59. Аналитические жанры.
Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным — она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. К ним относятся – корреспонденция, комментарий, статья, обзор, обозрение, рецензия, расследование. Каждый из жанров имеет специфич. особенности. Корреспонденция. Как жанр родилась из подробного, развернутого письма в редакцию. Выделилась в к. 19 века: 1) ряд фактов связаны единой темой, 2) не просто сообщаются, а комментируются, 3) + анализ с различных сторон. К. – публицистический жанр, в котором автор разрабатывает определенную актуальную тему на основе осмысления «кусочка жизни», рассматривает его с разных сторон (диалектич. подход). Подвижный жанр, нах-ся на стыке инф. и аналитич. По форме близка к заметке мягкого типа, к репортажу (если автор хочет зримо показать то что его задело), к очерку (зарисовки хар-ра человека, его окружения), к статье (анализ увиденного), к фельетону (критика). Делится на 2 основных подвида: информационная и аналитическая. Информационная корр. отличается от мягкой заметки большей широтой охвата материала и развития темы. Инф. к. носят оперативный характер, там где событие требует объяснения (научное открыие, технические успехи, неудачи). И.к. всесторонне рассказывает о событии, явлении, объединяя систему однородных фактов определенной темой. Развивая ее, автор досаточно подробно сообщает обо всем важном. Аналитическая корр. Содержит анализ чего-л. Предполагает выяснение причир, вызвавших о/иное явление, следствий, его внутреннего смысла, содержания, причинных связей между фактами. Позволяет подвести читателя к определенным выводам (связь с ПР – служит ПР-целям). На основе анализа фактов в корр-ции выдвигаются новые вопросы, проблемы, требующие решения, предполагаются пути разрешения проблем. Такие корр-ции приобретают постановочный х-р. Т.о. аналитич. к-ция делится на 1) обоснование, постановку и решение проблем – постановочная кор-ция 2) к-ции раздумья 3) циклы кор-ции (на одну тему пишется несколько материалов). Определение темы – подбор фактов – систематизация, обработка, дособирание – написание материала, используя литературно худож. выразит. средства.
Статья – лат. Артикулус – часть чего-то целого, часть политики, направления газеты, часть определающ. направление газеты. Статья насыщена глубокими мыслями. В ней не показывается, не рассказывается а читатель вовлекается в размышления. После прочтения заставляет размышлять дальше. Это распространенный жанр печати. Здесь выражается тяготение ж-ки к теоретическим проблемам. Журналистика не ограничивается сообщениями о фактах + объяснение, рассуждение, исследование случившегося. Качественная газета основывается именно на статься, связанных с обществом, социальных. В рос. печати статья возникла в 1 в., как эффективное публицистическое орудие совершенствования общества (привлечь внимание населения, заставить его думать и решать проблемы). Статья – субъективна. Автор пишет от своего лица свои мысли. Главное: емкие убедительные доказательства, анализ, глубокое всестороннее изучение, в т.ч. точек зрения оппонентов. В литературе существует много разных определений статьи. – жанр печати, обеспечивающий осмысление фактов и явлений материальной и духовной жизни общества в видении автора. Основной строительный материал статьи – факт, изложенный в первозданном виде, освещенный авторской мыслью + поддержанный группой фактов. В статье автор разворачивает проблему, идею, возникшую в рез-те исследования, разработки, обработки и систематизации фактов, событий, явлений. Автор изучает конкретные факты, относящиеся к конкретному обществу в конкретной окружающей обстановке. В то же время журналист сам – конкретное лицо, на его взгляды оказывают влияние многие факторы - > не всегда беспристрастен - > статьи могут быть тенденциозными. Когда сталкиваются несколько т.