15. Виды социологического интервью, специфика его проведения
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ - выделение по определенному основанию различ. видов интервью. Существует множество К.и. Наиболее распространенным основанием классификации является степень формализованности, что позволяет выделить главные виды интервью. Степень формализованности интервью, степень свободы его участников представляют собой принципиальное основание классификации с т.зр. определения познавательных возможностей этого метода. Различают несколько видов интервью - от полностью свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса. Свободное интервью, т.н. клиническое, психоаналитическое, наибольшее применение нашло в психиатрии, откуда и берет начало. Оно не имеет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Задается лишь тема интервью. Формулирование вопросов, уточнение и развитие темы, определение длительности беседы и последовательность вопросов оставлены на усмотрение интервьюера (свободное интервью чаще всего проводят сами социологи). Данные свободного интервью с большим трудом поддаются математич. обработке. Поэтому оно не применяется при массовых опросах, а чаще всего используются при опросах экспертов, на стадии разведывательного исследования перед проведением основного опроса, с целью ознакомления с объектом, уточнения методик, опросников. Глубинное интервью отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей темы, беседы, заранее задается определенный круг вопросов, на к-рые следует получить ответы. Стратегия ведения беседы, последовательность и формулировки вопросов оставлены на усмотрение интервьюера. Глубинное интервью применяют для зондажа общественного мнения относительно четко очерченного круга вопросов, в разведывательном исследовании, при изучении мотивов и ориентации опрашиваемых. Свободное и глубинное интервью различаются не столько по степени формальности, сколько по сферам их применения. Материалы глубинного интервью подвергают содержательному, качественному анализу. Фокусированное (направленное) интервью отличается от предыдущих главным образом тем, что ставит целью изучение мнений относительно конкретно заданной ситуации. Внимание опрашиваемых как бы "фокусируется", направляется на определенный, предварительно выбранный социологом фрагмент действительности: явление, ситуацию и т.п. Им может быть художественное произведение, кинофильм, театральная постановка. В фокусированном интервью опрашиваемые сначала знакомятся с объектом, к-рый становится предметом обсуждения во время интервью. Фокусированное интервью представляет еще одну степень в формализации процедур методики. Отличительной чертой его является предварительный анализ ситуации, в к-рую вовлекаются опрашиваемые. Обсуждение проводится по "горячим следам" с группой опрашиваемых, либо по одиночке. Интервью с открытыми вопросами проводится с применением плана, к-рый подготавливает заранее социолог. План интервью представляет собой набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности. Интервьюер должен строго придерживаться плана интервью, последовательности вопросов и их формулировок. От него требуется полностью и внятно зачитывать помещенные в плане интервью вопросы и дословно, без искажений записывать ответы. Иногда при этом прибегают к помощи стенографии или магнитной записи. Интервью с открытыми вопросами применяют при опросах экспертов, телефонных опросах, а также в пробных (пилотных) исследованиях с целью апробации анкет, опросных материалов, разработки вариантов ответов на закрытые вопросы. Интервью с закрытыми вопросами, или стандартизированное интервью, - это формализованная процедура опроса, приближающаяся к анкетированию с помощью анкетера. Формализованность заключается главным образом в стандартизации плана интервью. Подготовленный социологом опросник фактически представляет собой анкету с преимущественно закрытыми вопросами. Если вопросы закрытые, опрашиваемому остается лишь выразить свое согласие с одним из вариантов ответов. Если в свободном или фокусированном интервью интервьюер является в определенной степени свободным исследователем, то здесь он лишь исполнитель-информатор. Поведение его строго регламентировано, он не должен отклоняться от заданной последовательности вопросов, менять формулировки, задавать дополнительные вопросы. Стандартизированное интервью - наиболее распространенный вид из приведенных выше. Классическим примером его является опрос при переписях населения. Социологи иногда используют термин "полу стандартизованное интервью", имея в виду, что в опроснике имеются также и открытые вопросы. Приведенная К.