения, покушения, угрозы и др., создание групп журналистского расследования;
изучение условий и правового статуса работы журналистов в «горячих точках» и территориях самопровозглашенных государств - Чечня, Карабах, Абхазия, Приднестровье;
подготовка и выпуск справочников, оказание юридической помощи;
изучение законодательства в области СМИ стран СНГ, анализ и рекомендации;
проведение обучающих семинаров для журналистов, работающих в экстремальных условиях;
подготовка и издание специальной литературы.
16 февраля на пресс-конференции в штаб-квартире ООН был обнародован новый доклад международного Комитета по защите журналистов (КЗЖ). Согласно данным Комитета, в 2009 году во всем мире погибло рекордное число сотрудников СМИ. Рекордное число сотрудников СМИ - 99 человек - погибли в 2009 году во всем мире, причем из этого числа - 71 журналист был убит при исполнении своего профессионального долга. Ушедший год назван в докладе одним из самых кровавых для журналистов за все время проведения подобных исследований, начавшихся c 1992 года. До прошлого года самым страшным для репортеров считался 1994-й, когда погибли 66 представителей СМИ, освещавших конфликты в Алжире, Руанде и Боснии. Помимо убийств Комитет отслеживает и факты преследования и запугивания журналистов. В проведении самой жесткой в мире политики в отношении представителей СМИ обвиняется правительство Ирана, где профессия журналиста, по сути, поставлена вне закона. Только в течение прошлого года в стране были арестованы более 90 журналистов. В настоящее время в тюрьмах Ирана содержится, по крайней мере, 23 сотрудника местных СМИ. Особенно уязвимы перед репрессиями представители Интернет-журналистики. На их число приходится более половины всех случаев преследований работников прессы. Пальма первенства, как и в предыдущие 10 лет, принадлежит Китаю. В этой стране за решеткой находится 24 журналиста. Вместе с тем в международном Комитете защиты журналистов отмечают некоторые позитивные и обнадеживающие сдвиги в отношении российских властей к преступлениям против работников СМИ. Так, в прошлом году президент Дмитрий Медведев заявил, что убийц журналистов необходимо привлекать к самой строгой ответственности. На днях глава государства разделил озабоченность руководителей российских СМИ тем, что использование ими инсайдерской информации может служить поводом для давления на журналистов. Дмитрий Медведев предложил при подготовке законопроекта на эту тему учесть опасения работников СМИ. В Комитете также признают, что российские власти обратили самое серьезное внимание на озабоченность положением журналистов, высказанную в ходе визита членов КЗЖ в Москву в сентябре 2009 года. В организации надеются, что российские власти предпримут реальные шаги с целью создать нормальные условия для работы журналистов и реализации их фундаментального права на свободу выражения своих взглядов. II. Задержания и аресты журналистов
17 февраля в Москве близ станции метро «Сокольники» журналисты Liberty.ru Егор Сковорода и Константин Крупницкий были задержаны при исполнении служебного задания по фотосъемке акции протестующих граждан. Вместе с ними также был задержан корреспондент Грани.Ру Вениамин Дрошкин. Задержанных доставили в отделение внутренних дел "Сокольники", где журналисты написали объяснительные записки. В пресс-службе Главного управления внутренних дел Москвы сразу же сообщили, что задержанных во время акции, после принятых объяснений отпустят. Напомним, что 17 февраля состоялось заключительное заседание суда по делу Всеволода Остапова, московского студента, обвинявшегося в нападении на сотрудников милиции. Суд признал вину подсудимого и назначил срок наказания - 1 год условно. Около семидесяти человек, протестующих против решения суда по делу Всеволода Остапова, около 19.00 по московскому времени на несколько минут перекрыли движение автомобилей по Лубянской площади. Они требовали пересмотра дела и изменения решения суда. Никто из активистов не был задержан. Затем протестующие переместились к метро "Сокольники", где также на несколько минут перегородили движение автомобилей. На этот раз появилась милиция и