logo
otvety

74 Социометрическая методика

Социометрия – специфический и «опасный» метод для изучения малых социальных групп (н-р, коллектив). «Опасный» - > когда данные оглашаются перед индивидами, реакция – обида. Социус – товарищ, компаньон, участник, метрос – измерение = «измерение друзей». Впервые методы применен в 19 веке Джекобом Морено. Социометрическая методика применяется для изучения процессов в малых социальных группах (учебная группа). Малая группа – реально существующее образование, в котором люди объединены к-л. общим признаком (совместная деятельность, идентичные условия или обстоятельства) и осознает принадлежность к этому образованию. Характерная черта малой группы – чувство общности. В малой социальной группе общественные социальные отношения выступают в форме личностных контактов. Оптимальный состав – 5-7 человек. – оптимальная структура взаимоотношений. Самый эффективный состав малой группы – 15 -20 человек. Крайний численный предел – 40 человек. Если больше, то это уже толпа. Следует различать понятия: 1. группа членства – геометрически, физически находящиеся рядом, формально (автобус). 2. референтная группа – включает в себя «значимый круг общения», где происходит процесс взаимовоспитания, взаимоподражания, те кто нашел и признал друг друга. 3. а) Диффузная группа – взаимоотношения опосредуются прежде всего симпатиями, антипатиями, но не характером совместной деятельности («Служебный роман» - коллектив). б) Ассоциация – основа отношений, преимущественно личные цели членов группы (собираются, чтобы решить собственную проблему). в) Корпорация – в которой личностно значимые цели антисоциальны по своей направленности. г) Коллектив – объединяет людей, связанных между собой личностно значимыми целями и общественно ценными установками. В практическом плане социометрический метод направлен на изучение системы взаимоотношений в малой социальной группе, а именно: - характеристики социальных ролей и статусов индивида внутри м.с.г., - выяснение степени влияния формальных (служебных, учебных, производственных) и неформальных социальных групп; - отношений лидерства, сплоченности, конфликтности, власти и подчинения, авторитета и отторжения. Отношения между членами группы выясняются на основе выбора, отклонения или оставления без внимания опрашиваемым членом группы другого или других членов группы, как участников совместной деятельности. Опрос строится на социометрическом критерии – это конкретная содержательная ситуация, представленная в качестве основы выбора или отстранения. 1) Производственный критерий (учебный): вопросы типа «с кем бы вы хотели сделать такое то действие» (со знаком +), «с кем бы вы ни за что, никогда не хотели заниматься…» (со знаком -). Прогностический производственный критерий – «как вы считаете, кто бы с Вами хотел» (+), «кто бы с вами не стал ни за что» (-). 2) Непроизводственный, неформальный критерий – показатель межличностных отношений вне исполнения служебных обязанностей (соседние дачные участки, жить на одной лестничной площадке, с кем бы Вы хотели отдохнуть в Сочи) - четыре индикатора по аналогии с критерием №1. 3) коммуникативный критерий – показатель особо доверительных отношений (могли бы обсудить свои проблемы) – 4 индикатора.

Проблемы: 1) опрос проводится только в тех группах, которые имеют опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев. 2) не целесообразно увеличение критериев более 7-8- (в зависимости от ситуации и целей). 3) критерий д.б. подобран таким образом, чтобы в его содержании прежде всего отражались реально возможные ситуации взаимоотношений между членами группы и быть актуальными для нее (для этого н. анализ). 4) запрещается проводить социометрию в конфликтных группах (ждать). 5) не представлять рез-ты опроса всем членам группы сразу. 6) Запрет: выбирать самого себя. 7) сами критерии располагаются от простого к сложному. Число выборов зависит от числа членов группы (5-7>1, 8-11>2, 12-16>3, 17-21>4 и т.д.) После исследования строится социоматрица (таблица «кто выбирает х кого выбирают», число отданных выборов, число полученных выборов).

Вычисление социометрических статусов и индексов. Общий социометрический статус члена группы №1 – отражает вовлечение члена группы в систему взаимоотношений (ОС1= кол-во «+» и «-» выборов члена группы №1 / N-1, где N – общее кол-во членов в группе). Положительный/Отрицательный социометрический статус: С1+ = кол-во «+» выборов/N-1. C1- = кол-во «-» выборов/ N-1. Индекс эмоциональной экспансивности – характеризует то, как человек относится к окружающим его членам группы + насколько он активен в своих выборах: Э1 = кол-во «+» и «-» выборов, сделанных N-ом 1/N-1. Соответственно вычисляются Э1- и Э1+.

Групповые индексы: имеют смысл, когда социометрия проводится в 2-ух/нескольких идентичных группах или в случае мониторинга. Индекс взаимности V=кол-во взаимных связей / N х (N-1). V+ = кол-во «+» взаимных связей / N x (N - 1). Индекс конфликтов К = кол-во «-» взаимных связей / N x (N - 1). Индекс референтности – измеряет степень наличия или отсутствия взаимовлияния членов группы (см. определение референт. группы) R = кол-во взаимных «+» выборов / кол-во «+» выборов (также вычисляются «-» выборы и «+ и -» выборы). Индекс социометрической когерентности – характеризует меру связанности группы по опр. Критерию и степень необходимых взаимных контактов: КВ = кол-во отданных или полученных «+» или «-» или «+ и -» выборов / N (N-1).