58. Правовое содержание свободы массовой информации.
Основополагающая идея Конституции Российской Федерации 1993 года - обеспечение правовых гарантий соблюдения и защиты высшей ценности - человека, его прав и свобод. При этом свобода массовой информации является одним из необходимых условий демократического развития общества и государства, защиты демократических ценностей, в том числе прав и свобод человека и гражданина.
Анализ законодательства Российской Федерации показывает, что:
1. Определение понятия свободы массовой информации, закрепленное в Законе РФ «О средствах массовой информации», является односторонним и не отражает в должной мере конституционно обоснованную необходимость соблюдения баланса интересов личности, общества и государства.
2. Регламентация осуществления свободы массовой информации (ее правовых основ) в Конституции Российской Федерации 1993 г. является недостаточной, т.к. в ней, в частности, не закреплено право граждан на своевременное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и общественных объединений, которое имеет фундаментальное значение для демократического развития российского общества и государства, в том числе для свободного осуществления народом своей власти. Отсутствие закрепления этого права в Конституции явилось одной из причин установления в федеральных законах неэффективных механизмов его обеспечения.
3. Использованная в Конституции Российской Федерации 1993 г. модель раздельного закрепления - в разных статьях - свободы массовой информации (ст.29) и оснований ее возможных ограничений (ч.3 ст.55 и др.) не является оптимальной и обладает рядом недостатков. Указанная модель способствует интерпретации свободы массовой информации в качестве обоснования сведения правовых ограничений этой свободы лишь к наименьшим из возможных, недостаточным ограничениям, без учета необходимости обеспечения баланса интересов граждан, общества, государства, с одной стороны, и интересов владельцев и сотрудников СМИ, - с другой стороны.
Правовые ограничениясвободы массовой информации являются правовыми мерами защиты интересов личности, общества и государства в сфере массовой информации, призванными обеспечить баланс этих интересов и предотвратить злоупотребления свободой массовой информации, и, таким образом, являются одной из гарантий свободной правомерной деятельности средств массовой информации и обеспечения права граждан на информацию.
Демократический характер Российского государства, как один из элементов системы основ конституционного строя Российской Федерации, предопределяет необходимость установления правовых гарантий свободного формирования общественного мнения, в том числе: эффективных гарантий права граждан на своевременное получение через СМИ достоверной и объективной информации о деятельности органов государственной власти и общественных объединений; гарантий равных условий доступа политических партий к государственным СМИ; установление правовых ограничений свободы массовой информации, направленных на предотвращение злоупотреблений правом политических партий на формирование общественного мнения; установление требований к обеспечению достоверности, объективности материалов в информационных программах государственных и негосударственных электронных СМИ.
Правовые ограничения свободы массовой информации, направленные на обеспечение информированного участия народа в осуществлении своей власти, а также на защиту прав и законных интересов граждан, являются необходимым элементом демократического режима российского государства, и должны получить адекватное конституционно-правовое закрепление и совершенствоваться в соответствии с развитием общества и средств коммуникаций.
В настоящее время законодательство Российской Федерации характеризуется неэффективностью многих установленных в законах ограничений свободы массовой информации, отсутствием ряда необходимых ограничений, направленных на предотвращение злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации в СМИ, что способствует искажению свободного формирования мнения избирателей и их свободного волеизъявления, и, тем самым, ущемляет конституционное право народа на свободное осуществление своей власти на выборах органов государственной власти. Федеральными законами не обеспечены эффективные правовые гарантии осуществления права граждан на получение через СМИ достоверной, объективной информации о деятельности органов государственной власти, и не установлены гарантии обеспечения политического плюрализма в деятельности электронных СМИ.
Федеральный закон от 13 января 1995 года «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» не обеспечивает реализацию в должной мере конституционного принципа открытости (включая информационную) заседаний палат парламента, а также не обеспечивает условия политического плюрализма в программной политике государственных СМИ (в т.ч., равных условий доступа политических партий к государственным СМИ).
- 1.Журналистское творчество как профессиональная деятельность
- 2. Журналистское произведение как особый вид текста. Идейно-тематические особенности журналистского произведения.
- 3.Структурно-композиционные особенности журналистского произведения.
- 4. Творческая деятельность журналиста
- 5.Методы и приёмы журналистского творчества.
- 6. Технические средства в журналистском творчестве.
- 7.Жанровая дифференциация журналистского творчества
- 8..Новостная журналистика. Жанры новостной журналистики.
- 9.Проблемно-аналитическая журналистика
- 10. Интерактивная журналистика.
- 11. Очерковая Журналистика.
- 12. Просветительская журналистика.
- 13 Смеховая палитра журналистики.