начались задержания. III. Ограничение в профессиональной деятельности журналистов и редакций, давление на прессу 1. В Ярославле под давлением местных властей уволена главный редактор радиостанции "Эхо Москвы в Ярославле " Анна Богданова-Тарковская. Она работала на "Эхо Москвы в Ярославле" с момента основания радиостанции. Media-Day.ru Анна рассказала, что в 2005 году вместе с акционерами компании выигрывала частоту для вещания, сначала делала новости, потом у сетевого партнера столичного "Эха" добавился свой объем вещания. Анна вела утренние политические ток-шоу. А затем ушла руководить пресс-службой к губернатору области Анатолию Лисицыну. Но с новым региональным лидером Сергеем Вахруковым отношения складывались непросто. «Я видела, что ему со мной не совсем комфортно. Потом я поняла, что мне будут ставить задачи, которые противоречат моей гражданской позиции. Закрывать СМИ, давить на СМИ я не могу. По истечению контракта я вернулась на "Эхо Москвы", на должность главного редактора. Уже в тот момент, когда я работала, я узнала, что акционерам поступали просьбы не брать меня на радио», - вспоминает Анна. Сейчас должность главного редактора "Эхо Москвы в Ярославле" сокращена. Анна Богданова-Тарковская видит несколько причин "расставания" - от личного отношения к ней главы области до предновогоднего разговора с ярославским бизнесменом: «Некоторое время назад я планировала пригласить в эфир владельца бизнеса, по иску которого суд принял решение о том, что в области был незаконно введен дополнительный региональный налог. Вскоре звонки акционерам с просьбой расстаться со мной возобновились. По некоторым данным фамилия бизнесмена прозвучала в разговоре представителя власти и одного из акционеров радиостанции. За себя мне не обидно, мне досадно за страну, в которой я живу». 2. Программа «Познер» снята с эфира самого популярного вещательного канала страны. В эфире Первого канала не вышла ставшая в последнее время скандальной программа «Познер». Напомним, в эфире передачи мэтра российского телевидения Владимира Познера в последнее время осмеивалась партия «Единая Россия», причем занимались этим представители властной элиты — спикер Совета Федерации Сергей Миронов и министр финансов Алексей Кудрин. В ответ на обиды представителей партии власти, Владимир Познер пытался пригласить в эфир формального лидера партии Бориса Грызлова. Но этого пока не случилось. По официальной версии «Первого канала», программа снята из-за Олимпиады в Ванкувере. Судьбу программы «Познер» разделят программы «Человек и закон», «Здоровье», «Играй, гармонь» и «Непутевые заметки». Общая информация о ФЗГ
НО «Фонд защиты гласности» (ФЗГ). Свидетельство №084.685 о регистрации некоммерческой организации выдано Московской Регистрационной палатой 27 сентября 1999 г.
Развитие идей гласности и прав человека создает большую общественную потребность в правовом регулировании отношений людей в сфере получения и распространения информации. Другими словами, противоречивая общественно- политическая и экономическая ситуация, сложившаяся в России к началу XXI века, вызвала острую потребность в получении российскими СМИ и их юридическими службами, адвокатами, а также судами всех уровней и дознавателями правоохранительных органов, олитиками и правозащитниками, преподавателями и студентами тематически ориентированной и высокопрофессиональной информационно-консультативной и аналитической помощи. Такую помощь им эффективно предоставляет Фонд защиты гласности.
Основная цель Фонда – содействие сохранению и развитию правового пространства, в котором работают отечественные печатные и электронные СМИ, а через них – содействие демократизации информационной среды, науки, политики, образования в современной России. Сотрудники Фонда защиты гласности поставили себя, свой опыт и знания служению правде, общественной пользе и закону во имя полноценного развития в России гражданского общества.
Многочисленные программы ФЗГ содействуют тому, чтобы в интересах страны и каждого гражданина Российской Федерации сделать более защищенной и чистой деятельность российских электронных и печатных СМИ, сотрудников их редакций.
