82. Региональные издания в системе российской периодической печати.
Причины укрепления позиций рег.прессы: 1. Экономическое и политическое укрепление самостоятельности регионов.
2. Снизилась покупательная способность населения: читатель делает выбор в пользу 1 издания = чаще всего местная газета (районная, городская, областная, краевая, республиканская). 3. Активность региональных властных и деловых элит, местная пресса - канал влияния на аудиторию. 4. Крушение идеалов сильного централизованного государства => переключение интересов аудитории с общефедеральных на региональные.
Важным для развития региональных СМИ является и их географическое положение — удаленность от центра, близость рубежей государства и т.д. Пресса мегаполисов, перенасыщена. В сельскохозяйственных районах, напротив, спектр местных изданий значительно уже, а экспансия центральной прессы заметнее. Например, в Твери выходит около 8 крупных газет ( «Тверская жизнь», «Тверские ведомости»). Почти все они работают в нише традиционных общественно-политических изданий. Тиражи региональных вкладок центральных изданий («КП» в Твери», «АиФ» в Твери», «МК» в Твери») сопоставимы с тиражами сугубо местных изданий, хотя последние считаются наиболее авторитетными. Благоприятными условия:
высокий экономический потенциал (Челябинск, Иркутск, Тюмень, Липецк, Нижний Новгород, Самара); самобытность региона и высокая степень исторически оправданных претензий на лидирующие позиции в рамках своего района (Санкт-Петербург, Тюмень, Иркутск);
близость к границам и географическая удаленность от центра (Ставрополь, Сахалин, Приморский край, Калининградская обл.). Снижение тиражей традиционных региональных за счет вытеснения их с рынка:
а) местными газетами новыми, универсального типа, рекламно-информационными (за счет бесплатного распространения);
б) региональными выпусками центральных изданий, одновременно дают общероссийскую и местную информацию. Продолжает развиваться и местная пресса «третьего типа», т.е. ориентированная на более узкие читательские аудитории и дающая информацию более ограниченного спектра. Среди подобных изданий можно выделить спортивные, Дачные, медицинские; рассчитанные на определенные аудиторные группы — женские, детские; посвященные автоновостям. Республиканская печать в столицах республик на национальном и на русском языке межнационального общения, а также на языках национальных меньшинств. В структуре республиканской печати: общественно-политическую, рекламно-информационную, молодежную, деловую, научную, женскую, детскую, религиозную, литературно-художественную и т.д. Государственная концепция развития прессы в ряде национальных республик связана с акцентированием темы суверенитета как непременного условия будущего процветания региона.
Традиционная городская пресса - прочные позиции в городской информационной структуре. Ее положение зависит от отношений между местными властями и СМИ.
Учредители: местная администрация, редакционные коллективы, местные предприятия, частные лица. Районная печать, несмотря на трудную экономич. ситуацию, зависимость от местных властей, отсутствие квалифицированных журналистских кадров, пользуется спросом у местных жителей. Районные издания - «патриархальное» содержание, умеренный стиль.
Приоритетная тематика районных газет — Закон о пенсиях, потеря сбережений населения в результате краха местных банков, детские и другие пособия, проблемы выживания. Возможно, районные газеты не всегда устраивают своего читателя по качеству исполнения, но ни одна центральная газета с высот своего взгляда на мир спускаться к читателю не будет. Поэтому районкам обеспечена долгая жизнь.
Тенденции: 1) возникают межрегиональные издания. Образование «встречных потоков» инфы из провинции в центр становится заметным явлением последнего времени. 2) Региональная печать вовлечена в процессы концентрации и монополизации. Холдинг — самая перспективная линия в достижении самодостаточного развития местной прессы. 3) возможным источником финансирования региональных СМИ в последние годы являлись зарубежные фонды. Гранты, предоставляемые редакциям независимых СМИ, могли составить тот стартовый капитал, без которого невозможна жизнь в условиях рыночной экономики.
83 Деловая пресса современной России: общие характеристики.
Деловая журналистика - один из наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации России. Деловая журналистика - проф. жанр, журналисты отслеживают, собирают, записывают и анализируют информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу. Позиционирована как антипод жёлтой прессы. Жанр отличает особый, специальный взгляд на информацию. Освещаются политические события, новости культуры, подаются с прагматической точки зрения, в контексте их влияния на развитие экономики, на инвестиционный климат, состояние рынков товаров.