и. построена по принципу возрастания степени формализации процедур и соответственно регламентированности поведения интервьюера. Нетрудно заметить, однако, что под формализованностью понимается в основном стандартизация плана интервью. Речь идет лишь о стандартизации формулировок и расположения вопросов. Между тем формализация процедуры интервью - это нечто большее. Полностью формализованным следует считать такое интервью, в к-ром стандартизован весь ход беседы, включая социальное и физич. окружение. Последнее оказывают немалое воздействие на качество получаемой информации. Следует дополнить приведенную классификацию следующими видами интервью по нарастающей формализации: стандартизированное интервью с фиксированными условиями физич. окружения, обстановки, при к-ром стандартизированы также условия места и времени проведения интервью (в домашней обстановке, на улице, на рабочем месте, в рабочее время, после работы, в будний или выходной день, утром, днем, вечером и т.п.); стандартизированное интервью с фиксированными условиями физич. и социального окружения, при к-ром к вышеуказанному добавляется также требование социального окружения процесса интервью (наличие третьих лиц во время опроса, их состав, степень близости к опрашиваемому и т.п.); полностью формализованное интервью, в к-ром к стандартизации физич. и социальных условий добавляется также требование стандартизации (насколько это возможно) взаимоотношений в системе "интервьюер-респондент". Последнее достигается путем использования специально подобранной и обученной группы интервьюеров. Определенная стандартизация отношений достигается также при машинном опросе, когда опрашиваемому задается вопрос на экране видеотерминала, а ответ вводится непосредственно в память машины через клавишную приставку. Существенным в К.и. на основании степени формальности процедур является обеспечение одинаковых условий интервью для всех опрашиваемых. В лит-ре имеются также К.и. по иным основаниям, позволяющим обрисовывать всевозможные виды интервью. В качестве основания классификации могут быть взяты различные признаки: количество одновременных участников (групповое или индивидуальное интервью); статус опрашиваемого (интервью с должностным лицом, экспертом, респондентом, с самим собой); цель исследования (разведывательное, контрольное, основное интервью); способ регистрации ответов (запись в блокноте, опросном листе, на магнитной пленке; с ассистентом или без него) и др.
Используется либо в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо когда предмет исследования мало или вообще не изучен. Обычно здесь используется наиболее доступный метод сбора информации (анкетный опрос иди интервью) по упрощенной методике и инструментарию (Методика совокупность технических приемов, связанных с данным способом сбора информации, в их последовательности и взаимосвязи. Инструментарий методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации (анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и т.д.), позволяющий получить ее в короткие сроки. Для получения оперативной информации может также служить экспресс-опрос. Экспресс-опрос нацелен на выявление отношения людей к какой-либо проблеме, факту (зондаж общественного мнения) и на выявление степени эффективности только что проведенных мероприятий. 2. Описательное предполагает получение эмпирических данных, дающих относительно целостное представление об изучаемой проблеме, ее структурных элементах. Применяется при обследовании большой общности людей с разнообразными характеристиками (например, коллектив предприятия, жители микрорайона). 3. Аналитическое самый углубленный вид социологического исследования, помогающий выяснить не только структурные элементы проблемы, но и причины, лежащие в ее основе и обусловливающие характер, распространенность проблемы. Требует значительного времени на подготовку, тщательно разработанных программы и инструментария исследования. Дает возможность анализа и объяснения полученных результатов. В зависимости от метода (Метод основной способ сбора информации, обработки и анализа данных) исследования можно выделить еще три вида исследования: опрос, наблюдение, анализ документов. Мы остановимся подробнее на первом виде: опрос наиболее распространенный и широко используемый метод (основа мониторинга). Обращен непосредственно к носителю информации (респонденту), дает информацию о внутренних