logo
Otvety_k_gos_ekzamenam_33 (1)

58. Правовое содержание свободы массовой информации.

Основополагающая идея Конституции Российской Федерации 1993 года - обеспечение правовых гарантий соблюдения и защиты высшей ценности - человека, его прав и свобод. При этом свобода массовой информации является одним из необходимых условий демократического развития общества и государства, защиты демократических ценностей, в том числе прав и свобод человека и гражданина.

Анализ законодательства Российской Федерации показывает, что:

1. Определение понятия свободы массовой информации, закрепленное в Законе РФ «О средствах массовой информации», является односторонним и не отражает в должной мере конституционно обоснованную необходимость соблюдения баланса интересов личности, общества и государства.

2. Регламентация осуществления свободы массовой информации (ее правовых основ) в Конституции Российской Федерации 1993 г. является недостаточной, т.к. в ней, в частности, не закреплено право граждан на своевременное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и общественных объединений, которое имеет фундаментальное значение для демократического развития российского общества и государства, в том числе для свободного осуществления народом своей власти. Отсутствие закрепления этого права в Конституции явилось одной из причин установления в федеральных законах неэффективных механизмов его обеспечения.

3. Использованная в Конституции Российской Федерации 1993 г. модель раздельного закрепления - в разных статьях - свободы массовой информации (ст.29) и оснований ее возможных ограничений (ч.3 ст.55 и др.) не является оптимальной и обладает рядом недостатков. Указанная модель способствует интерпретации свободы массовой информации в качестве обоснования сведения правовых ограничений этой свободы лишь к наименьшим из возможных, недостаточным ограничениям, без учета необходимости обеспечения баланса интересов граждан, общества, государства, с одной стороны, и интересов владельцев и сотрудников СМИ, - с другой стороны.

Правовые ограничениясвободы массовой информации являются правовыми мерами защиты интересов личности, общества и государства в сфере массовой информации, призванными обеспечить баланс этих интересов и предотвратить злоупотребления свободой массовой информации, и, таким образом, являются одной из гарантий свободной правомерной деятельности средств массовой информации и обеспечения права граждан на информацию.

Демократический характер Российского государства, как один из элементов системы основ конституционного строя Российской Федерации, предопределяет необходимость установления правовых гарантий свободного формирования общественного мнения, в том числе: эффективных гарантий права граждан на своевременное получение через СМИ достоверной и объективной информации о деятельности органов государственной власти и общественных объединений; гарантий равных условий доступа политических партий к государственным СМИ; установление правовых ограничений свободы массовой информации, направленных на предотвращение злоупотреблений правом политических партий на формирование общественного мнения; установление требований к обеспечению достоверности, объективности материалов в информационных программах государственных и негосударственных электронных СМИ.

Правовые ограничения свободы массовой информации, направленные на обеспечение информированного участия народа в осуществлении своей власти, а также на защиту прав и законных интересов граждан, являются необходимым элементом демократического режима российского государства, и должны получить адекватное конституционно-правовое закрепление и совершенствоваться в соответствии с развитием общества и средств коммуникаций.

В настоящее время законодательство Российской Федерации характеризуется неэффективностью многих установленных в законах ограничений свободы массовой информации, отсутствием ряда необходимых ограничений, направленных на предотвращение злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации в СМИ, что способствует искажению свободного формирования мнения избирателей и их свободного волеизъявления, и, тем самым, ущемляет конституционное право народа на свободное осуществление своей власти на выборах органов государственной власти. Федеральными законами не обеспечены эффективные правовые гарантии осуществления права граждан на получение через СМИ достоверной, объективной информации о деятельности органов государственной власти, и не установлены гарантии обеспечения политического плюрализма в деятельности электронных СМИ.

Федеральный закон от 13 января 1995 года «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» не обеспечивает реализацию в должной мере конституционного принципа открытости (включая информационную) заседаний палат парламента, а также не обеспечивает условия политического плюрализма в программной политике государственных СМИ (в т.ч., равных условий доступа политических партий к государственным СМИ).