logo search
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми,

Аудитория – совокупность людей, тех, к кому обращаются СМИ и кто воспринимает обращенную к нему информацию. Взаимность между СМИ и А обязательна, поэтому А называют реципиентом. Следовательно, искусство в прагматической сфере журналистской деятельности заключается в том, чтобы суметь получить у аудитории «аудиенцию» и добиться хотя бы того, чтобы его по крайней мере выслушали. Аудитория - активная, самостоятельно формирующая свое отношение со СМИ "часть" журналистики как функционирующей системы."Первичная" аудитория (реально получающая информацию от СМИ) транслирует ее в преобразованном виде "вторичной" аудит. - тем, кто не контактировал непосредственно с источниками информации. Типы аудит. – реальная (А конкретного издания), потенциальная (те, кто еще не влились в р.А но могут ею стать) и расчетная (на кого рассчитано СМИ). Необходимо изучать аудиторию.

В целях эффективного осуществления информационной политики в ее А-й ориентации каждая редакция должна изучать свою А. Знание А складывается из сведений по крайней мере касающихся трех сфер представлений о ней. Три сферы представлений об аудит.: 1) соц-демографические сведения (образование,профессия, пол, возраст, сем.положение) 2) сведения о характере и состоянии массового характера аудит.(о взглядах, убеждениях, целях и стремлениях и т.п.) 3) сведения об информационном поведении (об источниках регулярно получаемой информации).

«Руководителем» А в выборе источников информации, формировании отношения к ним, отборе материалов для беглого знакомства или внимательного прочтения, в характере освоения информации является информационный интерес. Интересы основываются на потребностях. Журналистская забота – удовлетворение потребностей, понимание которых лежит в основе направления и информационной политики каждого СМИ. Однако интересы А могут не совпадать с ее потребностями. Интересы могут быть ложными, извращенными, вульгарными, низменными, идти вразрез с подлинными нуждами людей. Законом деятельности журналистики поэтому явялется такое удовлетворение потребностей, которое протекает с учетом интересов, т.е. материалы журналистики должны не только отвечать интересам аудитории, но через интересы удовлетворять потребности, связывать интересы и потребности.

Наряду с интересами важную роль в информационном поведении аудитории играют мотивы обращения к источникам информации. Мотивы отвечают на вопрос, зачем нужна аудитории инфрмация, а также дают представление о роли, какую, с точки зрения аудитории, должна играть в ее жизни МИ, определяют личностный смысл ее получения. Важнейшие мотивы: ориентационный мотив в разных проявлениях (в фактах, в смысле и связаях фактов, в закономерностях); мотив выработки и укрепления социальной позиции; престижный мотив (реализация самоуважения при использовании «достойных» источников инф); утилитарный (практическая полезность инф); рекреативный; мотив культурного развития; познавательный мотив; мотив установления контактов с людьми и т.д.

Интересы (что хочу) и мотивы (почему хочу) определяют систему предпочтений тех или иных рубрик, творческих форм, тематических пластов, авторов, проблем. Если интересы и мотивы не удовлетворяются, возникают запросы.

Принципиальная линия поведения в журналистике – прямое или косвенное выполнение требований А. Отсюда необходимость найти способы передачи информации, которая соответствовала бы потребностям и вместе с тем вызывала бы у нее активный инетерс и осваивалась бы ею без лишних затруднений.

Три пути поведения журналиста по отношению к аудит.: "лобовой" - удовлетворение потребностей аудитории никак не связано с её интересами, "хвостистский" - наоборот и "реалистический" путь - творчески соединяются потребности с интересами.

Организаторская деятельность работников СМИ по изучению аудитории носит не административный, а социально-политический характер. Аудитория СМИ – это общее количество зрителей, имеющих возможность потреблять продукты деятельности СМИ. Различают реальную и потенциальную аудиторию конкретной теле- радиопрограммы или печатного материала. И журналистского органа в целом. Важным разделом практики и теории журналистики являются социологические исследования аудитории.

Одно из наиболее часто употребляемых слов среди рекламистов - это целевая аудитория. Учитывая, что на данный момент, реклама вносит весомый вклад в денежные потоки, словосочетание "целевая аудитория" приобретает большое значение. Итак, целевая аудитория, эта нечетко очерченная группа людей, объединенная по какому-то признаку или набору признаков. Иначе говоря, целевая аудитория - это все потенциальные и реальные потребители вашей продукции (вне зависимости от ее стоимости и вида). В отличие от термина "потенциальные потребители", который привязан к понятию "потребление", термин "целевая аудитория" - это рекламный параметр, то есть это та аудитория, на которую вы будете направлять (таргетировать) рекламу тем или иным способом. Так, например, очевидно, что мужская половина населения не является целевой аудиторией рекламы женских гигиенических средств, а реклама моторных масел рассчитана, безусловно, только на автовладельцев и рабочих автосервиса. Таким образом, целевая аудитория - это один из важнейших параметров рекламной кампании.

Необходимо сразу заметить, что за термином целевая аудитория стоит два понятия. Во-первых, это та совокупность людей, для кого предназначена предлагаемая вами продукция или сервис. Такую аудиторию можно назвать условно "желаемой целевой аудиторией". Во-вторых, эта та совокупность людей, которые уже потребляют предлагаемую продукцию к примеру в телевидении это зрители уже смотрящие определенные передачи. Такую аудиторию можно назвать "реальной целевой аудиторией". Очевидно, что если на вашем ТВ канале рекламодатель размещает рекламу, то ему, в первую очередь, интересно, кто будет смотреть на эту рекламу, то есть, ему будет интересен качественный состав вашей аудитории. Обращаю ваше внимание, что словосочетание "целевая аудитория" не применимо к предметному товару, а применимо только к виртуальной продукции (сайту, телепередаче, радиопередаче и пр.) или к рекламе предметного товара.

Следовательно, среди задач издателя есть также и задача определения целевой аудитории СМИ, как реально существующей, так и желаемой. Уже опираясь на знание обеих целевых аудиторий можно делать выводы о причинах различий между ними, если таковые имеются, а также о мерах по исправлению нарушений, если это требуются. Кроме того, на основе знаний о целевой аудитории следует заранее проводить исследования о константности (и стереотипах, конечно) восприятия у людей, составляющих целевую аудиторию.

Что означает "провести качественное исследование целевой аудитории"? Это означает выявление всех тех качеств, которые являются характерными для всех людей, принадлежащих к целевой аудитории. В идеальном случае, проводя качественный анализ целевой аудитории, желательно также установить и сопутствующие признаки, не являющиеся характерными для всех людей целевой аудитории, но принадлежащие большинству из них. Методы проведения качественно анализа делятся на две большие части: статистические исследования и опросы.