logo search
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

2. Типология сми

Типология - это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. При изучении журналистики задача заключается в том, чтобы про­фессионально грамотно ориентироваться в тенденциях развития системы СМИ и уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания или программы вещания. Сначала надо усво­ить некоторые методологические положения.

Во-первых, типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий. Так, если мы скажем, что газета отличается от журнала по объе­му, то должны будем увидеть взаимосвязь этой характеристики с рядом других признаков (периодичность, размер публикаций, ху­дожественное оформление и др.). Во-вторых, типология СМИ находится в зависимости от мно­гих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) при­чин и факторов. К примеру, создание в 1970-е годы крупных про­изводственных объединений на базе отдельных предприятий вы­звало к жизни многостраничные еженедельники фирм, пришедшие на смену тоненьким фабрично-заводским газетам.

В-третьих, движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий.

Наконец, еще одно предварительное замечание. В различных источниках можно встретить не совпадающие друг с другом типо­логические системы, причем нередко среди специалистов разго­раются жаркие споры о том, в каком порядке располагать факто­ры и признаки типологизации, какие из них важнее — то ли содержание, то ли цели, то ли ориентация на определенную аудиторию и т.п.

Параметры типологизации: Регион распространения. Принято классифицировать прессу по вертикальному принципу, в соответствии с административно-тер­риториальным устройством государства. Подчеркнем, что за осно­ву берется не место издания, а обслуживаемая территория. Иначе классификация будет некорректной. Если зона регулярного действия средства информации расши­ряется до международных масштабов, то оно получает статус транс­национального (или наднационального).

Следующий уровень — общенациональные СМИ (для нашей стра­ны — общероссийские, федеральные). Таковыми они становятся, если синхронно расходятся по всей территории страны или по преобладающей ее части.Конкретное содержание всякий раз вкладывается и в понятие «региональные СМИ». Это могут быть и издания, обслуживающие отдельные субъекты федерации (республики, области, Москву и Петербург), и периодика, рассчитанная на более крупную, исто­рически сложившуюся часть страны, отличающуюся природны­ми, экономическими, национально-культурными особенностями.

Под местной прессой в последние годы стали понимать глав­ным образом издания, выходящие в районах и городах областного (республиканского) подчинения. Существует и аналогичная сеть радиовещания. Удовлетворяя особые интересы жителей небольших населенных пунктов, этот тип СМИ имеет надежный потреби­тельский спрос.

В России получила распространение и муниципальная прес­са — сравнительно новые у нас газеты городских районов, волос­тей и малых населенных пунктов (в пределах полномочий муници­пальной власти). В то же время продолжают выходить газеты предпри­ятий, учреждений и учебных заведений.

В условиях конкуренции симпатии аудитории заметно перерас­пределяются в пользу региональных СМИ, что в большей степени характерно для печати и в меньшей — для телевидения. Это связа­но и с более полным учетом их редакциями запросов населения, и с относительно невысокой ценой «домашних» изданий.

Учредители. На этом фоне как небольшая группа воспринимаются партийные издания.

Со своей стороны определенные интересы в печати и на телевидении отстаивают и конкуриру­ющие между собой группировки бизнесменов. Поэтому описание прессы «по учредителю» полезно дополнять характеристикой групп влияния, связанных с редакцией через спонсорство, личные взаи­моотношения, совместную предпринимательскую и политическую деятельность. Впрочем, сложилась уже своеобразная типология крупнейших групп влияния и реальных собственников, фактически распоряжа­ющихся большинством российских СМИ: промышленно-финансовые группы (Газпром, ЛУКОЙЛ, «Проф-Медиа» В. Потанина и др.), пресс-монополии (так называемые медиаимперии Б. Бере­зовского, «Московского комсомольца», «Индепендент медиа», Издательского дома «Провинция», охватившего региональную прессу в десятках областей страны, и др.), администрация (в осо­бенности через соучредительство вместе с редакциями региональ­ных и местных изданий и владение большинством телеканалов).

Аудитория. В самом широком плане существует деление на СМИ для всех и обо всем и специализированные. В литературе прежних лет упо­треблялось наименование «общественно-политическая пресса». Сейчас же применительно к нашей прессе стоит употребить термин «универсальная газета» или издания общего профиля, предназначенные любой ауди­тории, без сегментирования, то есть разделения ее по какому-нибудь признаку. Под давлением условий существования редакции сами уточня­ют свою ориентацию, выбирая адекватные и привлекательные для публики определения. Так, в конце 90-х годов наиболее массовые по тиражу газеты («АиФ», «Комсомольская правда», «Труд») обозна­чили тематику публикаций как универсальную, политическими себя назвали только «Коммерсант-Daily», «Новые Известия» и «Правда». Специализированная периодика рассчитана на определенную аудиторию, что придает ей устойчивость на рынке, хотя в большинстве случаев и не сулит грандиозного всеобщего спроса. Роль ориентиров в этом случае играют со­циально-демографические характеристики (пол, возраст, образо­вание, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.). Однако специализация берет в расчет и более детальное сегментирование рынка. Так, узко на­правленная пресса издается для групп потребителей, объединен­ных по личным интересам (для автомобилистов-любителей - «5 колесо», для спортивных болельщиков — «Советский спорт», для поклонников и служителей сцены — «Театральная газета» и т.д.).

Социологические исследования показывают, что значительная часть журналистов плохо знает свою предполагаемую аудиторию. Огромный массив публикаций обращен к некоему абстрактному читателю. Это влечет за собой усредненный стиль материалов, без­ликость изданий и их похожесть друг на друга. Позволить себе рос­кошь рассчитывать на интерес всех слоев населения могут разве что ведущие общенациональные издания и программы вещания. Издательские характеристики. Имеется в виду весь комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространенности, формате, объеме издания или программы. Это отнюдь не формальные атрибуты. Различают ежедневные издания, недельные, декадные, помесячные, ежеквартальные, а также не имеющие регулярной периодичности. Издания, выходящие в свет реже одного раза в год, не относятся к периодике. Формат обозначается стандартными параметрами. В вещательной журналистике этим словом обычно обозначается целостна модель программы или канала (например, музыкальный или ин формационно-музыкальный форматы). Для прессы установлен стандартные размеры страниц: А2, A3 и А4. Названные параметры обязаны своим проис­хождением размерам типографской бумаги, на которые настрое­ны печатные машины. С появлением возможнос­ти печатания тиража на зарубежной технике в издательское дело пришел новый формат - таблоид — он чуть меньше привычного A3. Таблоидный фор­мат можно встретить в еженедельниках газетного типа, новых тон­ких журналах, а также в газетах, генетически связанных со своими западными прообразами. В стандартных единицах измеряются и объемы передаваемой информации. На радио и телевидении это, естественно, хроно­метраж («получасовая передача», «пятиминутка новостей» и т.п.). В прессе для указания объема приводят количество полос (а не страниц, как говорят далекие от журналистики люди): четырехпо­лосное, восьмиполосное издание и т.д.

Система СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систе­му журналистики. В структурном плане ее представляют три груп­пы средств информации: - печатная пресса: газеты, журналы, еженедельники (газет­ного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари; - аудиовизуальные СМИ - радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, про­межуточную подгруппу образует телетекст; - информационные службы — телеграфные агентства, реклам­ные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.