logo search
otvety

52. Формы и виды вопросов социологической анкеты.

Вопросы, используемые социологом при О.А., весьма разнообразны и могут классифицироваться по различным основаниям:

По форме - 1) открытые вопросы предоставляют право  респонденту свободно формулировать варианты ответов и применяются в том случае, если познавательная задача заключается в получении данных о структуре представлений опрашиваемых по изучаемой проблеме, круге ассоциаций в связи с предметом опроса, вербальных навыках, связанных со способностью формулировать свое мнение  и аргументировать его. Статистическая обработка таких вопросов весьма трудоемка (необходима предварительная кодировка вариантов ответов); 2) закрытые вопросы, т.е. ситуация, когда респондентам уже задан список вариантов ответов на вопрос, среди которых осуществляется выбор в соответствии с мнением респондента по поводу изучаемого явления. В данном случае исследователь имеет возможность более строго интерпретировать ответ, сокращается время  на обработку таких вопросов и заполнение анкеты респондентами. 3) полузакрытые вопросы - дают возможность респонденту не только выбрать варианты ответа, но и сформулировать и зафиксировать свой, дополнительный вариант ответа на вопрос. Для этого вместе с перечнем вариантов ответов к вопросу оставляют еще свободные строки, в которых респондент может вписывать свой ответ.

По функциям  - 1) основные вопросы - формулируются для получения необходимой информации по проблеме исследования; 2) контрольные вопросы - служат для проверки искренности, правдивости ответов на основные вопросы, уточнения полученных сведений, а контроль  осуществляется путем изменения формулировки основного вопроса при сохранении его внутреннего содержания; 3) вопросы-фильтры, которые ставятся в дополнение к основным вопросам и используются для селекции респондентов по определенному признаку или отсева некомпетентных.

По смыслу формулировки - 1) прямые (лобовые) вопросы - не содержат скрытого смысла, направлены на выражение отношения респондента по поводу поставленной проблемы с собственных позиций; 2) личные вопросы - адресованы непосредственно самому респонденту; 3) косвенные (безличные) вопросы - при ответе на них респондент высказывается по существу проблемы, опираясь на свой опыт, но с позиций группы, коллектива,  в безличной форме, что снижает остроту критических оценок, характерных для высказываний от первого лица. Необходимость использования косвенных вопросов обусловлена невозможностью в ряде случаев использовать прямые воппросы, например, при исследовании проблем, касающихся частных, интимных дел человека,  где прямой вопрос некорректен и часто остается без ответа; 4) трюковые вопросы (вопросы-ловушки) - служат для определения искренности ответов. В связи с этим, спрашивается о несуществующем; 5) прожективные вопросы - направлены на изучение реального поведения через призму отношения к искусственной, вымышленной или виртуально возможной ситуации.

По содержанию получаемой информации - 1) вопросы о фактах, т.е. о действиях в прошлом и настоящем. Эти вопросы могут касаться как мнения респондента относительно происходящих событий (т.е. вопросы о фактах сознания), так и нести информацию о его действиях и поведении - поступках, результатах деятельности (т.е. вопросы о фактах поведения); 2) вопросы о знаниях, т.е. о том, что знает и что может изложить респондент. Цель  этих вопросов - выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Поэтому часто эти вопросы экзаменационного характера, могут содержать задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение  которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания определенных фактов, событий, имен; 3) вопросы о статусе  респондента или демографические вопросы, которые позволяют получить сведения об образовании, возрасте, месте жительства респондента и др.

Для повышения достоверности ответов для респондентов на вопросы предусмотрена возможность выразить неопределенное мнение или уклониться от ответа. В практике социологических опросов сложился целый ряд возможных вариантов отказа или уклонения от ответа ("не знаю", "затрудняюсь ответить", "не думал об этом" и др.). Исходя из контекста  задаваемого вопроса, доля не ответивших может включаться в содержательную интерпретацию полученной информации.

Каждый вид вопроса имеет свою специфику. Изучение этой специфики должно строится в рамках единой схемы, определяющей общую стратегию методических исследований, связанных с проблемой надежности вопроса. Речь  идет о необходимости обеспечения адекватности между основными этапами исследовательского процесса (задача исследования - формулировка вопроса - использование вопроса - составление ответа и его регистрация - обработка ответа - граница  интерпретации), с одной стороны, и обеспечение адекватности конструкции вопроса логическим, психологическим, социолингвистическим критериям - с другой

Компановка вопросов анкеты в итоговую структуру называется версткой анкеты ( Анкета). Прежде, чем проводить О.А. на заданной выборке, проводится пилотаж анкеты на микровыборке с целью корректировки инструментария.

Проведение анкетирования обеспечивается анкетерами ( Анкетер). Есть общие методические требования к организации и проведению О.А. ( Опрос, Анкетер, Анкетирование) , которые уточняются и доводятся до сведения анкетеров на инструктаже.

53. Информационные жанры.

Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых инфор­мационных потоков. В периодической пе­чати, как и в СМИ в целом, такого рода тек­сты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода посто­янный мониторинг наиболее значимых, ин­тересных событий в той или иной сфере дей­ствительности. Всесторонности, полноте это­го мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений, которое и становится предметом рассмот­рения в данной части учебного пособия. Заметка, отчет, интервью, репортаж, корреспонденция.

Заметка – наиболее древний жанр. Лаконичен (20-30 строк). Элементарный жанр информации. Характерные особенности: сжатость, закон целесообразной траты слов, четкое, конкретное описание события, нет анализа, аргументов, выводов, высокая оперативность. Содержание заметки составляет завершенное событие или его важная часть. 5 вопросов: что, кто, где, когда, как. Требования к заметке: должна содержать новость, отраженную в факте, событии, цифровом материале, новом явлении. Отбор фактов. Типы: 1) короткое озаглавленное сообщение 2) хроникальная форма (короткое сообщение о событии, несколько фраз) - заметки жесткого типа. 3) подробнее, причины, перспективы – заметка мягкого типа. + лидер абзац (привлечь внимание читателя, дать основное содержание, ответ на 1-3 из 5 ?).

Отчет – отчет относится к таким жанрам, в которых содержится сообщение о специфическом событии, действие которого выражено в слове (в речах) – обсуждение дискуссия (отчет о собрании, пленуме, но! Не каждое собрание интересует читателя), не то что происходит, а сам разговор. 2 разновидности отчетов: 1. спортивный (выражается в спортивном действии). 2. отчет с митингов, празднеств, шоу. Если событие крупное могут быть и коллективные отчеты. Хорошо воспринимаются репортажные отчеты. Отчеты, посвященные собраниям: задача автора об услышанном рассказать так, чтобы читатель получил достаточно полное представление о нем. Отчет подробнее заметки, характерна большая детализация сообщения. Роль автора м.б. выражена ярко или нет (зависит от задания редакции и от интереса к происходящему). Виды: 1) прямой (простейший, но длинный) – стенографический – этот отчет предполагает дословное фиксирование всего разговора в той последовательности, в которой проходило собрание. Допускаются ремарки (аплодисменты, смех, топот) - > вводи читателя в это действие. В настоящее время такие отчеты пишутся с купюрами. Бывает интересен не пересказ, а прямая речь - появляется роль автора. Роль автора – пассивен или активен, ремарки, портрет выступающего, сжатые характеристики, комментарии (действий или содержания речей), авторские отступления (по поводу темы, организации) – своеобразная форма полемики в жанре. 2 ) аналитический отчет: а) тематический (посвящается одной главной теме + собственная оценка, детали, не пересказ, если повестка дня обозначена широко) Если повестка дня обозначена узко, автор отбрасывает лишние слова, критически отзывается о тех, кто много говорил, но не по сути; Критика. б) построенный лишь на одном выступлении (тоже аналитический, в какой-то мере тематический, автор выбирает наиболее компетентное или наоборот выступление, или которое объединяет в себе все выступления, можно дать свою оценку положительную / отрицательную); в) затрагиваются несколько разных вопросов – отказ от хронологии (ссылка на первую тему: цифры, факты, анализ итог, 2-ая тема -//-); г) проблемный отчет – сложный. (может быть записан в разных вариациях, посвящен одной теме или нескольким). Отличие – не просто рассказывает о том, какие темы, как их интерпретируют, а ставится проблема и ее решение. Автор может дать свою идею решения и покритиковать всех за то, что назначили ее, но не предлагают путей решения. Может высказать несколько вариантов, оставляя читателю подумать и выбрать приемлемый путь. Методика работы: выбор темы, систематизация фактов, литературное оформление. К написанию отчета н. готовиться заранее, познакомиться с повесткой дня, проработать тему, почитать литературу, чтобы знать последние тенденции. + знать кто организатор, кто выступающие, их характер. Лид не обязателен. Если прямой отчет – не нужен. Тематический – в Лиде выделяется главная мысль.

Интервью. Беседа журналиста с людьми, обладающими важной информацией и причастными к данному событию Цель: правдиво из первых рук сообщить наиболее важные сведения, всесторонне, со ссылкой на собеседника осветить факт или события. Форма – диалог. И. может по своему назначению играть роль официально-политического документа, может говорить о важном начинании, отразить торжественное событие. Форма интервью – встречи в редакции с интересными людьми (беседы за круглым столом, гостиная). Разновидности: 1. интервью –диалог (самая простая и распространенная форма). 2. Интервью-монолог (человек отвечает на поставленный вопрос по к-л. Событию, нет дополнительных вопросов. Дается полный рассказ интервьюированного + подпись: интервью взял…). 3. интервью-мнение (комментарий человека. Н-р, специалиста). 4. интервью – сообщение (очевидца, участника событий) – характерна информационная насыщенность. Допустимо изложение беседы. 4. интервью-зарисовка (дается обрисовка обстановки разговора, характера человека, комментарий его реплик, если н.). 5. интервью-анкета (социологические исследования, опрос нескольких человек на одну и ту же тему, блиц-опрос). 6. Форумы, беседы за круглым столом собрания (коллективные интервью). Требования: 1. подготовка (н. быть компетентным при общении со специалистом, изучить литературу, узнать о человеке, компетентно поставленные вопросы располагают к разговору, составить вопросы, чтобы ответы сложились в логическую цепочку). 2. Добиться ответов м.: задать вопрос, сформулировав его по-другому, сформулировать ожидаемый ответ, спросить мнение, корректно остановить, если говорит не на ту тему (зависит от характера человека). 3. использование блокнотов, диктофонов (одновременно), камер, микрофонов (боязнь). 4. обговорить заранее вопросы, чтобы человек мог подготовиться. 5. разговорить человека, начав разговор на отвлеченную тему. 6. «каверзные вопросы» лучше задавать ближе к концу беседы. 7. диктофоны камеры используются с разрешения собеседника. 8. Готовый текст интервью заранее показать собеседнику, уточнить и проверить детали. 9. «беременная пауза».

