logo
Otvety_k_gos_ekzamenam_33 (1)

45. Концепция печати стран Западной Европы и сша в первой половине 20 века.

СМИ как СМИ нынешние появились в начале 20 века. Уменьшение рабочего дня => увеличение досуга, рост з/п, либез, увеличение демократических партий.

1-я веха развития западн. Жур-ки – появление фоторепортажа и фоторепортёра (раньше только художники). Деление на массовую и качественную журналистику.

Массовая: сенсация, развлекательность, поверхностность изложения, непроверенные факты, бесцеремонность (Пулицер – N.Y.Word, Хёртс – N.Y.Journal).

Качественная – классический образец The Times. Обращенная к высокообразованным лицам, гос. и полит. элита, крупный бизнес, интеллигенция.

профессия журналист – реально сформировалась как массовая, как статус. В штат начали брать в начале 20 века => - специализация журналистов (спорт, культура)

- работа редакции становится плановой

- высокая з/п => престиж.

- журналистское образование.

Исходя из поставленной задачи перед СМИ, формируется соответствующая модель СМИ. Они могут выступать как институт информирования общества, социальной коммуникации, образования и воспитания людей, а могут быть орудием в руках различных политических сил, финансово-промышленных групп.

Распространение репортажа – 2-я половина 19 – начало 20в. Основа американских газет - оперативные сообщения.

Распространение идей позитивизма, культ научного знания – формирование упора на объективность. Объективизированный, обезличенный, точно воспроизводящий факты и лишенный каких-либо красот репортаж в американском «телеграфном» - новшество, подрывающее основы традиционных представлений о журнализме, убивающее журналистику.

На рубеже веков жанр не только в Европе, но и в латиноамериканских странах. Страны Латинской Америки в процессе переориентации внешних торговых и культурных связей – заимствование у США.

Особенно заметен этот отпечаток в журналистике Кубы (оказалась в зависимости от США). После освобождения на остров из США вернулись многие кубинцы-эмигранты.

Говин – стал собственником и редактором газеты «El Mundo» («Мир»). Впервые – жанры репортажа и интервью, фотографии. .

Серия репортажей известного кубинского журналиста М. Маркеса Стерлинга. Как спецкор направлен в Вашингтон, отразил визит в США группы депутатов Национальной ассамблеи Кубы, которые встретились с президентом Мак-Кинли и сообщили ему о реакции кубинцев на «поправку Платта» (серьезно ограничила суверенитет Кубы). Чёткий репортаж + фото.

Развитие различных стилей репортажа. 1920-е - под влиянием американского «Time» происходит трансформация репортажа: более субъективным, вольным по стилю и композиции, отход от просто упорядоченного сообщения фактов. 30-40-е - больше сторонников того, что объективность репортажа - не только точная передача фактов, но и их изложение в верно переданном контексте.

В Европе в период между мировыми войнами - расцвет «большого репортажа» с отчетливо выраженными элементами художественности и публицистичности.

Мировые тенденции в развитиижурналистики: глобализацию информации в сочетании с региональным интересом; дальнейшую концентрацию и монополизацию СМИ; включение СМИ в систему корпораций; дифференциацию и специализацию СМИ; зависимость журналистской практики от внедрения новейших технических достижений.

Прошедший век – общественные потрясения, две мировые войны, крушение колониальных и тоталитарных империй, полностью перекроившие карту мира. Особенно сильным был накал в первой половине века, что стимулировало развитие политически тенденциозной журналистики.

Европейские периодические изданиядифференцированы по идейно-политическим признакам, образуя несколько крупных групп: –монархическая пресса – сохраняла сильные позиции в основном до первой мировой войны, в итоге которой многие монархические режимы сменились республиканскими; христианско-клерикальные издания. К их числу относится, например, ватиканская газета «Osservatore Romano» («Римский обозреватель»); –христианско-демократическая печать является рупором светских партий, опирающихся на идеологические установки христианской демократии – в том числе немецкие газеты «General Anzeiger» («Всеобщий вестник»), «Bayernkurier» («Баварский курьер»), итальянская «Popolo» («Народ») и другие издания;

– либеральная пресса представлена изданиями, многие из которых были созданы в период апогея политического движения либералов XIX в. – например, барселонская газета «La Vanguardia» («Авангард»), основанная в 1881 г.;

– социал-демократическая печать, представленная органами партий – членов Социалистического Интернационала;

– коммунистическая пресса, издаваемая компартиями, созданными после 1917 г. на базе левого крыла социалистических и социал-демократических партий;

– правонационалистические издания  органы прессы шовинистической или близкой к ней направленности – например, печать сторонников Де Голля во Франции до 1968 г. (газета «Le Parisien Libéré» – «Освобожденный парижанин» и др.);

– фашистская и неофашистская периодика  наиболее известными образцами такого рода прессы являлась печать германского рейха в период нахождения у власти нацистов;

– печать «экологических» партии и движений.

В начале века определились характеристики таблоидакак газеты для жителей городов с их лихорадочным ритмом жизни, не оставляющим достаточного времени для обстоятельного чтения прессы. Таблоиды представляли собой многообещающее средство рекламы, обращенной к массовому потребителю.

В 20-30г. XX в.оформилась большая типологическая группа журнальной периодики – журналы новостей. Родоначальник «Time». Характерным элементом содержания - наличие в каждом номере «гвоздевого» специального репортажа (или статьи), посвященных одной из наиболее злободневных новостей или проблем политического, экономического или общественного развития.