зрения на страницах газет в разных статьях разных изданий - > полемика. Отличия: 1. от корреспонденции – в статье обстоятельно рассматриваются факты, освещенные обобщающей мыслью, разрабатывается общественно значимый вопрос, проблема (кусочек общественной мысли); кор-ция – «кусочек общественной жизни». 2. В кор-ции раскрывается ситуация, ограниченная местом временем, в статье – отдельные ситуации рассматриваются как части широкого явления – широкое обобщение. 3. Цель автора к-ции – выявить преимущественно внутреннюю структуру явления, конфликта, проблемы, в статье автор прослеживает внешние связи, соединяющие анализируемую ситуацию с миром окружающих проблем. 4. статья предполагает обобщение колоссального фактического материала. Концепция статьи – экстракт осмысленных публицистом фактов. Автор статьи убеждает читателя в справедливости / ошибочности к.л. идеи, мысли, действия. Ему приходится прибегать не только к анализу отдельных фактов, но и к размышлениям, опираясь на всю совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. В этом случае факты служат отправной точкой для развития авторской мысли, аргументируют, подкрепляют ее. Автор репортажа делает читателя соучастником. Автор статьи – делает читателя единомышленником. Разновидности статей: 1. передовая статья - об успехах, о задачах, на 1-ой полосе, настраивающая на определенные задачи, факты, была распространена до недавнего времени, сейчас редко. 2. Пропагандистская статья (теоретич./идеологическая) 3. постановочная статья(проблемная) – ставиться проблема, предлагается решение. 4. Научная статья. По Тертычному: 1) общеисследовательская статья объединяет в себе 2 3 и 4. (Анализирует широкие проблемы - > высокий уровень обобщения, глобальность суждений, изучаются закономерности, тенденции, перспективы развития общества, его состояний). Для написания: 1. определить основные тезисы (что хочешь сказать). 2. Соотнести эти тезисы с современным опытом – основа содержания статьи, концептуальная линия. 3. написать, придерживаясь единой концептуальной линии, единой мысли (иногда это может быть хронология). В композиции общеисследовательской статьи: а) экспозиция – автор высказывает свое виденье проблемы. Б) анализ фактов, мешающих, способствующих прогрессу. В) заключение, какие силы задействованы для решения проблемы.
2) практико-аналитическая статья – имеет более конкретную узкую тему, но актуальную. Здесь важна правильная постановка проблемы.
3) полемическая статья. Можно выделить 3 основные момента: а) обосновать свою позицию (дать свое виденье, обосновать проблему (причины возникновения), дать решение). Но цель статьи – истина. Б) можно перейти к опровержению позиции оппонента, но во вторую очередь. Противоречия не должно быть в позиции автора. Автор должен обладать умением доказательства и опровержения. Содержание полемического текста начинается с формулировки главной мысли, чтобы она была понятная читателю. Доказательность доводов (серьезные убедительные факты, имея в виду источники фактов: свои наблюдения, свидетельства очевидцев, документы + свои мысли). Работа над статьей. 1. Найти тему. 2. Сбор фактов (найти звено главное и вытянуть тему, все подсистемы общественной жизни). 3. Отбор фактов (убрать все второстепенное). 4. Публицистическое воплощение темы (материализация мысли). Успех зависит от того, предложил ли автор интересное решение, это должно быть равнозначно исследованию.
