logo search
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

50. Кодексы профессиональной этики журналиста.

Во многих странах мира существуют журналистские кодексы. В 1983 году на очередной консультативной встрече международных и региональных журналистских организациях были приняты так называемые «Международные принципы журналистской этики». Прежде всего, они требуют от работников СМИ правдиво и честно распространять новости и обеспечивать право людей на свободное выражение мнений и свободное получение информации. Профессионально-этические стандарты, выработанные мировым журналистским сообществом, помогают принимать объективные решения, определяют тот коридор, в границах которого расположено ваше свободное творческое пространство.

Право и этика СМИ: сходство и различие

Право – универсальный регулятор, проникающий во все сферы жизни. Информационное право – отрасль законодательства, занимающаяся вопросами информации и информатизации. Журналистское правоведение – научная учебная дисциплина. Право СМИ – широкая разветвлённая совокупность норм, связанных со СМИ, право СМИ входит в систему журналистской теории и образования: 1. смыкается с фундаментальным учением о принципах и социальных ролях прессы, о структуре мировоззрения журналиста и т. п. Формы существования права: нормы и нормативные акты, правоотношения, правосознание людей. 2. Право формирует стандарты поведения корреспондента, редактора; предопределяет выбор тех или иных средств труда. Правовая подготовка: правовое сознание – знание норм – методика деятельности.

Мораль – это правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям. Этика – учение о морали, нравственности как одной их форм общественного сознания. Профессиональная мораль – это модификация общественной нравственности. Профессиональная этика – это наука, изучающая профессиональную специфику морали. Журналистская мораль – это и форма общественного сознания, и субъективное состояние личности, и реальное общественное отношение. Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы.

Журналистские кодексы – отражения этики журналиста как своего рода сводов норм и правил профессиональной морали.

Международная организация журналистов. Их кодекс говорит о том, что журналист должен оберегать достоинство своей профессии и не должен прибегать к недостойным средствам и способам получения информации.

Совет по профессиональной этике и праву (1988 год, СССР)  Свод деонтологических (этических) правил (1989 год) – Кодекс профессиональной этики советского журналиста, в республиках и краях создавались советы по профессиональной этике и праву  Московская Хартия журналистов подписана группой известных редакторов (1994 год, февраль)  руководители Союза журналистов России составили Кодекс профессиональной этики  Кодекс профессиональной этики был одобрен Конгрессом журналистов России (июнь 1994 года)

В Кодексе 10 статей. Основное: журналист распространяет только достоверную информацию, не использует профессию в личных целях, признаёт юрисдикцию только своих коллег, не может работать в политике и власти, теряет свой статус взяв в руки оружие.

Вот что говорят кодексы о взаимодействии журналистики с теми с кем приходится работать.

Журналист – аудитория

  1. всемерно защищать свободу прессы;

  2. уважать право людей знать правду (своевременно предоставлять им объективную и правдивую информацию о действительности, четко отделяя факты от мнений; противодействовать намеренному сокрытию общественно значимых сведений и распространению заведомо ложных данных);

  3. уважать право людей на собственное мнение;

  4. уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории (не допускать в своих работах смакование подробностей преступлений, потворство пороку, не оскорблять, в том числе и невольно, национальных, религиозных, нравственных чувств человека);

  5. укреплять доверие людей к средствам массовой информации (содействовать открытому диалогу с аудиторией, предоставлять возможности ответа на критику, оперативно исправлять существенные ошибки и т.д.).

Журналист – источник информации

Журналист – герой

Журналист – коллеги

Журналист – власть