Аналитическую функцию, наряду с информационной, считают важнейшей функцией бизнес-прессы. Функции обусловлены характером аудитории, характером информации. Главная - быть надежным источником информации о наиболее важных процессах в общественном производстве и социальной жизни. Жизнеспособность деловой прессы определяется качеством информации, которую она предлагает аудитории. Деловая пресса по определению качественная. В этических кодексах ряда американских газет сотрудникам, освещающим деятельность банков, запрещается владеть акциями банков. Это может привести к конфликту интересов в профессиональной деятельности.
Строгий подход к профессиональной этике имеет под собой экономические основания. Весь бизнес в качественной прессе на доверии читателя к источнику информации.
Деловая информация шире политэкономической, экономической или собственно бизнес-информации. Оперирует любой информацией, могущей оказать влияние на поведение агентов рынка или отражающая это поведение. Ядро целевой аудитории - специалисты, то есть лица, причастные не к принятию решений, а к их подготовке, выработке. Это, прежде всего, люди из групп организаторского труда - образованные, социально активные, работающие во всех сферах народного хозяйства, в науке и на государственной службе. Среди читателей деловой прессы немало студентов высших учебных заведений. Специфика потребления определяется особенностями аудитории: 1) утилитарное, прагматичное потребление. интерес не ради любопытства, а поскольку это необходимо в практической деятельности. 2) потребление в условиях жесточайшего дефицита времени=>стремление к постоянной структуре издания. 3) потребление в условиях гиперболического роста объемов информации в мире. Это резко усложняет поиск нужной информации. Пресса берет на себя функцию предварительной обработки информационных потоков, их структурирования. 5 видов прессы: универсальная, специализированная (Финансовая Россия, Торгово-промышленные ведомости), узкоспециализированная (Финансы и кредит, Бухгалтерский учет), проф-я (Финансист) и «точечную». Деловая пресса представлена во всех видах СМИ. «Файнэншл таймс» - качественная деловая универсальная газета. Пишет о политике, социалке, обозрения по культуре. Основа содержания - деловая информация. К этому виду делового издания стремились «Коммерсант» и «Финансовые известия». Однако с 1996 года «Коммерсант» эволюционирует в сторону универсального общеполитического издания, а «Финансовые известия» прекратили свое существование как самостоятельное издание и стали разделом «Известий». Сегодня универсальным деловым изданием является газета «Ведомости», «Эксперт», «Профиль». Копроративные издания: 1. внутрикорпоративные - исключительно для информирования персонала или отдельных категорий служащих.
2. Издания для внешней аудитории. М.б. платным, стоимость м.б. заложена в стоимость услуг корпорации. Отличительная особенность - относительная независимость редакционной политики. Точка зрения корпорации на какую – либо проблему в таких изданиях обычно присутствует, но не доминирует.
3. для партнеров.
- 1.Журналистское творчество как профессиональная деятельность
- 2. Журналистское произведение как особый вид текста. Идейно-тематические особенности журналистского произведения.
- 3.Структурно-композиционные особенности журналистского произведения.
- 4. Творческая деятельность журналиста
- 5.Методы и приёмы журналистского творчества.
- 6. Технические средства в журналистском творчестве.
- 7.Жанровая дифференциация журналистского творчества
- 8..Новостная журналистика. Жанры новостной журналистики.
- 9.Проблемно-аналитическая журналистика
- 10. Интерактивная журналистика.
- 11. Очерковая Журналистика.
- 12. Просветительская журналистика.
- 13 Смеховая палитра журналистики.
- 14. Участие журналиста в коллективной творческой деятельности.
- 15. Особенности работы журналиста с текстами, поступающими в сми из различных сфер общества.
- 17.. Сатирическая журналистика 70-х годов 18 века.
- 19.Журналистика в россии 19 века
- 25.Русская эмигрантская журналистика
- 29.Отечественная публицистика военного времени. (193-1940).
- 30. Журналистика ссср как единые пропагандистский комплекс. Особенности организации и функционирования.
