74 Социометрическая методика
Социометрия – специфический и «опасный» метод для изучения малых социальных групп (н-р, коллектив). «Опасный» - > когда данные оглашаются перед индивидами, реакция – обида. Социус – товарищ, компаньон, участник, метрос – измерение = «измерение друзей». Впервые методы применен в 19 веке Джекобом Морено. Социометрическая методика применяется для изучения процессов в малых социальных группах (учебная группа). Малая группа – реально существующее образование, в котором люди объединены к-л. общим признаком (совместная деятельность, идентичные условия или обстоятельства) и осознает принадлежность к этому образованию. Характерная черта малой группы – чувство общности. В малой социальной группе общественные социальные отношения выступают в форме личностных контактов. Оптимальный состав – 5-7 человек. – оптимальная структура взаимоотношений. Самый эффективный состав малой группы – 15 -20 человек. Крайний численный предел – 40 человек. Если больше, то это уже толпа. Следует различать понятия: 1. группа членства – геометрически, физически находящиеся рядом, формально (автобус). 2. референтная группа – включает в себя «значимый круг общения», где происходит процесс взаимовоспитания, взаимоподражания, те кто нашел и признал друг друга. 3. а) Диффузная группа – взаимоотношения опосредуются прежде всего симпатиями, антипатиями, но не характером совместной деятельности («Служебный роман» - коллектив). б) Ассоциация – основа отношений, преимущественно личные цели членов группы (собираются, чтобы решить собственную проблему). в) Корпорация – в которой личностно значимые цели антисоциальны по своей направленности. г) Коллектив – объединяет людей, связанных между собой личностно значимыми целями и общественно ценными установками. В практическом плане социометрический метод направлен на изучение системы взаимоотношений в малой социальной группе, а именно: - характеристики социальных ролей и статусов индивида внутри м.с.г., - выяснение степени влияния формальных (служебных, учебных, производственных) и неформальных социальных групп; - отношений лидерства, сплоченности, конфликтности, власти и подчинения, авторитета и отторжения. Отношения между членами группы выясняются на основе выбора, отклонения или оставления без внимания опрашиваемым членом группы другого или других членов группы, как участников совместной деятельности. Опрос строится на социометрическом критерии – это конкретная содержательная ситуация, представленная в качестве основы выбора или отстранения. 1) Производственный критерий (учебный): вопросы типа «с кем бы вы хотели сделать такое то действие» (со знаком +), «с кем бы вы ни за что, никогда не хотели заниматься…» (со знаком -). Прогностический производственный критерий – «как вы считаете, кто бы с Вами хотел» (+), «кто бы с вами не стал ни за что» (-). 2) Непроизводственный, неформальный критерий – показатель межличностных отношений вне исполнения служебных обязанностей (соседние дачные участки, жить на одной лестничной площадке, с кем бы Вы хотели отдохнуть в Сочи) - четыре индикатора по аналогии с критерием №1. 3) коммуникативный критерий – показатель особо доверительных отношений (могли бы обсудить свои проблемы) – 4 индикатора.
Проблемы: 1) опрос проводится только в тех группах, которые имеют опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев. 2) не целесообразно увеличение критериев более 7-8- (в зависимости от ситуации и целей). 3) критерий д.б. подобран таким образом, чтобы в его содержании прежде всего отражались реально возможные ситуации взаимоотношений между членами группы и быть актуальными для нее (для этого н. анализ). 4) запрещается проводить социометрию в конфликтных группах (ждать). 5) не представлять рез-ты опроса всем членам группы сразу. 6) Запрет: выбирать самого себя. 7) сами критерии располагаются от простого к сложному. Число выборов зависит от числа членов группы (5-7>1, 8-11>2, 12-16>3, 17-21>4 и т.д.) После исследования строится социоматрица (таблица «кто выбирает х кого выбирают», число отданных выборов, число полученных выборов).
Вычисление социометрических статусов и индексов. Общий социометрический статус члена группы №1 – отражает вовлечение члена группы в систему взаимоотношений (ОС1= кол-во «+» и «-» выборов члена группы №1 / N-1, где N – общее кол-во членов в группе). Положительный/Отрицательный социометрический статус: С1+ = кол-во «+» выборов/N-1. C1- = кол-во «-» выборов/ N-1. Индекс эмоциональной экспансивности – характеризует то, как человек относится к окружающим его членам группы + насколько он активен в своих выборах: Э1 = кол-во «+» и «-» выборов, сделанных N-ом 1/N-1. Соответственно вычисляются Э1- и Э1+.
Групповые индексы: имеют смысл, когда социометрия проводится в 2-ух/нескольких идентичных группах или в случае мониторинга. Индекс взаимности V=кол-во взаимных связей / N х (N-1). V+ = кол-во «+» взаимных связей / N x (N - 1). Индекс конфликтов К = кол-во «-» взаимных связей / N x (N - 1). Индекс референтности – измеряет степень наличия или отсутствия взаимовлияния членов группы (см. определение референт. группы) R = кол-во взаимных «+» выборов / кол-во «+» выборов (также вычисляются «-» выборы и «+ и -» выборы). Индекс социометрической когерентности – характеризует меру связанности группы по опр. Критерию и степень необходимых взаимных контактов: КВ = кол-во отданных или полученных «+» или «-» или «+ и -» выборов / N (N-1).