Мы активно участвуем в постоянной, ежедневной работе по формированию в профессиональном журналистском сообществе понимания значения либеральных ценностей, по воспитанию новых, здоровых журналистских кадров, которым небезразличен общественный престиж избранной ими профессии как одного из базовых элементов демократического государства.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОГРАММЫ
• мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ на территории Российской Федерации;
• юридическая помощь журналистам и представителям СМИ в конфликтных ситуациях, консультации по вопросам их профессиональной деятельности;
• информационно-аналитическая деятельность: еженедельный электронный дайджест, новостная интернет- лента, информационные рассылки о конфликтах СМИ, ежеквартальный печатный аналитический бюллетень «Взгляд»;
• практическая помощь семьям погибших журналистов и сотрудникам СМИ, попавшим в критическую ситуацию;
• научные исследования по широкому спектру правовых и этических проблем журналистики;
• экспертиза законов о СМИ и внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства России;
• издательская программа:, выпуск юридической, научной, правозащитной и справочной литературы по проблемам СМИ (издания Фонда распространяются в основном бесплатно);
• образовательная программа, представленная постоянно обновляющимися по содержанию и адресам юридическими семинарами для журналистов и юристов России, а также тематическими конференциями;
• правозащитная деятельность, включающая любые законные меры к освобождению из тюрем и следственных изоляторов журналистов, попавших туда по ложным обвинениям, к освобождению журналистов-заложников, прове- дение кампаний по защите коллег, подвергающихся гонениям и ограничениям в их профессиональной деятельности.
ДАТА СОЗДАНИЯ ФОНДА
Фонд был образован решением Пленума Конфедерации Союзов кинематографистов СССР, среди его первых учредителей – Егор Яковлев, Игорь Голембиовский, Владимир Молчанов, Элем Климов, Марк Розовский, Алексей Герман. День рождения ФЗГ – 6 июня 1991 г., когда зарегистрированный Фонд дал первую пресс-конференцию.
ВЕБ-САЙТ ФОНДА
В сети Интернет работает подробный сайт Фонда защиты гласности www.gdf.ru. Основные его разделы: «Лента плохих новостей», «Дайджест», «Книги» (электронные версии изданий ФЗГ), «Статьи», «Право», «Образование», «Наши партнеры», «Регионы», «Проекты», «Архив», «О Фонде», «Аналитика», «Контакты»
ПАРТНЕРЫ ФОНДА
Партнеры ФЗГ – общественные, правозащитные и журналистские организации, без взаимодействия с которыми результаты нашей работы были бы гораздо более скромными.
В России – Союз журналистов России, Международная конфедерация журналистских союзов, АНО «Интерньюс», Центр «Право и СМИ», Русский ПЕН-Центр, Информационный центр правозащитного движения, Демократическое совещание, Московская Хельсинкская группа, Общество «Мемориал», Институт гуманитарных исследований, ПО «Гражданский контроль» (Санкт-Петербург), Центрально-Черноземный центр защиты прав прессы (Воронеж), Факультет журналистики Московского государственного университета, Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам, редакция журнала «Индекс – Досье на цензуру» и десятки других организаций.
За рубежом – IFEX (Международная организация по распространению информации о нарушении прав журналистов в мире), Reporters sans frontieres (Репортеры без границ, Франция), WPFC (Всемирный комитет за свободу прессы), Amnesty International (Международная амнистия), Польский Хельсинкский центр по правам человека, Белорусская ассо- циация журналистов и др.
Неоценима поддержка грантодателей ФЗГ, это - РОО «Открытая Россия», NED (Национальный Фонд в Поддержку Демократии, США), Фонд Форда (США), Фонд Дж. и К. МакАртуров (США), Фонд «Евразия», Посольство Нидерландов в РФ и др.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОРПУНКТЫ
Региональные центры, корреспондентские пункты и волонтеры Фонда работают более чем в 30 регионах России – в Архангельске, Брянске, Волгограде, Воронеже, Владивостоке, Владимире, Екатеринбурге, Иванове, Йошкар-Оле, Иркутске, Казани, Калуге, Кемерово, Кирове, Краснодаре, Красноярске, Новосибирске, Мурманске, Омске, Орле, Петрозаводске, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Смоленске, Тюмени, Ульяновске, Хабаровске, Чебоксарах, Челябинске, Чите, Ярославле и некоторых других городах нашей Федерации.
