logo
otvety

54. Избирательные пр технологии.

Выборы – важн. институт совр. (в т.ч. российской) демократии, одна из гл. форм выражения воли народа и его участия в полит. процессе и одновременно способ формирования представительных (законодат.) органов гос. власти (например, Парламента России - Федерального Собрания) и замещения некоторых гос. должностей (например, Президента России), а также структур местн. самоуправления. Массовая ком-ция – такой вид к., когда инф-ция направлена на дост. широк. круг рец-тов, определяемый как неопределенный круг потребителей. Политика в основе своей представляет коммуникативный процесс. В выборах используются различные каналы передачи инф., различные модели коммуникации для наибольшей ее эффективности. Эффективность же – это достижение цели – избрание продвигаемого кандидата. Избиратель не имеет возм-ти для личн. знакомства с кандидатом, поэтому он реагирует на его телевиз. имидж, то есть на коммуникативную реальность. Отсюда вывод: Т.к. избиратель не видит кандидата, следует в первую очередь менять его имидж, а не его реальность. Еще одна особ-сть мира политики - "центрирование" вокруг персоны №1 – президента/кандидата в президенты. Все ост. действ. лица как бы существуют только как отображение этой символич. фигуры. Основным каналом для передачи инф. в период выборов становятся СМИ. Работа с общ. мнением заставляет постоянно вводить в СМИ сообщения, призванные притормозить распространение невыг. инф-ции. НО! Типичный россиянин, тем более в провинции, почти не выписывает газет, потому что они дороги, не увлекается политическими передачами по телевидению. Как довести до него программу той/иной партии/блока, как закрепить в сознании имидж лидера? Как наладить связь кандидат - избиратель? И в этих условиях происходит объединение граждан в общности, соответств. тем/иным полит. предпочтениям, с которыми собственно и работают партии. Даже голосование на выборах у многих требует совместных действий. Люди голосуют за одну и ту же партию или кандидата потому, что под влиянием тех или иных социальных факторов (взаимного общения, сложившихся ранее или усвоенных в процессе социализации идейно-политических позиций, политической пропаганды, осуществляемой по каналам массовой информации и т.д.) они фактически объединились в определенную неформальную политическую общность". На основе этого можно сказать, что в выборах задействованы и институциональная и неинстит. (фобии, слухи, мифы). Избирательные кампании представляют собой очень активный процесс, в который оказываются вовлечены как интеллектуальные, так и материальные средства. В этот период по-особому начинают проявляться некоторые коммуникативные особенности. Личная коммуникация эффективнее массовой. Личные контакты, хотя и более случайны, но их труднее избежать, здесь нет избирательности, характерной для масс. ком-ции. Личные контакты более гибкие, поэтому содержание начинает варьироваться, чтобы преодолеть сопротивление аудитории. Люди больше верят персонализированным коммуникаторам. Используются новые нетрадиционные виды ком-ции с населением для опр. групп с опр. интересами ток-шоу, ночных комедийных шоу и канала МТВ. Приближенность к избирателям очень важна. Многие коммуникативные параметры должны учитываться в работе над избир. кампанией. Название. Если оно неудачно, нельзя рассчитывать на успех кампании. Визуальный ряд: эмблема, плакаты, карикатуры... Зрелищностъ, краткость. Слоган. Предвыборный лозунг, который должен быть ясным, легко запоминающимся и логично вытекающим из программы. Соответсвтие интересам избирателей. Простота в общении. Кандидату должен поддерживать ключевые вопросы и общие интересы, делая их простыми и стоящими в центре дискуссии. Как мы видим, в процессе избир. кампании возникают опр. коммуник. задачи. Одна из них – упрощение предлагаемой идеологии для облегчения общения с масс. аудиторией. У боль-тва избирателей нет ни желания, ни способностей разбираться в сложных, требующих умственного напряжения концепциях, им важнее уловить главную направленность политич. программ кандидатов, их "общий дух", а он скорее передается с помощью простейших однозначных формул. Всегда необходимо тщательное планирование избир. кампании. Для этого сущ-ет неск. правил. 1. Планировать наперед. 2. Находиться в наступлении. 3. Контролировать поток информации. 4. Ограничить доступ журналистов к президенту. 5. Говорить о тех проблемах, о которых вы сами хотите говорить. 6. Говорить в один голос. 7. Повторять то же сообщение многократно. Это применяется и при массовом общении. Только иногда сообщения, чтобы удовлетворить всех, становиться более многозначным. Не забывать про простоту. Ком-ция становится эффективной в случае соответствующей упаковки нужного сообщения. Именно здесь и необходима теория коммуникации как специализация по увеличению эффективности воздействия. Даже на лидеров лучше воздействует упаковка в виде совета из уст своего человека. Именно профессионал как ни кто иной должен уметь выстроить коммуникации для самых разных каналов, контекстов и задач. Естественно, что в еще большей степени это касается избирательных целей.