4. Творческая деятельность журналиста
Информационное вызывается к жизни многообразными общественными потребностями и существует в двух формах: деятельность любительская и профессиональная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов в обществе соответствующими профессиональными группами, напр. журналистами. Творческий процесс в любом виде деятельности непрерывен, но продукция появляется порциями – отдельными произведениями. Процесс рождения их - творческий акт – несет в себе черты, характерные и для творчества в целом, и для данного его вида.
Главная особенность творческого процесса ж. - начинается освоением действительности. Оособый предмет познания, особая цель, из которой вытекают конкретные задачи, особые условия.
Жур. произведение создается для сообщения о конкретных изменениях действительности - очевидных (совершающиеся события) или неочевидных (назревающие проблемы). Предмет познания для журналиста - конкретные ситуации жизни, в которых обнаруживают себя ее новые моменты – позитивные или негативные, но значимые для многих. Преимущественно ситуации текущей реальной действительности. Иногда возникает нужда в обращении к фактам вчерашнего дня или далекого прошлого. Масштабы ситуаций м.б.: от локальных до глобальных; позитивные, проблемные и конфликтные. Любая ситуация осваивается журналистом в связи с более широкой ситуацией проблемного характера, в которую она входит. Связь конкретных реальных ситуаций с масштабными проблемами определяет актуальность и общезначимость оперативного знания в произведении журналиста.
Цель жур. поиска - сведения о предмете. Их круг широк: сведения, характеризующиеся как особенности изучаемой ситуации, черты, объединяющие ее с масштабной проблемной ситуацией. Цель познавательной деятельности жур. – получить необходимое оперативное знание, средства, с помощью которых оно м.б. адекватно предъявлено в тексте. Главное средство выражения жур. инфы – факты.
Формы и ход познавательного процесса. Жанры влияют на форму познания.
Ознакомление: новостная журналистика. Предмет познания новость – свершившийся в действительности факт, существенным образом меняющий ситуацию. Целевая познавательная задача жур. - установить факт в определяющих его границах (Кто? Что? Где? Когда?), определить значимость изменений (Почему? Зачем? Что следует?). Глубокого собственного проникновения в неочевидные связи при этом не требуется: м.б. заменено комментариями с участников событий, экспертами.
Исследование – проблемно-аналитическая жур-ка. Поэтапная познавательная деятельность с четкими задачами. Предмет познания – ситуация в целом, взятая под углом зрения более широкой проблемы, касающейся многих людей. Необходимо выявление неочевидных связей фактов (причинно-следственных).
Расследование – обусловлено наличием негативных моментов, наносящих обществу вред, скрываемых, маскируемых под благополучные. Предмет познания – ситуация, состоящая из фактов, большинство которых намеренно скрывается, а связи между ними подаются не истинно. Целевая познавательная задача - добыть скрываемые данные и понять их суть, их значение.
механизмы психики едины: восприятие, память, мышление интуитивное, мышление наглядно-образное, мышление словесно-логическое, воображение. Принципиально един и состав технологических операций (процедур), образующих акт познания.
1. выработка заявки на тему.
2. сбор предварительных данных – повышение компетентности жур-та.
3. Определение конкретного предмета изучения. Правильность гипотез и т.д.
4. Направленное изучение предмета: решение основных задач.
Источники инфы:
Документ. Носитель с зафиксированной на нем информацией. Документ в узком смысле –информационный продукт особого рода: официальная бумага, созданная для подтверждения какого-либо факта или права на что-то.
Человек. «Живой источник» - центральное звено информационной среды. Свидетель, участник, носитель информации о себе, о своем субъективном мире, транслятор информации, полученной от других. Человек сам программирует свое информационное поведение, и журналист не может этого не учитывать.
Предметно-вещественная среда. Обстановка человека.
- 1.Журналистское творчество как профессиональная деятельность
- 2. Журналистское произведение как особый вид текста. Идейно-тематические особенности журналистского произведения.
- 3.Структурно-композиционные особенности журналистского произведения.
- 4. Творческая деятельность журналиста
- 5.Методы и приёмы журналистского творчества.
- 6. Технические средства в журналистском творчестве.
- 7.Жанровая дифференциация журналистского творчества
- 8..Новостная журналистика. Жанры новостной журналистики.
- 9.Проблемно-аналитическая журналистика
- 10. Интерактивная журналистика.
- 11. Очерковая Журналистика.
- 12. Просветительская журналистика.
- 13 Смеховая палитра журналистики.
- 14. Участие журналиста в коллективной творческой деятельности.
- 15. Особенности работы журналиста с текстами, поступающими в сми из различных сфер общества.
