logo
otvety

68. Документализм как творческий метод журналистики.

Документ (лат. Documentum – доказательство, достоверное свидетельство) / документализм возник как средство закрепления в сознании людей различных факторов, событий, явлений и т.д. Потребность в документализме появилась, возможно, с момента возникновения письменности (на бересте). Документом признается любой материальный объект, который фиксирует или подтверждает к-л. Знания и м.б. включен в определенное собрание. В широком смысле – это все: и произведения искусства (монеты, произведения искусства). В узком смысле – обличенный в письменную форму акт, удостоверяющий наличие фактов юридического значения. Документализм – фиксирует происходящее. Д. заявил о себе в историографии, правоведении, дипломатических/хозяйственных отношениях, описании путешествий, бытовой переписке. В определенном смысле и вся журналистика документальна. Хотя иногда историки сталкиваются с ложными документами (доклады послов, генералов, отчеты карательных органов). - > Любой документ должен быть проверен и подтвержден. Документ – это еще и субъективные документы (письма, дневники, рукописи). В таких документах – личностные характеристики человека, не столько сами факты, сколько духовные настроения и переживания личности, оценка общества этого факта, восприятие его в то время. Д-зм в журналистике предполагает широкий диапазон достоверности. Сплетни, слухи тоже м.б. документальны, но не их суть, а их корни, проявления. То предположения людей, которые говорят о понимании людьми определенных событий. В ж-ке наиболее ранним жанром является оперативная хроника (от нее родилась ж-ка). Первые тексты в периодических изданиях – информационные, в них фиксировались факты. Информационная заметка хроникального типа – саамы древний жанр (до сих пор сохраняется). У исхода русской журналистики – реляции. Журналистские произведения не просто смыкаются с документалистикой, а по существу дублируют ее, наиболее устоявшиеся варианты (н-р, отчеты послов могли быть дублированы газетами). Гносеология документализма. (познавательная ценность). Д-зм нах-ся на рубеже обыденного (письма граждан в редакцию) и практически систематизированного познания. Познавательный диапазон метода документализма нах-ся между протокольным описанием единичных явлений и обобщением данных. Опорным звеном документально отражения является наблюдение (это аспект нашей деят-сти, связанной с преднамеренным восприятием предметов и явлений мира). Процедура наблюдения занимает одно из главных мест среди профессиональных приемов журналистской деятельности. Но одним наблюдением не обойдешься - + беседа, документальные свидетельства, диалектика документализма (что предшествовало). Факт – основа журналистики. Факт = документ, но нельзя рассматривать факт в отдельности от других. Документальный факт – это не сама действительность а ее отображение, не полностью адекватен тому, что изображают. Факты: свершившиеся, событийные, долговременно-длящегося процесса, статистические показатели. Документальный факт в своей обособленности мертв и именно потому он фрагментален. Требует осмысления. Варианты документализма в журналистских жанрах. Исходный документализм сохранили информационные жанры, следовательно в основе их лежа наблюдение, сопоставление, сравнение, отбор фактов, опрос участников, очевидцев. В тексте зафиксировано событие. Для репортажа, жанров аналитических важно не только передать событие, а процесс его движения, аналитическое его восприятие. В аналитических жанрах – переключение с объективной фиксации на отношение автора к тому, что происходит. Различные идее, взгляды, концепции и столкновения между ними. Документальный образ вбирает в себя кроме точности запечатления участка реальности, еще и элементы эмоционального отношения к нему. Последнее проявляется в избирательности деталей. Д.о. демонстрирует нам представление о точном облике людей, вещей, совмещенные с той степенью детализации, которой обусловлено отношение к ним отображающего. Документальная образность создает свободу авторской фантазии, но ограничена тем, что подчинена документальному принципу. Использование документов в материалах (текстах): ссылка на документ (человека, должностное лицо), - использование документов в качестве аргументов авторской концепции (прямое цитирование или косвенная опора), - крупноплановая подача документа (документальная находка), - реконструкция документальных свидетельств, - документальные возможности метода направленной журналистской беседы (интервью - восстановление истории, историч. событий).