- 32. Особенности развития отечественной журналистики конец 20 века
- 34. Праобраз газеты в Древнем Риме и древней греции.
- 35.Новый Завет и ранняя христианская публицистика.
- 36. Античное ораторское мастерство как прообраз европейской публицистики.
- 37.Развитие периодической печати и публицистики в эпоху Возрождения и Реформации
- 38.Возникновение массовых изданий во Франции в 17-20 веках.
- 40. Развитие прессы в Германии в 16-20 веках.
- 41. Печать и публицистика в Англии 17-19 веков.
- 42. Печать и публицистика сша 17-18веков.
- 45. Концепция печати стран Западной Европы и сша в первой половине 20 века.
- 47.Журналистика Германии первой половины 20 века. Приёмы и методы нацистской пропаганды
- 48.Становление телевидения как нового канала массовой информации во второй половине двадцатого века.
- 51. Возникновение и развитие информационных агенств.
- 53. Современные сми стран Азии и Африки.
- 54.Соврееменные тенденции развития зарубежных сми
- 55. Правовой аспект массово-информационной деятельности.
- 56.Информация как объект правоотношений.
- 57. Система законодательства о сми в рф.
- 58. Правовое содержание свободы массовой информации.
- 59. Субъекты массово-информационной деятельности и их правовой статус.
- 60. Организационно-правовая деятельность сми.
- 61. Права и обязанности журналиста.
- 62. Ответственность за нарушения законодательства о сми. Глава VII. Статья 56. Возложение ответственности
- 63. Реклама в системе массовых коммуникаций.
- 64.История рекламного дела с древних времен до Новейшего времени.
- 65. Понятие рекламы и её разновидности.
- 66. Особенности правового и этического регулирования рекламной деятельности в сми
- 67.Pr в системе сми
- 68.Организация и методика кси в области журналистики
- 69.Аудитория сми и социологические методы её исследования
- 71. Редакция и журналист как объекты исследования социологии журналистики.
- 72. Социологическая культура и социологическое мышление журналиста.
- 73. Психологический аспект деятельности сми. Психолого-этические проблемы журналистского творчества.
- 74. Психология массово-коммуникационного творчества и специфика создания журналистского произведения.
- 1. Потребность выразить в слове всякое явление жизни и связанная с этим потребность выразить самого себя.
- 3. Увлечение самим процессом творчества.
- 1. Познавательная функция.
- 3. Творческая деятельность как выражение и коммуникация эмоций.
- 75. Аудитория сми – определение, характеристики, социально-психологическая типология.
- 76.Психологический аспект организации диалоговых отношений сми и аудитории
- 77. Социально-психологическая модель коммуникатора в периодической печати.
- 78.Человеческое общество и глобальные вызовы современности.
- 79. Роль журналистики в разрешении актуальных проблем современности.
- 80. Негативные тенденции в деятельности современных российских сми.
- 81. Общероссийские газеты в системе российской периодической печати.
- 82. Региональные издания в системе российской периодической печати.
- 84. Современная молодёжная пресса. Изменение молодежной прессы в конце 20в.
- 85.Типологические особенности современной женской прессы.
- 86.Медиатекст в современной журналистике.
- 87. Современные стандарты новостного текста.
- 88.Корреспонденция и статья как жанры печати.
- 89. Репортаж: особенности жанра. Тенденция развития жанра репортаж.
- 90. Жанр интервью и его разновидности в современной российской печати.
- 91. Комментарий и обозрение в жанровой структуре современной печати.
- 92. Очерк и Эссе как жанр в структуре современной периодической печати.
- 93. Система источников информации в профессиональной деятельности журналиста. Методы получения информации.
- 94. Аналитическо-расследовательская журналистика в периодической печати.
- 95. Письмо как жанр периодической печати: виды, структура, основные требования, особенности написания.
- 96. Художественно-публицистические жанры газетной публицистики.
- 97. Аналитические жанры газетной публицистики.
- 98. Организация и проведение отдельного журналистского расследования в российского печати.
- 99.Язык и стиль периодической печати.
- 100.Сущностные характеристики газетно-журнальной публицистики.
- 103. Современные технологии изготовления печатных форм и специальные виды печати.
- 104. Послепечатные процессы. Распространение печатной продукции.