Рецензия. Подробный разбор произведений науки, литературы, искусства ->знания в различных областях, трудность. Поэтому ж-ты часто привлекают специалистов из других областей или работают с ними в паре, что делает работу более эффективной. От греч. Рецензио – отзыв, оценка. – рассмотрение, обследование, анализ, научного, художественного произведения, суждения о нем, его оценочная характеристика В рецензии выражено определенное отношение к данному явлению культуры, его оценка. Те. Это отражает действительность в виденье, понимании автора. Как произведение, рецензия наиболее субъективна. Критико-библиографические жанры (разновидности): 1. литературная рецензия – текс, в котором есть попытка проанализировать текст литературный/научный. Критико-библиография часто встречается в ПР. Цель: дать +/- оценку, объяснить другим смысл произведения. Поэтому можно дать общий список (книг), простой или более широкий, аннотированный или еще рекомендованным. Короткая заметка тоже относится к к.б. жанрам. Таким образом к.б. жанры включают: 1. список литературы (тематический и общий), обзор литературы, аннотированный список, информационные заметки (выбираются наиболее ванные заметные книги). Наиболее распространена рецензия. Пишется на самые скандальные, актуальные, интересные произведения. В рецензии заново переосмысливается о, что уже было осмыслено другим -> часто одним из направлений рецензии является проба на достоверность. Произведение рассматривается с точки зрения достоверности. А гл. цель: либо привлечь внимание зрителя/читателя, либо объяснить что-л.(или и то и др.) Рецензия должна быть целеустремленной и ясной, рассчитанной на определенную аудиторию читателя. Рецензент дБ. Хорошо подготовленным, должен отлично знать то, о чем пишет. Не допустимо: односторонней критики (в каждом произведении есть +/- стороны, критикуют неудачи автора а не его самого, крика д.б. конструктивной). Для рецензии характерна многослойность.
Разновидности рецензий (по объектам рецензирования): 1. рецензия на научную литературу (популяризация научных достижений). 2. Рецензирование политической литературы (анализ политического состояния, предмет политических ПР). 3. Рецензия на художественную литературу (на только что вышедшее издание). 4. Театральная рецензия (м.б. многослойной или однослойной, м.б. в большей степени связана с информационныи аспектом, м.б. отклики, первые впечатления зрителей-театралов = отзывы + оценка, с другой стороны может быть статья, театральное обозрение.) 5. Музыкальная рецензия (може пересекаться с театральной, балет). 6. кинорецензия (более многослойная). 7. Рецензия на произведение изобразительного искусства (скульптура, картина, графика). 8. Телерецензия (оценка ТВ-программ). 9. рецензия на рекламные клипы, на Интернет сайты. 11. обзор печати (газет) – обратить внимание на наиболее интересные, аналитика: цели – систематизировать информацию, информировать читателя, критика газет, помощь журналистам. При рецензировании очень важно учитывать принципы и правила которыми руководствовался автор. В рецензии надо увидеть о, что незаметно/непонятно непосвященному читаелю. В любой рецензии д.б. анализ, а не пересказ + замечать новое.
Обозрение. Обозреваются основные события, наиболее интересные.
- 2.Конструкция социологической анкеты
- 3. Характеристика средств и каналов пр-коммуникации
- 4. Организация прикладного социологического исследования
- 5. Техника устного выступления в пр-целях
- 6.Корпоративная реклама
- 7. Реклама как элемент системы маркетинговых коммуникаций
- 8. Организационный конфликт
- 9. Социальная позиция журналиста
- 10. Свобода печати в журналистской деятельности.
- 11. Типология конфликтных ситуаций.
- 12. Методика контент-анализа
- 13. Структура и функции рекламного агентства
- 14. Pr кампания: основные этапы разработки и осуществления.
- 15. Виды социологического интервью, специфика его проведения
- 16. Организация работы пр-службы
- 17. Имидж, репутация. Техника позиционирования имиджа организации.
- 18 Авторское право Основы авторского права в российском законодательстве
- Объекты
- Смежные права
- Виды прав
- Имущественные авторские права
- Механизм передачи прав Служебное произведение
- Авторский договор
- Авторский договор заказа
- 20 Телеграфные агентства и синдикаты новостей
- 21 Эмпатия. Восприятие и понимание человека человеком невозможно без определённых психологических механизмов. Одним из таких механизмов является эмпатия.
- 23 Тема 9. Современные средства массовой информации. Характеристика современных средств массовой информации.
- Функции сми.
- Системные характеристики сми.
- Типология современных сми.
- Способы распространения информации сми.
- Преимущества и недостатки отношений со сми для целей организации.
