logo
Otvety_k_gos_ekzamenam_33 (1)

71. Редакция и журналист как объекты исследования социологии журналистики.

Зачем. 1. поможет лучше осознать задачи, роли журналистики и журналиста в обществе.

2. позволит каждому сотруднику СМИ уточнить свое место в профессиональном сообществе, найти свою нишу, специализацию, наметить пути и направления своей карьеры – должностной, творческой, продуктивной или репродуктивной, литературной или организаторской.

3. дают пищу для саморефлексии – сравнения собственной личности с некоторым обобщенным, модельным представлением о профессионале.

4. поможет искать и находить пути успешной их организации, выхода из конфликтных и кризисных ситуаций.

5. даст информацию о том, как создать нормальный творческий климат.

6. изучение продукции коллектива методом количественно-качественного контент-анал иза, ее соотнесенность с концепцией издания и ожиданиями аудитории поможет планировать работу редакции и отдельных журналистов, производить в ней оптимальные изменения.

7. анализ кадровой структуры редакций позволит сформировать высокопрофессиональный журналистский корпус и улучшить его подготовку и переподготовку.

Методы. Социологи, исследующие аудиторию и журналистов, используют одинаковые методики. Однако явно выраженную специфику.

Специфика проявляется уже в формировании выборки исследования. Если при опросе аудитории она обычно вероятностная или квотная, то при изучении редакций и журналистов – смешанная, основанная на поиске типичных регионов и редакционных коллективов внутри них, где, как правило, опрашиваются все творческие работники. Это обусловлено рядом обстоятельств.

Опрос в редакциях, особенности применения анкет и метода интервью. Журналисты - привыкли брать интервью, а не отвечать на вопросы других. Успех исследования зависит от того, насколько интересно составлена анкета и убедителен, доброжелателен, обаятелен, любознателен интервьюер; как удачно он провел подготовительную работу, сумел заинтересовать потенциальных респондентов.

У прессовой или почтовой анкеты (в том числе электронной) тоже есть некоторые особенности в применении к изучению журналистов. Такие анкеты нужно еще основательнее, чем обычно, мотивировать, находить убедительные аргументы, чтобы коллега захотел ответить вам по почте.

Социометрический опрос - при исследовании межличностных отношений внутри редакции; определении неформального лидера коллектива, степени сплоченности сотрудников, их дифференциации по формальным и неформальным, эмоциональным и рациональным, деловым и ролевым взаимоотношениям и для оценки этих отношений. Социограммы позволяют определить положение отдельных членов коллектива, выявить лидеров, наличие конкретных групп. Применение социометрии поможет переструктурировать отделы и службы, улучшить деловой, профессиональный, творческий и психологический микроклимат, перевести неформальных лидеров в ранг формальных, когда это целесообразно.

Контент-анализ СМИ – всегда заинтересована сама редакция: она хочет знать, какими параметрами характеризуется продукт ее деятельности – совокупность номеров издания или публикаций по определенной тематике. Его полезно применять в комплексном исследовании – при сравнении текстов с интересами аудитории, программирующими намерениями редакций, мнениями журналистов по поводу значимости освещения тех или иных проблем и т.п. На таком сопоставлении отчетливо видны нестыковки целей редакции с ожиданиями потребителей ее продукции.

Эксперимент применяется для совершенствования структуры, процесса, организации деятельности редакции. Но особенно продуктивен он в опытах с изменением различных параметров издания, программы (название, периодичность, формат, оформление, дизайн, верстка, набор рубрик, стилистическая и жанровая модели, авторы, формы подачи, содержание рекламы и т.д.). Исследователь замеряет реакцию аудитории на эти изменения при помощи социологических опросов или исследования в фокус-группах, и редакция вносит необходимые поправки в свою работу.

Социол наблюд-е используется при изучении организации труда, фиксировании затрат рабочего времени и т.п.

Дневник самохронометража, с помощью которого анализируется бюджет времени.

Специфической именно для изучения журналистских коллективов - Паспорт редакции. Правда, он имеет значение только при условии, что изучается достаточно большое число изданий или телерадиоканалов. Собственно, это скорее статистика, чем социология, поскольку в таком документе фиксируются не мнения, а фактические данные: название, тип издания, адрес, периодичность, объем, формат, цветность, формы печати, структура редакции, перечень отделов и служб, наличие и объем рекламы, наиболее устойчивые рубрики, материально-техническая база, экономическое положение редакции, состав и динамика кадров, количество писем и т.д.

Социопсихологических тестовых методиках - для саморефлексии, определения типа личности, психологических и характерологических особенностей сотрудников, степени их соответствия занимаемым должностям или виду творчества и т.п. Эти процедуры иногда дополняются медикопсихологическими обследованиями здоровья журналистов, условий их труда, утомляемости, влияния на самочувствие сотрудников напряженного ритма, длительности работы на компьютере.