Репортаж. Лат. Reporter – передавать, сообщать. Первоначально – любые сообщения о случившемся. Сейчас сохранилось несколько значений – заметка, отчет, в западной журналистике воспринимается как любой жанр, рассказывающий о новости – репортер = журналист, пишущий новостные материалы. Впервые в англ. журналистике в 19 веке. Репортер – журналист, собирающий в редакцию официальные новости о парламенте, судебных заседаниях – постепенно понятие расширилось (любая новость). А затем сузилось до отдельного жанра. К репортажу относили рассказы о впечатляющих, эмоционально и детально насыщенные. У нас к концу 19 века утверждается именно такой репортаж. Текст, в котором автор зримо, ощутимо передает новость. Обязательное условие репортажа – эффект присутствия, чтобы читатель сам почувствовал себя участником. Поэтому, важны детали, средства художественной выразительности. Конец 19 века – многие периодические издания заполняли репортажами («Русское слово», «Новое время», «Московский листок»). Интересные репортажи – Серафимович, фурманов Кольцов, Кассиль, Симонов и др. Жанровые особенности репортажа. В основе – прежде всего событие факт, отражающее момент изменения, развития действительности. - > динамичность репортажа. Отчет – событие в словесной форме. Предметом репортажа является событие, которое можно увидеть и которое получает наглядное отображение, составляющее результат непосредственных наблюдений журналиста. Действительность отображается в нем в динамике, в сдвигах. Репортаж прежде всего рассказ о чем-то новом, совершенно неизвестном читателю или о к.л. новой незнакомой стороне или подробности уже известного факта явления. В основу репортажа может быть положено любое событие. Р= история события (очерк - история человека). Р= показ факта художественно-выразительными средствами (заметка – упоминание о факте). ! Наглядность (эффект присутствия, достигаемый за счет использования деталей и подробностей) !Эмоциональный настрой (насыщенность эмоциями, откровенность). Автор репортажа выступает перед читателями как свидетель или непосредственный участник описываемого события. Репортаж – оперативная форма наглядного отражения события, свидетелем или участником которого был автор. Здесь не места вымыслу. Эффект присутствия достигается деталями, использованием местоимения «Я» (аккуратно), монолог автора, использование беллетристического стиля. Можно использовать непрерывную цепь деталей или некоторые звенья выбрасывать, чтобы читатель сам додумывал. Впечатление людей (интервью, репортаж, опросив многих, передать самые яркие мнения, но не общее мнение). Жанровые возможности репортажа: необычное в обычном. Жанр разведчик новости. Средство изменения, преобразования действительности. Критический репортаж – если событие сопряжено с промахом, катастрофой, недостатком, объективная критическая оценка. Роль в популяризации достижении наук (из лабораторий, мастерских, заводов – убедительно, эффективно). Конфликтная ситуация (старое против нового) – репортаж основан на проблеме, немного аналитики. «Взгляд в будущее», основанный на конкретных возможностях, свойствах предполагаемых событий. Репортаж «из прошлого» (восстановление событий, упоминание неизвестных фактов, свидетельства очевидцев + НИИ влияния прошлого события на настоящее). Виды репортажа определяются задачей, которая ставится перед журналистом.: 1. Познавательный (о случившемся интересном событии, актуальный). 2. Проблемный. 3 Репортаж-раздумье (близок к аналитическому тексту). 4. Коллективный – пишут несколько человек (по поводу событий, которые нельзя обозреть одному человек, те. Действие происходит одновременно в нескольких местах). 5. Спортивный (задача – передать увиденное, но главное – результат, итоги). 6. Фото-репортаж (владение фотоаппаратом) – Акцент на изображении , эстетика и профессиональное мастерство (3-5 шт.). Текст буде играть вспомогательную роль Композиционно-стилистические особенности репортажа. – Фактический материал, композиционное построение. Стиль. Акцент: начало и конец. Содержание (привлекательные детали прямая речь, диалоги, окрики, интонации, особенности речи). Динамичность стиль – эмоциональный, эффект переживания и сопереживания. Возможно использование сатирических средств. По стилю близок к очерку. Методика работы над репортажем: - присутствие + умение наблюдать; - рассматривать событие под «иным углом зрения»; - литературное мастерство; знать область, про которую пишешь; - соблюдение этических норм.