Миссия Фонда защиты гласности – cоздание правового пространства для деятельности СМИ, защита интересов СМИ.
Ценности, которыми руководствуется Фонд, – независимость, как непредвзятость, неангажированность, общественный интерес, гуманизм, сохранение максимального спектра мнений (альтернатива), верховенство права, объективность, свобода слова (свобода выражения мнения).
Благополучатели Фонда – главные редакторы СМИ, журналисты, юристы СМИ, студенты журналистских и юридических факультетов ВУЗов в регионах, заинтересованных в деятельности ФЗГ, депутаты законодательных собраний регионального и федерального уровней.
Услуги, предоставляемые Фондом, – издание книг, проведение учебных семинаров, предоставление экспертов и преподавателей другим организациям; юридические кон сультации, составление юридических документов, представ ление интересов благополучателей в суде; предоставление систематизированной информации по интересующим благополучателя темам; создание «переговорных площадок»; предоставление информационно-справочных услуг о СМИ и НКО; организация и проведение пресс-конференций, круглых столов, юридический «аудит» документации СМИ устав, учредительный договор, авторские и типографские договоры); составление программ политических партий и общественных объединений в области медийного пространства и доступа к информации; экспертиза законодательства для депутатов различных уровней, политических партий и фракций на федеральном и региональном уровнях; независимая комплексная экспертиза деятельности СМИ на федеральном и региональном уровнях; выявление толерантности участия СМИ в избирательном процессе, Hate speech; проведение публичных кампаний в сфере общественных интересов, аdvocacy, предоставление систематизированной и аналитической информации для иностранных журналистов.
Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ
Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации (СПИС) была создана по президентскому Указу от 31 декабря 1993 года. Фактически Палата возникла на основе Третейского информационного суда при Президенте РФ, существовавшего с октября по декабрь того же года.
Третейский информационный суд был учреждён для того, чтобы принимать и рассматривать жалобы, связанные с нарушением избирательного законодательства в средствах массовой информации во время кампании по выборам депутатов в первую Государственную Думу и по проведению всенародного голосования для принятия новой российской конституции.
Важной причиной создания Информационного суда, а затем и Судебной палаты была борьба с ущемлением права кандидатов на защиту своей чести, достоинства и репутации, права на невмешательство в частную жизнь. Естественно, у всех граждан и до того были методы правовой защиты от нарушения этих прав. В обычной ситуации наиболее распространённым из них является подача искового заявления в суд. Такое заявление в российском суде рассматривается около двух лет, что, кстати, является нормальной практикой и в западных странах. Но в ситуации избирательной кампании попытаться вернуть себе доброе имя и репутацию надо не через два года, когда этот вопрос может потерять свою актуальность, а сразу же, так как через несколько недель или дней решится, станет кандидат депутатом или нет. И если сегодня газета обвинит кандидата, предположим, в воровстве, а через два года по суду опубликует опровержение и возместит ему моральный ущерб, то проигравшему выборы это послужит слабым утешением. Третейский информационный суд именно для того и был создан, чтобы те, кто посчитал свои избирательные права нарушенными в средствах массовой информации, могли бы обратиться с жалобой и уже через несколько дней в открытом состязании доказать свою правоту. Информационный суд не был судом в строгом смысле этого слова, он не был встроен в судебную систему страны, не имел полномочий наложить штраф или применить другое наказание, он лишь выносил авторитетные решения.
Эксперимент оказался удачным, поэтому вскоре после голосования 12 декабря 1993 года была создана Судебная палата по информационным спорам. Её мандат был расширен и включал не только избирательные вопросы, но и любые конфликты, связанные со средствами массовой информации, решения по которым могли иметь значение не только для какой-либо конкретной редакции, но и для свободы массовой информации в стране в целом.
