logo
Otvety_k_gos_ekzamenam_33 (1)

59. Субъекты массово-информационной деятельности и их правовой статус.

К основным субъектам информационного права относятся лица, участвующие в создании, преобразовании, передаче и распространении, получении и потреблении информации. Это, прежде всего, создатели, или производители, информации, обладатели информации,

потребители информации.

Создатели (производители) информации — это лица, в результате интеллектуальной деятельности которых появляется информация. К ним относятся и авторы, создающие творческую продукцию, и лица (в том числе органы государственной власти, органы

местного самоуправления, юридические лица), не претендующие на авторство по поводу созданной ими информации. К данным субъектам по логике закона «Об авторском праве и смежных правах» относятся приобретатели авторских прав по авторским договорам, а также работодатели в случаях создания служебного произведения. Кроме того, в соответствии с Патентным законом, к таким субъектам можно отнести и авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а также патентообладателей и лицензиатов. Правоспособность этих лиц возникает в силу провозглашенной законом

возможности каждого быть автором произведений науки, литературы и искусства, без какого бы то ни было дополнительного разрешения. Дееспособность автора не имеет значения для обладания права_ми на информационный объект, однако влияет на возможность реализации имущественных прав на информационный объект (в данном

случае применяются нормы гражданского права).

Субъектами информационных правоотношений также являются и обладатели средств индивидуализации:

Физические лица — обладают именем, состоящим из собственно имени, отчества и фамилии (хотя имя может формироваться и иначе, в зависимости от национальных особенностей). При этом физическое лицо обладает правом защищать свое имя, в том числе требовать воспроизведения его без каких бы то ни было искажений, а также оценивать имя и вносить право на его использование в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ. Кроме того, имя может стать товарным знаком, к примеру, товарный знак популярной певицы «Алла Пугачева», под которым выпускается обувь и парфюмерные изделия. В современной практике таких примеров до_

статочно, когда имя известного лица используется в рекламных целях, в том числе и для продвижения своего товара на рынке.

Юридические лица обладают фирменным наименованием, товарным знаком или знаком обслуживания, право на использование которого может быть передано любому лицу по договору коммерческой концессии. Юридическое лицо обладает также деловой репутацией, защита которого осуществляется в рамках гражданского законодательства, хотя деловая репутация также может быть объектом договора (совместного товарищества или другого), то есть являться неким информационным ресурсом, который сам может стать средством получения прибыли.

Государство также обладает собственным именем и некоторыми исключительными правами на объекты промышленной собственности и информацию, составляющие государственную тайну. Государство может передавать право на использование своего имени в коммерческих целях, однако пользователи в таком случае должны оплачивать обязательные платежи за подобное использование (такой обязанностью не облагаются субъекты, использующие государственное наименование в общественно полезных целях, а также в соответствии с целями своей деятельности, например суд, нотариусы, государственные органы и образовательные учреждения, общественные организации).

Ряд производителей информации не претендует на защиту своих личных неимущественных прав на созданную информацию, однако они заинтересованы в признании этой информации своей собственной. К ним можно отнести производителей открытых справочных Информационно-поисковых систем, баз и банков данных и т. п.

Обладатели информации — это посредники между создателями и потребителями информации; лица, приобретающие исключительное право на передачу и распространение информации и обеспечивающие доведение созданной информации до конечного потребителя.

Потребители информации — это лица, нуждающиеся в информации, производящие поиск и получающие ее для удовлетворения своих потребностей (для повышения знаний, образования, принятия решений и т. п.).

К субъектам информационных правоотношений относятся также и те лица, которые участвуют в создании и применении средств и механизмов программно_технического обеспечения информационных процессов — информационных систем, сетей, информационных технологий и средств их обеспечения (информационных, лингвистических, технических, программных и иных). Соответственно каждый из перечисленных лиц должен обладать правосубъектностью для того, чтобы вступать в информационные правоотношения. При этом правоспособность указанных лиц является общей, однако дееспособность физических лиц может быть ограничена, при этом ограничение устанавливается не фактически уполномоченным на то органом, а формально тем объектом, по поводу которого лица вступают в правоотношения, то есть статусом самой информации — общедоступна она или ограничена в пользовании,

либо вообще изъята из пользования. Обращаясь к общим принципам классификации субъектов правоотношений — субъектов информационных правоотношений, можно

подразделить: — на индивидуальные субъекты

— физические лица, участвующие в информационном процессе (обороте информации — создании, передаче, использовании)

— коллективные субъекты — юридические лица, независимо от

форм собственности и организационно_правовых форм.