- 14. Участие журналиста в коллективной творческой деятельности.
- 15. Особенности работы журналиста с текстами, поступающими в сми из различных сфер общества.
- 17.. Сатирическая журналистика 70-х годов 18 века.
- 19.Журналистика в россии 19 века
- 25.Русская эмигрантская журналистика
- 29.Отечественная публицистика военного времени. (193-1940).
- 30. Журналистика ссср как единые пропагандистский комплекс. Особенности организации и функционирования.
- 32. Особенности развития отечественной журналистики конец 20 века
- 34. Праобраз газеты в Древнем Риме и древней греции.
- 35.Новый Завет и ранняя христианская публицистика.
- 36. Античное ораторское мастерство как прообраз европейской публицистики.
- 37.Развитие периодической печати и публицистики в эпоху Возрождения и Реформации
- 38.Возникновение массовых изданий во Франции в 17-20 веках.
- 40. Развитие прессы в Германии в 16-20 веках.
- 41. Печать и публицистика в Англии 17-19 веков.
- 42. Печать и публицистика сша 17-18веков.
- 45. Концепция печати стран Западной Европы и сша в первой половине 20 века.
- 47.Журналистика Германии первой половины 20 века. Приёмы и методы нацистской пропаганды
- 48.Становление телевидения как нового канала массовой информации во второй половине двадцатого века.
- 51. Возникновение и развитие информационных агенств.
- 53. Современные сми стран Азии и Африки.
- 54.Соврееменные тенденции развития зарубежных сми
- 55. Правовой аспект массово-информационной деятельности.
- 56.Информация как объект правоотношений.
- 57. Система законодательства о сми в рф.
- 58. Правовое содержание свободы массовой информации.
- 59. Субъекты массово-информационной деятельности и их правовой статус.
- 60. Организационно-правовая деятельность сми.
- 61. Права и обязанности журналиста.
- 62. Ответственность за нарушения законодательства о сми. Глава VII. Статья 56. Возложение ответственности
- 63. Реклама в системе массовых коммуникаций.
- 64.История рекламного дела с древних времен до Новейшего времени.
- 65. Понятие рекламы и её разновидности.
- 66. Особенности правового и этического регулирования рекламной деятельности в сми
- 67.Pr в системе сми
- 68.Организация и методика кси в области журналистики
- 69.Аудитория сми и социологические методы её исследования
- 71. Редакция и журналист как объекты исследования социологии журналистики.
- 72. Социологическая культура и социологическое мышление журналиста.
- 73. Психологический аспект деятельности сми. Психолого-этические проблемы журналистского творчества.
- 74. Психология массово-коммуникационного творчества и специфика создания журналистского произведения.
- 1. Потребность выразить в слове всякое явление жизни и связанная с этим потребность выразить самого себя.
- 3. Увлечение самим процессом творчества.
- 1. Познавательная функция.
- 3. Творческая деятельность как выражение и коммуникация эмоций.
- 75. Аудитория сми – определение, характеристики, социально-психологическая типология.
- 76.Психологический аспект организации диалоговых отношений сми и аудитории
- 77. Социально-психологическая модель коммуникатора в периодической печати.
- 78.Человеческое общество и глобальные вызовы современности.
- 79. Роль журналистики в разрешении актуальных проблем современности.
- 80. Негативные тенденции в деятельности современных российских сми.
- 81. Общероссийские газеты в системе российской периодической печати.
- 82. Региональные издания в системе российской периодической печати.
- 84. Современная молодёжная пресса. Изменение молодежной прессы в конце 20в.
- 85.Типологические особенности современной женской прессы.
- 86.Медиатекст в современной журналистике.
- 87. Современные стандарты новостного текста.
- 88.Корреспонденция и статья как жанры печати.
- 89. Репортаж: особенности жанра. Тенденция развития жанра репортаж.
- 90. Жанр интервью и его разновидности в современной российской печати.
- 91. Комментарий и обозрение в жанровой структуре современной печати.
- 92. Очерк и Эссе как жанр в структуре современной периодической печати.
- 93. Система источников информации в профессиональной деятельности журналиста. Методы получения информации.
- 94. Аналитическо-расследовательская журналистика в периодической печати.
- 95. Письмо как жанр периодической печати: виды, структура, основные требования, особенности написания.
- 96. Художественно-публицистические жанры газетной публицистики.
- 97. Аналитические жанры газетной публицистики.
- 98. Организация и проведение отдельного журналистского расследования в российского печати.
- 99.Язык и стиль периодической печати.
- 100.Сущностные характеристики газетно-журнальной публицистики.
- 103. Современные технологии изготовления печатных форм и специальные виды печати.
- 104. Послепечатные процессы. Распространение печатной продукции.