Судебная палата по информационным спорам называлась судебной только в силу процедуры рассмотрения споров. Так же, как и Третейский суд, СПИС не была встроена в судебную систему Российской Федерации. Однако её решения являлись обязательными как для государственных органов, так и для государственных средств массовой информации. Но так как число таких СМИ на общем фоне незначительно, фактически решения Судебной палаты носили, скорее, морализаторский, чем правовой характер.
Наиболее важные решения Судебной палаты была обязана публиковать правительственная «Российская газета», что способствовало их исполнению. Особенно это касалось провинции, где эта газета считается фактически рупором властей. Поэтому к решениям палаты, связанным с местными СМИ, относились с большим пиететом.
За годы своего существования Судебная палата рассмотрела несколько сотен конфликтов, наиболее активно функционируя в предвыборный период. Принятые ею решения, рекомендации и заключения важны для толкования тех или иных положений законодательства о средствах массовой информации. Решения Судебной палаты признавались экспертными заключениями в судах общей юрисдикции. Члены СПИС неоднократно подчёркивали, что они не являются сотрудниками административного органа при Президенте Б.Н. Ельцине, но служат членами Судебной палаты при институте Президента РФ. Вмешательство Президента в деятельность Палаты было незначительным, о чём можно судить по её решениям, направленным против тех, кому симпатизировала Администрация Президента или другие органы власти. Многие из решений СПИС защищали журналистов от незаконного вмешательства в их деятельность со стороны органов государственной власти.
К сожалению, в ходе реорганизации аппарата Администрации Президента летом 2000 года Судебная палата по информационным спорам была фактически упразднена. В настоящее время в стране не существует органа, способного выполнять её функции.
Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 1. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных. 2. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 3. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также настоящим Положением. 4. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. II. Полномочия 5. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия: 5.1. осуществляет: 5.1.1. государственный контроль и надзор: 5.1.1.1. за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания; 5.1.1.2. в сфере связи: 5.1.1.2.1. за соблюдением требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи; 5.1.1.2.2. за соблюдением операторами связи требований к пропуску трафика и его маршрутизации; 5.1.1.2.3. за соблюдением порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации; 5.1.1.2.4. за соответствием использования операторами связи выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации; 5.1.1.2.5. за соблюдением организациями федеральной почтовой связи порядка фиксирования, хранения и представления информации о денежных операциях, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации контролю, а также организацией ими внутреннего контроля; 5.1.1.2.6. за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля; 5.1.1.2.7. за выполнением правил присоединения сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе условий присоединения; 5.1.1.3. в сфере информационных технологий: 5.1.1.3.1. за соблюдением требований обязательной сертификации или декларирования соответствия информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; 5.1.1.4. за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных; 5.1.1.5. за представлением обязательного федерального экземпляра документов в установленной сфере деятельности Службы; 5.1.2. присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств на основании решения Государственной комиссии по радиочастотам; 5.1.3. регистрацию присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов; 5.1.4. лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований: 5.1.4.1. в области телевизионного вещания и радиовещания; 5.1.4.2. в области оказания услуг связи; 5.6. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Службы и проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности; 5.7. рассматривает обращения операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и взаимодействия операторов связи, принимает по ним решения и выдает предписания в соответствии с федеральным законом; 5.8. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций, а также полномочия главного администратора и администратора доходов федерального бюджета, главного администратора и администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета в сфере ведения Службы; 5.9. осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти, в том числе имущества, переданного организациям, подведомственным Службе (включая предприятия радиочастотной службы); 5.10. осуществляет анализ экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, подведомственных Службе, и утверждает показатели экономической эффективности их деятельности, а также проводит в этих организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности, в том числе целевого и эффективного использования имущественного комплекса; 5.11. осуществляет прием граждан и обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок; 5.12. обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, в процессе деятельности Службы, а также контроль за деятельностью ее территориальных органов и подведомственных организаций в указанной области; 5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности ее территориальных органов и подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке; 5.14. организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; 5.15. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере ведения; 5.1. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы; 5.17. осуществляет иные функции в установленной сфере ведения, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. 6. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право: 6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; 6.2. проводить необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; 6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Службы, научные и иные организации, а также ученых и специалистов; 6.4. давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; 6.5. в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений; 6.6. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы и коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере ведения; 6.7. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы, а также за деятельностью подведомственных организаций; 6.8. утверждать образцы служебных удостоверений. 7. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не вправе оказывать платные услуги в установленной сфере ведения, кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Суды: в каких защищают СМИ (арбиражные, районный, мировой, ), при содействии каких общественных организаций проходит защита, гласность, давление, о правах журналиста в суде, о законе СМИ.