побуждениях людей, их склонностях и мнениях. Не заменим при исследовании тех содержательных характеристик общественного, группового и индивидуального сознания, общественных, групповых и межличностных отношений, скрытых от «внешнего взгляда» и дающих о себе знать только в определенных условиях и ситуациях. Есть две разновидности опроса: интервью и анкетные опросы. Интервью проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Запись ответов фиксируется либо интервьюером, либо на пленку. Имеет две функции: а) получение информации о событиях, фактах и б) воздействие на респондента с целью изменения структуры его мотивации, ориентации. Среди прочих методов исследования занимает первое место в мире, хотя в нашей стране уступает место анкетному опросу (интервью значительно дороже опроса). К достоинствам этого метода можно отнести: 1. Возможность получить глубинную информацию о мнениях, мотивах, представлениях человека. 2. Сам процесс близок к обычной беседе, что способствует возникновению непринужденного общения и, следовательно, более искренних ответов. 3. Дает возможность увидеть эмоциональную реакцию и, в случае необходимости, провести корректировку. 4. Вербальное общение устраняет проблему «непонятного вопроса». К числу недостатков, кроме затрат материальных, можно отнести и большие временные затраты (по сравнению с анкетным опросом); трудоемкость процесса подготовки нужного числа интервьюеров. По содержанию интервью можно разделить на: а) документальные изучение событии прошлого, уточнение фактов; б) интервью мнений выявление суждений, оценок, взглядов; в) с экспертами т.е. со специалистами по данной проблеме. По технике проведения интервью могут быть: а) свободные длительная беседа по общей программе, но без детализации вопросов. Уместно на стадии разведки; б) стандартизированные т.е. по полной процедуре (Процедура последовательность всех операций, общая система действии и способов организации исследования, включая не только приемы сбора, но и обработку информации.); в) ненаправленные («терапевтические») инициатива беседы принадлежит респонденту (дается возможность высказаться). По способу организации выделяют: а) групповое цель вызвать дискуссию в группе; б) индивидуальное; в) по телефону; г) фокусированное интервью (фокус группа) относительно новый вид исследования, гибрид нестандартного с панельным опросом. По сути интервьюер выступает инициатором и ведущим групповой дискуссии по заданной теме. Еще раз обратим внимание, что этот вид исследования предполагает очень высокое качество подготовки интервьюеров. Анкетные опросы. Предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, которые фиксируются либо респондентом (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос). Как показывает практика, более ясное и полное представление о качественном своеобразии общественного мнения недостаточно проведения отдельных опросов. Сегодня складывается механизм мониторинга общественного мнения. Это систематическое по заданным и повторяющимся показателям социологическое отслеживание состояния и динамики развития общественного мнения.
- 2.Конструкция социологической анкеты
- 3. Характеристика средств и каналов пр-коммуникации
- 4. Организация прикладного социологического исследования
- 5. Техника устного выступления в пр-целях
- 6.Корпоративная реклама
- 7. Реклама как элемент системы маркетинговых коммуникаций
- 8. Организационный конфликт
- 9. Социальная позиция журналиста
- 10. Свобода печати в журналистской деятельности.
- 11. Типология конфликтных ситуаций.
- 12. Методика контент-анализа
- 13. Структура и функции рекламного агентства
- 14. Pr кампания: основные этапы разработки и осуществления.
- 15. Виды социологического интервью, специфика его проведения
- 16. Организация работы пр-службы
- 17. Имидж, репутация. Техника позиционирования имиджа организации.
- 18 Авторское право Основы авторского права в российском законодательстве
- Объекты
- Смежные права
- Виды прав
- Имущественные авторские права
- Механизм передачи прав Служебное произведение
- Авторский договор
- Авторский договор заказа
- 20 Телеграфные агентства и синдикаты новостей
- 21 Эмпатия. Восприятие и понимание человека человеком невозможно без определённых психологических механизмов. Одним из таких механизмов является эмпатия.
- 23 Тема 9. Современные средства массовой информации. Характеристика современных средств массовой информации.
- Функции сми.
- Системные характеристики сми.
- Типология современных сми.
- Способы распространения информации сми.
