logo
Otvety_k_gos_ekzamenam_33 (1)

82. Региональные издания в системе российской периодической печати.

Причины укрепления позиций рег.прессы: 1. Экономическое и политическое укрепление самостоятельности регионов.

2. Снизилась покупательная способность населения: читатель делает выбор в пользу 1 издания = чаще всего местная газета (районная, городская, областная, краевая, республиканская). 3. Активность региональных властных и деловых элит, местная пресса - канал влияния на аудиторию. 4. Крушение идеалов сильного централизованного государства => переключение интересов аудитории с общефедеральных на региональные.

Важным для развития региональных СМИ является и их географическое положение — удаленность от центра, близость рубежей государства и т.д. Пресса мегаполисов, перенасыщена.  В сельскохозяйственных районах, напротив, спектр местных изданий значительно уже, а экспансия центральной прессы заметнее. Например, в Твери выходит около 8 крупных газет ( «Тверская жизнь», «Тверские ведомости»). Почти все они работают в нише традиционных общественно-политических изданий. Тиражи региональных вкладок центральных изданий («КП» в Твери», «АиФ» в Твери», «МК» в Твери») сопоставимы с тиражами сугубо местных изданий, хотя последние считаются наиболее авторитетными.  Благоприятными условия:

высокий экономический потенциал (Челябинск, Иркутск, Тюмень, Липецк, Нижний Новгород, Самара); самобытность региона и высокая степень исторически оправданных претензий на лидирующие позиции в рамках своего района (Санкт-Петербург, Тюмень, Иркутск);

близость к границам и гео­графическая удаленность от центра (Ставрополь, Сахалин, При­морский край, Калининградская обл.). Снижение тиражей традиционных региональных за счет вытеснения их с рынка:

а) местными газетами новыми, универсального типа, рекламно-информационными (за счет бесплатного распространения);

б) региональными выпусками центральных изданий, одновременно дают общероссийскую и местную информацию. Продолжает развиваться и местная пресса «третьего типа», т.е. ориентированная на более узкие читательские аудитории и дающая информацию более ограниченного спектра. Среди подобных изданий можно выделить спортивные, Дачные, медицинские; рассчитанные на определенные аудиторные группы — женские, детские; посвященные автоновостям.  Республиканская печать в столицах республик на национальном и на русском языке межнационального общения, а также на языках национальных меньшинств. В структуре республиканской печати: общественно-политическую, рекламно-инфор­мационную, молодежную, деловую, научную, женскую, детскую, религиозную, литературно-художественную и т.д.  Государственная концепция развития прессы в ряде национальных республик связана с акцентированием темы суверенитета как непременного условия будущего процветания региона.

Традиционная городская пресса - прочные позиции в городской информационной структуре. Ее положение зависит от отношений между местными властями и СМИ.

Учредители: местная администрация, редакционные коллективы, местные предприятия, частные лица. Районная печать, несмотря на трудную экономич. ситуацию, зависимость от местных властей, отсутствие квалифицированных журналистских кадров, пользуется спросом у местных жителей. Районные издания - «патриархальное» содержание, умеренный стиль.

Приоритетная тематика районных газет — Закон о пенсиях, потеря сбережений населения в результате краха местных банков, детские и другие пособия, проблемы выживания. Возможно, районные газеты не всегда устраивают своего читателя по качеству исполнения, но ни одна центральная газета с высот своего взгляда на мир спускаться к читателю не будет. Поэтому районкам обеспечена долгая жизнь.

Тенденции: 1) возникают межрегиональные издания. Образование «встречных потоков» инфы из провинции в центр становится заметным явле­нием последнего времени. 2) Региональная печать вовлечена в процессы концентрации и монополизации. Холдинг — самая перспективная линия в достижении самодос­таточного развития местной прессы. 3) возможным источником финансирования региональных СМИ в последние годы являлись зарубежные фонды. Гранты, пре­доставляемые редакциям независимых СМИ, могли составить тот стартовый капитал, без которого невозможна жизнь в условиях рыночной экономики.

 

83 Деловая пресса современной России: общие характеристики.

Деловая журналистика - один из наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации России. Деловая журналистика  - проф. жанр, журналисты отслеживают, собирают, записывают и анализируют информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу. Позиционирована как антипод жёлтой прессы. Жанр отличает особый, специальный взгляд на информацию. Освещаются политические события, новости культуры, подаются с прагматической точки зрения, в контексте их влияния на развитие экономики, на инвестиционный климат, состояние рынков товаров.

Аналитическую функцию, наряду с информационной, считают важнейшей функцией бизнес-прессы. Функции обусловлены характером аудитории, характером информации. Главная - быть надежным источником информации о наиболее важных процессах в общественном производстве и социальной жизни. Жизнеспособность деловой прессы определяется качеством информации, которую она предлагает аудитории. Деловая пресса по определению качественная. В этических кодексах ряда американских газет сотрудникам, освещающим деятельность банков, запрещается владеть акциями банков. Это может привести к конфликту интересов в профессиональной деятельности.

Строгий подход к профессиональной этике имеет под собой экономические основания. Весь бизнес в качественной прессе на доверии читателя к источнику информации.

Деловая информация шире политэкономической, экономической или собственно бизнес-информации. Оперирует любой информацией, могущей оказать влияние на поведение агентов рынка или отражающая это поведение. Ядро целевой аудитории - специалисты, то есть лица, причастные не к принятию решений, а к их подготовке, выработке. Это, прежде всего, люди из групп организаторского труда - образованные, социально активные, работающие во всех сферах народного хозяйства, в науке и на государственной службе. Среди читателей деловой прессы немало студентов высших учебных заведений. Специфика потребления определяется особенностями аудитории: 1) утилитарное, прагматичное потребление. интерес не ради любопытства, а поскольку это необходимо в практической деятельности. 2) потребление в условиях жесточайшего дефицита времени=>стремление к постоянной структуре издания. 3) потребление в условиях гиперболического роста объемов информации в мире. Это резко усложняет поиск нужной информации. Пресса берет на себя функцию предварительной обработки информационных потоков, их структурирования.  5 видов прессы: универсальная, специализированная (Финансовая Россия, Торгово-промышленные ведомости), узкоспециализированная (Финансы и кредит, Бухгалтерский учет), проф-я (Финансист) и «точечную». Деловая пресса представлена во всех видах СМИ. «Файнэншл таймс» - качественная деловая универсальная газета. Пишет о политике, социалке, обозрения по культуре. Основа содержания - деловая информация. К этому виду делового издания стремились «Коммерсант» и «Финансовые известия». Однако с 1996 года «Коммерсант» эволюционирует в сторону универсального общеполитического издания, а «Финансовые известия» прекратили свое существование как самостоятельное издание и стали разделом «Известий». Сегодня универсальным деловым изданием является газета «Ведомости», «Эксперт», «Профиль». Копроративные издания: 1. внутрикорпоративные - исключительно для информирования персонала или отдельных категорий служащих.

2. Издания для внешней аудитории. М.б. платным, стоимость м.б. заложена в стоимость услуг корпорации. Отличительная особенность - относительная независимость редакционной политики. Точка зрения корпорации на какую – либо проблему в таких изданиях обычно присутствует, но не доминирует.

3. для партнеров.