- Характеристика и отличительные особенности тв сми.
- Характеристика и отличительные особенности Радио сми.
- Характеристика и отличительные особенности печатных сми и информационных агентств.
- Характеристика и отличительные особенности Интернет.
- 24 Оценка эффективности pr-деятельности: критерии и методы
- 1. Обратная связь с клиентом
- 2. Число статей и новых упоминаний в сми
- 3. Эквивалент стоимости рекламы
- 4. Анализ содержания и конкурентоспособности
- 5. Опросы и упоминание на сайтах
- 6. Продажи
- 7. Исследования информированности и мнений
- 25 Основные этапы конфликта
- 26 Методы сбора социологической информации
- Глава 1. Метод опроса
- 28 Причины ситуационной лжи
- 29 Обратная связь
- 32 Управление конфликтной ситуацией.
- Структурные методы. Разъяснение требований к работе.
- Координационные и интеграционные механизмы.
- Общеорганизационные комплексные цели.
- Структура системы вознаграждений.
- Межличностные стили разрешения конфликтов. Уклонение.
- Сглаживание.
- Принуждение.
- Компромисс.
- Решение проблемы.
- 32. Методы урегулирования конфликтов.
- 33 Особенности и условия прогнозирования и профилактики и диагностики конфликтов
- 35 Использование рекламных технологий в pr целях
- 36 Социологический анализ общественного мнения населения России
- 37 Стратегия и тактика информационных кампаний. Понятие паблисити фирмы
- 38 Эффективность журналисткой деятельности.
- 39 Основные показатели и методы медиапланирования
- 40 Основные константы фирменного стиля. Корпоративный имидж.
- 41 Методика и техника социологического наблюдения.
- 42 Неформальное общение как инструмент pr-коммуникаций
- 43 Стратегия и тактика переговоров в деятельности pr служб
- 44 Принципы отбора и подготовки интервьюера
- 45 Массовое поведение как объект социологического изучения
- 46 Журналистский корпус. ???
- 47 Социальная ответственность фирмы
- 48 Организация и ее информационная среда - ?
- 49 Учредители сми.
- 50 Методы выборочного исследования в социологии
- 51 Ключевые субъекты рекламного процесса, их характеристики
- 52. Формы и виды вопросов социологической анкеты.
- 54. Избирательные пр технологии.
- 55. Сми как каналы коммуникации
- 56. Техника позиционирования объектов рекламы.
- 57. Современные компьютерные технологии в пр.
- 58. Методы стимулирования социологического интервью. (за этот вопрос не отвечаю)
- 59. Аналитические жанры.
- 60. Специфика взаимодействия социолога и респондента.
- 61. Пресс-центр, его функции.
- Анкетный Опрос
- 63. Пресс-конференции, брифинги и другие мероприятия для журналистов.
- До мероприятия
- В течение мероприятия
- После мероприятия
- И помните
- 64. Программа социологического исследования.
- 65. Организационная работа редакции.
- 66. Технические средства в журналистском творчестве.
- 67. Журналистское творчество как профессиональная деятельность.
- 68. Документализм как творческий метод журналистики.
- 69 Виды массовых опросов
- 73 Pr в системе маркетинга.
- 84 Современное российское законодательство о сми, рекламе и pr. - ? еще
- 77 Социологические методы в практике пр.
- 2) Контент-анализ – анализ содержания сми , 3)наблюдение – дополнительный метод
- 73 Имидж и репутация
- 74 Авторское право
- 74 Социометрическая методика
- 75 Pr-обращение
- 76 Публицистические жанры в pr
- 78 Конструкция социологической анкеты.
- 79 Организация работы pr-службы
- 80 Пресс-конференции, брифинги, и другие мероприятия для журналистов
- 81 Массовый опрос
- 82 Связи с общественностью: определение понятия.
- 83 Пресс-центр, его функции.
- 84 Виды социологических интервью