- Преимущества и недостатки отношений со сми для целей организации.
- Характеристика и отличительные особенности тв сми.
- Характеристика и отличительные особенности Радио сми.
- Характеристика и отличительные особенности печатных сми и информационных агентств.
- Характеристика и отличительные особенности Интернет.
- 24 Оценка эффективности pr-деятельности: критерии и методы
- 1. Обратная связь с клиентом
- 2. Число статей и новых упоминаний в сми
- 3. Эквивалент стоимости рекламы
- 4. Анализ содержания и конкурентоспособности
- 5. Опросы и упоминание на сайтах
- 6. Продажи
- 7. Исследования информированности и мнений
- 25 Основные этапы конфликта
- 26 Методы сбора социологической информации
- Глава 1. Метод опроса
- 28 Причины ситуационной лжи
- 29 Обратная связь
- 32 Управление конфликтной ситуацией.
- Структурные методы. Разъяснение требований к работе.
- Координационные и интеграционные механизмы.
- Общеорганизационные комплексные цели.
- Структура системы вознаграждений.
- Межличностные стили разрешения конфликтов. Уклонение.
- Сглаживание.
- Принуждение.
- Компромисс.
- Решение проблемы.
- 32. Методы урегулирования конфликтов.
- 33 Особенности и условия прогнозирования и профилактики и диагностики конфликтов
- 35 Использование рекламных технологий в pr целях
- 36 Социологический анализ общественного мнения населения России
- 37 Стратегия и тактика информационных кампаний. Понятие паблисити фирмы
- 38 Эффективность журналисткой деятельности.
- 39 Основные показатели и методы медиапланирования
- 40 Основные константы фирменного стиля. Корпоративный имидж.
- 41 Методика и техника социологического наблюдения.
- 42 Неформальное общение как инструмент pr-коммуникаций
- 43 Стратегия и тактика переговоров в деятельности pr служб
- 44 Принципы отбора и подготовки интервьюера
- 45 Массовое поведение как объект социологического изучения
- 46 Журналистский корпус. ???
- 47 Социальная ответственность фирмы
- 48 Организация и ее информационная среда - ?
- 49 Учредители сми.
- 50 Методы выборочного исследования в социологии
- 51 Ключевые субъекты рекламного процесса, их характеристики
- 52. Формы и виды вопросов социологической анкеты.
- 54. Избирательные пр технологии.
- 55. Сми как каналы коммуникации
- 56. Техника позиционирования объектов рекламы.
- 57. Современные компьютерные технологии в пр.
- 58. Методы стимулирования социологического интервью. (за этот вопрос не отвечаю)
- 59. Аналитические жанры.
- 60. Специфика взаимодействия социолога и респондента.
- 61. Пресс-центр, его функции.
- Анкетный Опрос
- 63. Пресс-конференции, брифинги и другие мероприятия для журналистов.
- До мероприятия
- В течение мероприятия
- После мероприятия
- И помните
- 64. Программа социологического исследования.
- 65. Организационная работа редакции.
- 66. Технические средства в журналистском творчестве.
- 67. Журналистское творчество как профессиональная деятельность.
- 68. Документализм как творческий метод журналистики.
- 69 Виды массовых опросов
- 73 Pr в системе маркетинга.
- 84 Современное российское законодательство о сми, рекламе и pr. - ? еще
- 77 Социологические методы в практике пр.
- 2) Контент-анализ – анализ содержания сми , 3)наблюдение – дополнительный метод
- 73 Имидж и репутация
- 74 Авторское право
- 74 Социометрическая методика
- 75 Pr-обращение
- 76 Публицистические жанры в pr
- 78 Конструкция социологической анкеты.
- 79 Организация работы pr-службы
- 80 Пресс-конференции, брифинги, и другие мероприятия для журналистов
- 81 Массовый опрос
- 82 Связи с общественностью: определение понятия.
- 83 Пресс-центр, его функции.
- 84 Виды социологических интервью