- 17.. Сатирическая журналистика 70-х годов 18 века.
- 19.Журналистика в россии 19 века
- 25.Русская эмигрантская журналистика
- 29.Отечественная публицистика военного времени. (193-1940).
- 30. Журналистика ссср как единые пропагандистский комплекс. Особенности организации и функционирования.
- 32. Особенности развития отечественной журналистики конец 20 века
- 34. Праобраз газеты в Древнем Риме и древней греции.
- 35.Новый Завет и ранняя христианская публицистика.
- 36. Античное ораторское мастерство как прообраз европейской публицистики.
- 37.Развитие периодической печати и публицистики в эпоху Возрождения и Реформации
- 38.Возникновение массовых изданий во Франции в 17-20 веках.
- 40. Развитие прессы в Германии в 16-20 веках.
- 41. Печать и публицистика в Англии 17-19 веков.
- 42. Печать и публицистика сша 17-18веков.
- 45. Концепция печати стран Западной Европы и сша в первой половине 20 века.
- 47.Журналистика Германии первой половины 20 века. Приёмы и методы нацистской пропаганды
- 48.Становление телевидения как нового канала массовой информации во второй половине двадцатого века.
- 51. Возникновение и развитие информационных агенств.
- 53. Современные сми стран Азии и Африки.
- 54.Соврееменные тенденции развития зарубежных сми
- 55. Правовой аспект массово-информационной деятельности.
- 56.Информация как объект правоотношений.
- 57. Система законодательства о сми в рф.
- 58. Правовое содержание свободы массовой информации.
- 59. Субъекты массово-информационной деятельности и их правовой статус.
- 60. Организационно-правовая деятельность сми.
- 61. Права и обязанности журналиста.
- 62. Ответственность за нарушения законодательства о сми. Глава VII. Статья 56. Возложение ответственности
- 63. Реклама в системе массовых коммуникаций.
- 64.История рекламного дела с древних времен до Новейшего времени.
- 65. Понятие рекламы и её разновидности.
- 66. Особенности правового и этического регулирования рекламной деятельности в сми
- 67.Pr в системе сми
- 68.Организация и методика кси в области журналистики
- 69.Аудитория сми и социологические методы её исследования
- 71. Редакция и журналист как объекты исследования социологии журналистики.
- 72. Социологическая культура и социологическое мышление журналиста.
- 73. Психологический аспект деятельности сми. Психолого-этические проблемы журналистского творчества.
- 74. Психология массово-коммуникационного творчества и специфика создания журналистского произведения.
- 1. Потребность выразить в слове всякое явление жизни и связанная с этим потребность выразить самого себя.
- 3. Увлечение самим процессом творчества.
- 1. Познавательная функция.
- 3. Творческая деятельность как выражение и коммуникация эмоций.
- 75. Аудитория сми – определение, характеристики, социально-психологическая типология.
- 76.Психологический аспект организации диалоговых отношений сми и аудитории
- 77. Социально-психологическая модель коммуникатора в периодической печати.
- 78.Человеческое общество и глобальные вызовы современности.
- 79. Роль журналистики в разрешении актуальных проблем современности.
- 80. Негативные тенденции в деятельности современных российских сми.
- 81. Общероссийские газеты в системе российской периодической печати.
- 82. Региональные издания в системе российской периодической печати.
- 84. Современная молодёжная пресса. Изменение молодежной прессы в конце 20в.
- 85.Типологические особенности современной женской прессы.
- 86.Медиатекст в современной журналистике.
- 87. Современные стандарты новостного текста.
- 88.Корреспонденция и статья как жанры печати.
- 89. Репортаж: особенности жанра. Тенденция развития жанра репортаж.
- 90. Жанр интервью и его разновидности в современной российской печати.
- 91. Комментарий и обозрение в жанровой структуре современной печати.
- 92. Очерк и Эссе как жанр в структуре современной периодической печати.
- 93. Система источников информации в профессиональной деятельности журналиста. Методы получения информации.
- 94. Аналитическо-расследовательская журналистика в периодической печати.
- 95. Письмо как жанр периодической печати: виды, структура, основные требования, особенности написания.
- 96. Художественно-публицистические жанры газетной публицистики.
- 97. Аналитические жанры газетной публицистики.
- 98. Организация и проведение отдельного журналистского расследования в российского печати.
- 99.Язык и стиль периодической печати.
- 100.Сущностные характеристики газетно-журнальной публицистики.
- 103. Современные технологии изготовления печатных форм и специальные виды печати.
- 104. Послепечатные процессы. Распространение печатной продукции.