- 2.Конструкция социологической анкеты
- 3. Характеристика средств и каналов пр-коммуникации
- 4. Организация прикладного социологического исследования
- 5. Техника устного выступления в пр-целях
- 6.Корпоративная реклама
- 7. Реклама как элемент системы маркетинговых коммуникаций
- 8. Организационный конфликт
- 9. Социальная позиция журналиста
- 10. Свобода печати в журналистской деятельности.
- 11. Типология конфликтных ситуаций.
- 12. Методика контент-анализа
- 13. Структура и функции рекламного агентства
- 14. Pr кампания: основные этапы разработки и осуществления.
- 15. Виды социологического интервью, специфика его проведения
- 16. Организация работы пр-службы
- 17. Имидж, репутация. Техника позиционирования имиджа организации.
- 18 Авторское право Основы авторского права в российском законодательстве
- Объекты
- Смежные права
- Виды прав
- Имущественные авторские права
- Механизм передачи прав Служебное произведение
- Авторский договор
- Авторский договор заказа
- 20 Телеграфные агентства и синдикаты новостей
- 21 Эмпатия. Восприятие и понимание человека человеком невозможно без определённых психологических механизмов. Одним из таких механизмов является эмпатия.
- 23 Тема 9. Современные средства массовой информации. Характеристика современных средств массовой информации.
- Функции сми.
- Системные характеристики сми.
- Типология современных сми.
- Способы распространения информации сми.
- Преимущества и недостатки отношений со сми для целей организации.
- Характеристика и отличительные особенности тв сми.
- Характеристика и отличительные особенности Радио сми.
- Характеристика и отличительные особенности печатных сми и информационных агентств.
- Характеристика и отличительные особенности Интернет.
- 24 Оценка эффективности pr-деятельности: критерии и методы
- 1. Обратная связь с клиентом
- 2. Число статей и новых упоминаний в сми
- 3. Эквивалент стоимости рекламы
- 4. Анализ содержания и конкурентоспособности
- 5. Опросы и упоминание на сайтах
- 6. Продажи
- 7. Исследования информированности и мнений
- 25 Основные этапы конфликта
- 26 Методы сбора социологической информации
- Глава 1. Метод опроса
- 28 Причины ситуационной лжи
- 29 Обратная связь
- 32 Управление конфликтной ситуацией.
- Структурные методы. Разъяснение требований к работе.
- Координационные и интеграционные механизмы.
- Общеорганизационные комплексные цели.
- Структура системы вознаграждений.
- Межличностные стили разрешения конфликтов. Уклонение.
- Сглаживание.
- Принуждение.
- Компромисс.
- Решение проблемы.
- 32. Методы урегулирования конфликтов.
- 33 Особенности и условия прогнозирования и профилактики и диагностики конфликтов
- 35 Использование рекламных технологий в pr целях
- 36 Социологический анализ общественного мнения населения России
- 37 Стратегия и тактика информационных кампаний. Понятие паблисити фирмы
- 38 Эффективность журналисткой деятельности.
- 39 Основные показатели и методы медиапланирования
- 40 Основные константы фирменного стиля. Корпоративный имидж.
- 41 Методика и техника социологического наблюдения.
- 42 Неформальное общение как инструмент pr-коммуникаций
- 43 Стратегия и тактика переговоров в деятельности pr служб
- 44 Принципы отбора и подготовки интервьюера
- 45 Массовое поведение как объект социологического изучения
- 46 Журналистский корпус. ???
- 47 Социальная ответственность фирмы
- 48 Организация и ее информационная среда - ?
- 49 Учредители сми.
- 50 Методы выборочного исследования в социологии
- 51 Ключевые субъекты рекламного процесса, их характеристики
- 52. Формы и виды вопросов социологической анкеты.
- 54. Избирательные пр технологии.
- 55. Сми как каналы коммуникации
- 56. Техника позиционирования объектов рекламы.
- 57. Современные компьютерные технологии в пр.
- 58. Методы стимулирования социологического интервью. (за этот вопрос не отвечаю)
- 59. Аналитические жанры.
- 60. Специфика взаимодействия социолога и респондента.
- 61. Пресс-центр, его функции.
- Анкетный Опрос
- 63. Пресс-конференции, брифинги и другие мероприятия для журналистов.
- До мероприятия
- В течение мероприятия
- После мероприятия
- И помните
- 64. Программа социологического исследования.
- 65. Организационная работа редакции.
- 66. Технические средства в журналистском творчестве.
- 67. Журналистское творчество как профессиональная деятельность.
- 68. Документализм как творческий метод журналистики.
- 69 Виды массовых опросов
- 73 Pr в системе маркетинга.
- 84 Современное российское законодательство о сми, рекламе и pr. - ? еще
- 77 Социологические методы в практике пр.
- 2) Контент-анализ – анализ содержания сми , 3)наблюдение – дополнительный метод
- 73 Имидж и репутация
- 74 Авторское право
- 74 Социометрическая методика
- 75 Pr-обращение
- 76 Публицистические жанры в pr
- 78 Конструкция социологической анкеты.
- 79 Организация работы pr-службы
- 80 Пресс-конференции, брифинги, и другие мероприятия для журналистов
- 81 Массовый опрос
- 82 Связи с общественностью: определение понятия.
- 83 Пресс-центр, его функции.
- 84 Виды социологических интервью