89. Репортаж: особенности жанра. Тенденция развития жанра репортаж.
Жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца [Кройчик 2000: 142]. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным. По сути дела, репортаж – это поэтапное фиксирование автором результатов своего наблюдения. Журналист, чтобы написать репортаж, должен следить за тем, как развивалось событие, определять ключевые моменты, фиксировать поведение людей, участников или очевидцев события.
Портрет:
- предмет отображения – ситуация-событие в развитии
- функция – включение адресата в происходящее.
- структура ЭВС – ранжированный фактологический ряд, экспрессивная лексика, ассоциации автора.
- композиция – сюжетного произведения.
Основные признаки жанра:
1. Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).
2. Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).
3. Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку).
Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа). Репортаж – жанр фабульный, текст пишется обязательно от начала события к его завершению, время в репортаже дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах.
Виды репортажа.
Событийный– оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Самый распространенный вид.
Познавательный– в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д. Оперативность подобных материалов бывает снижена. Появление этого вида репортажа связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т.д.
Проблемный– несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства.
Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения. Как правило, в эксперименте журналист «меняет профессию», становится на время охранником, дворником и т.д. Задача автора – наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат.
- 1.Журналистское творчество как профессиональная деятельность
- 2. Журналистское произведение как особый вид текста. Идейно-тематические особенности журналистского произведения.
- 3.Структурно-композиционные особенности журналистского произведения.
- 4. Творческая деятельность журналиста
- 5.Методы и приёмы журналистского творчества.
- 6. Технические средства в журналистском творчестве.
- 7.Жанровая дифференциация журналистского творчества
- 8..Новостная журналистика. Жанры новостной журналистики.
- 9.Проблемно-аналитическая журналистика
- 10. Интерактивная журналистика.
- 11. Очерковая Журналистика.
- 12. Просветительская журналистика.
- 13 Смеховая палитра журналистики.
- 14. Участие журналиста в коллективной творческой деятельности.
- 15. Особенности работы журналиста с текстами, поступающими в сми из различных сфер общества.
- 17.. Сатирическая журналистика 70-х годов 18 века.
- 19.Журналистика в россии 19 века
- 25.Русская эмигрантская журналистика
- 29.Отечественная публицистика военного времени. (193-1940).
- 30. Журналистика ссср как единые пропагандистский комплекс. Особенности организации и функционирования.
- 32. Особенности развития отечественной журналистики конец 20 века
- 34. Праобраз газеты в Древнем Риме и древней греции.
- 35.Новый Завет и ранняя христианская публицистика.
- 36. Античное ораторское мастерство как прообраз европейской публицистики.
- 37.Развитие периодической печати и публицистики в эпоху Возрождения и Реформации
- 38.Возникновение массовых изданий во Франции в 17-20 веках.
- 40. Развитие прессы в Германии в 16-20 веках.
- 41. Печать и публицистика в Англии 17-19 веков.
- 42. Печать и публицистика сша 17-18веков.
- 45. Концепция печати стран Западной Европы и сша в первой половине 20 века.
- 47.Журналистика Германии первой половины 20 века. Приёмы и методы нацистской пропаганды
- 48.Становление телевидения как нового канала массовой информации во второй половине двадцатого века.
- 51. Возникновение и развитие информационных агенств.
- 53. Современные сми стран Азии и Африки.
- 54.Соврееменные тенденции развития зарубежных сми
- 55. Правовой аспект массово-информационной деятельности.
- 56.Информация как объект правоотношений.
- 57. Система законодательства о сми в рф.
- 58. Правовое содержание свободы массовой информации.
- 59. Субъекты массово-информационной деятельности и их правовой статус.
- 60. Организационно-правовая деятельность сми.
- 61. Права и обязанности журналиста.
- 62. Ответственность за нарушения законодательства о сми. Глава VII. Статья 56. Возложение ответственности
- 63. Реклама в системе массовых коммуникаций.
- 64.История рекламного дела с древних времен до Новейшего времени.
- 65. Понятие рекламы и её разновидности.
- 66. Особенности правового и этического регулирования рекламной деятельности в сми
- 67.Pr в системе сми
- 68.Организация и методика кси в области журналистики
- 69.Аудитория сми и социологические методы её исследования
- 71. Редакция и журналист как объекты исследования социологии журналистики.
- 72. Социологическая культура и социологическое мышление журналиста.
- 73. Психологический аспект деятельности сми. Психолого-этические проблемы журналистского творчества.
- 74. Психология массово-коммуникационного творчества и специфика создания журналистского произведения.
- 1. Потребность выразить в слове всякое явление жизни и связанная с этим потребность выразить самого себя.
- 3. Увлечение самим процессом творчества.
- 1. Познавательная функция.
- 3. Творческая деятельность как выражение и коммуникация эмоций.
- 75. Аудитория сми – определение, характеристики, социально-психологическая типология.
- 76.Психологический аспект организации диалоговых отношений сми и аудитории
- 77. Социально-психологическая модель коммуникатора в периодической печати.
- 78.Человеческое общество и глобальные вызовы современности.
- 79. Роль журналистики в разрешении актуальных проблем современности.
- 80. Негативные тенденции в деятельности современных российских сми.
- 81. Общероссийские газеты в системе российской периодической печати.
- 82. Региональные издания в системе российской периодической печати.
- 84. Современная молодёжная пресса. Изменение молодежной прессы в конце 20в.
- 85.Типологические особенности современной женской прессы.
- 86.Медиатекст в современной журналистике.
- 87. Современные стандарты новостного текста.
- 88.Корреспонденция и статья как жанры печати.
- 89. Репортаж: особенности жанра. Тенденция развития жанра репортаж.
- 90. Жанр интервью и его разновидности в современной российской печати.
- 91. Комментарий и обозрение в жанровой структуре современной печати.
- 92. Очерк и Эссе как жанр в структуре современной периодической печати.
- 93. Система источников информации в профессиональной деятельности журналиста. Методы получения информации.
- 94. Аналитическо-расследовательская журналистика в периодической печати.
- 95. Письмо как жанр периодической печати: виды, структура, основные требования, особенности написания.
- 96. Художественно-публицистические жанры газетной публицистики.
- 97. Аналитические жанры газетной публицистики.
- 98. Организация и проведение отдельного журналистского расследования в российского печати.
- 99.Язык и стиль периодической печати.
- 100.Сущностные характеристики газетно-журнальной публицистики.
- 103. Современные технологии изготовления печатных форм и специальные виды печати.
- 104. Послепечатные процессы. Распространение печатной продукции.