- 1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. Сми и информационное общество. Другой ответ
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- 4 Концепции свободы печати:
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- I. Регулирование прав собственности: вещание и пресса
- II. Новые коммуникационные технологии и услуги
- 1. Общий принцип
- 2. Принципы, касающиеся цифрового вещания
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- I. Информационная безопасность Российской Федерации
- II. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- III. Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по ее реализации
- IV. Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 1. Структура системы сми: общая характеристика
- 2. Типология сми
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 1. Истоки понятия
- 2. Сущность изменений
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми. Другой ответ
- 18.Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми. Другой ответ
- 22.Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 23.Службы паблик рилейшнз в сфере сми: сущность, функции, методы организации.
- 24.Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 25.Электронные технологии в журналистике. Другой ответ
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 27. Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны. Другой ответ
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30. Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.
- 31.Система методов журналистского творчества.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности в журналистике.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 40.Система современного российского законодательства о сми. Закон рф о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.
- Для уважения прав и репутации других лиц;
- Для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
- Обосновано необходимостью развития демократии в обществе.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 42.Права собственности в сфере сми. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.
- Глава 4. Владелец, издатель, вещатель, редакция
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
- Статья 1255. Авторские права
- Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства Статья 1295. Служебное произведение
- Статья 1297. Программы для эвм и базы данных, созданные при выполнении работ по договору
- Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту
- Статья 1331. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- 46.Судебная и общественная защита свободы сми.
- 47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.
- Правила работы журналиста в горячей точке
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Кодексы профессиональной этики журналиста.
- Вопрос 15. Органы этического регулирования журналистской деятельности
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста
- Международные принципы профессиональной этики журналиста
- Кодекс профессиональной этики журналиста
- I. Принципы профессиональной этики журналиста
- II. Нарушения норм профессиональной этики
- III. Возложение отвественности
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52. Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53. Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми,
- 55. Методы изучения текстов печати, телевидения и радио.
- 56.Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.
- Пример построения квотной модели выборочной совокупности, %
- 57. Социология в авторской журналистской работе.
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- 60 Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 60 Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка. Другой ответ
- 1.33. Фразеологические выражения
- 61 Функционирование морфологических форм речи.
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64 Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 64. Виды текстов и особенности работы редактора над ними. (другой ответ)
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине хуш века.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине 18 века. Другой ответ
- 67.Журналистика первой четверти х1х века.
- 67.Журналистика первой четверти 19 века. Другой ответ
- 68.Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69.Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.
- 70.Русская журналистика в условиях кризиса самодержавия (60-ые годы х1х века). Эпоха реформ и печать.
- 71 Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1х века.
- 72.Журналистика 70-ых гг. Х1х века. Народничество и печать.
- 73 Развитие газетного дела во второй половине х1х века в России.
- 74.Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 78.Журналистика во второй половине 20-30-х гг. Хх в. В условиях становления сталинского тоталитарного режима.
- 79.Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы. Другой ответ
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 86.«Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 90.Современные зарубежные теории сми.
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- 93. Сми Франции: основные вехи развития и особенности.
- 94. Сми Германии: основные вехи развития и особенности. Газеты и журналы
- Телевидение и радио
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности. Другой ответ.
- 96. Мировые сми в годы «холодной войны».
- 97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы.