logo search
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.

Свобода, несущая с собой сопутствующие обязательства, вынуждает прессу нести ответственность перед обществом и выполнять определенные важные функции массовой коммуникации в современном обществе. Технологические достижения помогли увеличить объем, скорость подачи и точность информационных сообщений. Индустриализация сопровождалась ростом объема рекламы, которая стала главным средством экономической поддержки средств массовой коммуникации. Процесс урбанизации значительно увеличил рынок сбыта информации.

Главным собеседником человека становится телевидение или радио. Все более усиливающийся экономический кризис затрудняет не только поездку к близким тебе людям, но и общение по телефону или через письма. Технологические достижения ХХ века разучили нас писать письма, подробные и обстоятельные как задушевная беседа с другом. Третья причина душевного одиночества как ни парадоксально - значительное расширение круга общения. Человек при этом теряет глубину и непосредственность контакта. Ему как бы не хватает времени, чтобы пообщаться, пооткровенничать, - все решается "на бегу", в коротких, односложных фразах. Быстрая смена и беглость контактов иссушают нравственную чувствительность и искренность общения. При обилии знакомств человек остается одиноким. Одной из задач средств массовой коммуникации становится восстановление душевного спокойствия человека в условиях своеобразного дефицита моральных эмоций. Через них культура имеет возможность способствовать интеграции общества и социальных групп. Средства массовой коммуникации как бы создают клубы по интересам. Новая всеохватная сеть общения создает "глобальную деревню", упраздняет пространство и время и заменяет рационализацию новыми формами мифологии, преподносящими мир как нечто зримое и осязаемое целое. При этом пресса должна быть точной, подавая факт как факт, а мнение как мнение. Отделяя новости от их толкования и представляя многогранность решения проблемы, средства массовой коммуникации содействуют процессу возвращения к истине и облегчает для разумного читателя поиск этой самой истины. Человек словно возвращается в мир, где любое событие интерпретировалось им самим, и при этом он обретает свободу выбора точки зрения. В большинстве европейских обществ к началу ХХ века сложились две формы культуры. Одна из них получила название высокой культуры. Это изящное искусство, классические музыка и литература, которые направлены на восприятие личностью. Другая же, упрощающая высокие образцы до понятных самым широким и не всегда образованным кругам общества, определяется наукой как массовая культура. Средства массовой коммуникации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Ведь культура становится массовой, когда ее произведения стандартизируют и распространяют среди широкой публики. А ведь именно этим изначально и занялись средства массовой коммуникации. Культура создается определенными социальными группами. Это система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни. И хотя мы говорим и о культуре отдельной личности, надо иметь ввиду, что эта личность представляет собой некий специфический ансамбль, включающий в себя автора произведения и его героя, рассказчика и слушателя одновременно, творца культуры и потребителя ее продукта. Журналист как раз и относится к такому типу людей. Он выступает как культурный посредник. Дело в том, что в мире множество разных миров, имеющих собственные культурные ценности. Скажем, национальные культуры: русская или татарская, японская или английская. И эти культуры используют для передачи информации собственные смысловые знаки и символы. Для одних заяц - символ трусости, для других - красоты. Одним начертание "4" скажет об оценке, другим - о смерти. Вот почему очень трудно бывает донести скрытый смысл произведения при переводе его на другой язык, - необходимо не только передать значение слов, но и перевести из одного мира культурных символических знаков в другой. Средства массовой коммуникации пытаются раскрыть сущность этих культурных ценностей, рассказывая о духовных ценностях соседних народов. Стандартизация предметного мира человека, массoвое тиражирование предметов искусства, снижение эстетической ценности бытовой вещи - это и есть пути возникновения "индустрии словесности", "индустрии зрелищ" и других составляющих массовой культуры. Коммерциализация и утилитаризация системы средств массовой коммуникации может быть продолжена и в условиях существования глобатеха. Но при этом следует помнить, что значительное опережение темпами технического освоения мира темпов осознания последствий принимаемых решений и обусловливает кризис культуры. Конец ХХ века принес с собой новое понимание культуры в целом и журналистики как культурного посредника в частности. Термин "постмодерн" обозначает качественно новое состояние, предположительно достигнутое современными передовыми индустриальными обществами. Уже нет столь четкого деления на классы: теперь мы делим людей по большему количеству социальных признаков, учитывая и их пол, и национальность, и возраст. Идут значительные перемены и в экономических, и в политических отношениях в обществе. Да и сама жизнь человека начинает рассматриваться как эстетический или культурный проект. Всемирная паутина, "опутавшая" планету, в народе более известна как Интернет. Вообще-то, Интернет - дитя "холодной войны", его истоки восходят к военным программам Пентагона. Более того, Интернет первоначально задумывался как одно из средств ведения современной войны. Этому была подчинена его изначальная "архитектура": в его основе была заложена оригинальная конструкция расщепления передаваемых информационных данных на маленькие порции - "пакеты", которые достигали цели назначения различными путями. Это, в свою очередь, делало посылаемую информацию неуязвимой для возможного прослушивания. Но уже спустя три десятка лет Интернет стал верным помощником ученых. Конечно же, журналисты тоже не замедлили воспользоваться техническим новшеством. Задача журналистики периода постмодерна видится в том, чтобы быть посредником между личными культурами, объединяя множество личных миров в единое информационное пространство. Постмодерн осуществляется именно в культуре и через культуру. Поэтому неизмеримо возрастает роль и ответственность журналистики в обществе.