42 Неформальное общение как инструмент pr-коммуникаций
Пеньков: Неинститулизированная (неформальная) коммуникация. Под неформальной коммуникацией понимается сообщение, достоверность которого не гарантируется и которое в большей степени ориентировано на неформальный канал передачи. Основные виды неформальной коммуникации: 1. слухи. 2. мифы. 3. фобии. Неф. К. в большей мере ориентирована на каналы межличностного общения, а также на сочетание формальной и неформальной коммуникации. Неформальное общение – это объективно существующее явление, основанное на слухах, мифах и фобиях, активно воздействующее на поведение индивидов и групп. Неформальное общение требует системного анализа при формировании любых видов моделей коммуникации.
1. Слухи в системе неформальной коммуникации: под слухами понимается передача эмоционально значимых для аудитории сведений по каналам межличностной коммуникации. Классифицируются по 2-ум видам: а) экспрессивные слухи (важно эмоциональное содержание); б) информационный характер слухов (на первом месте фактор достоверности информации). Общее - неофициальный характер сообщения в ряде случаев эксклюзивный характер. В случае высокой степени экспрессивности и информативности слухов характер их распространения носит вид цепной реакции. При выстраивании коммуникативной модели необходимо вычислять содействие и противодействие неформальной коммуникации, в частности слухов. В неформальной коммуникации особую значимость имеет источник информации. Слухи наиболее эффективны при дефиците официальной информации.
2. Мифы – как фактор социальной жизни общества. Мифологическая коммуникация – один из наиболее эффективных видов коммуникации, где активно эксплуатируются устойчивые мифы для продвижения информации. Наиболее успешна в ареале ее бытования.
Это вид ком-ции, активно эксплуатирующей устойчивые мифы для продвижения информации. В миф-ой ком функции конкретного ком-ра в ряде случаев принимают на себя общественные мнения, настроения, особенности этнического менталитета. Каналом ком является межличностное общение, внутригруп и межгруп общение, каналы мас ком. Реципиентами миф-ой ком являются индивидумы, предрасположенные к восприятию мифов, как заменителей объективной инф. Мифологические структуры представляют особый интерес для ПР, поскольку они явно не осознаются аудиторией, не зависят от одного человека и сами по себе просты (строятся на противопоставлении: "демократы — коммунисты", "патриоты — космополиты", "наши — не наши”). Упрощенный вариант представления ситуации, конечно, имеет больше шансов на выживание, поскольку с легкостью может захватить массовую аудиторию. Современный миф часто принимает формы, которые описывают совершенно будничные события, легко входит в нашу жизнь, но опираясь на знакомую всем мифологическую структуру (Пример: Брынцалов-Золушка). Составляющие самого процесса коммуникации (отбор характеристик яркого события и написания о них с точки зрения аудитории) очень активно формируют мифологическую среду. Тем более это касается, к примеру, президентских выборов. Миф модели хар-ен принцип универсальности (одни и те же на протяжении жизни у разных народов). Миф является в какой – то мере оправданием всех человеческих поступков. Сегодняшняя мифология также действует на молодежь в качестве образцов для подражания. Миф — это психологически доступный всем ответ на проблемы общей значимости. Он спасает и ограждает.Он помогает не потерять веру в разумность мира. Мифы не проверяемы и им свойствена узнаваемость. Миф как бы повтор сообщения, которое уже закодировано в глубинах памяти, потому оно не требует дополнительной информационной обработки. Одной из основных особенностей мифа является то, что миф не повествует о чуждых человеку событиях, он рассказывает о событиях, в которых человек задействован самым активным способом. Пример устойчивых мифах - "советский народ", "общество всеобщего равенства". Мирче Элиаде, считал миф единственно верной моделью действительности. Cюда относятся 4 мифологических модели коммуникации: одна связана с структурализмом (К. Леви-Строс), другая — с анализом современных мифов, что весьма важно для паблик рилейшнз { Р. Барт), третья — с аналитической психологией (К.Г. Юнг), четвертая — с анализом мифа в примитивных обществах (Б. Малиновский).
3. Фобии как коммуникационная система. Под фобиями понимаются устойчивые социальные настроения, в основе которых лежат этнические, конфессиональные, половозрасные и иные стереотипы, предопределяющие характер оценок действиельности и модели социального поведения. Эксплуатация фобии, как правило носит неконструктивный характер действия. Использование ориентаций социальных групп на различные фобии не может быть отнесено к приемлемым информационным технологиям.
Шаронов: Слухи и межличностные коммуникационные сети как PR-инструменты.
Характеристики межличностных коммуникаций: 1. жанр сугубо устный – в сфере межличностных «разговоров». Будучи напечатанным, слух умирает (он может вызвать скандал, но уже в СМИ). 2. Сугубо доверительны – даже если слух несет общественно важную новость, он сообщается по личному секрету, доверительно, эксклюзивно. 3. С информационной точки зрения слух – крайне не надежный источник: а) невозможно распознать первоисточник информации (слухи носят принципиально анонимный характер); б) пассивный пересказ информации от одного участника сети другому предполагает преобразование сообщения; в) слух не проверяем (в его информационном ядре заключена ошибка). Любой слух буде воспринят в вопросительной/альтернативной форме. В том случае, если нам «хочется» поверить в слух, мы будем надеяться. Кроме этих характеристик устных/спонтанных новостей существуют особенности их восприятия аудиторией. Аудитория – не масса разрозненных индивидов, а коммуникационные сети разных конфигураций: Паутина, штурвал, кольцо (препятствуют распространению). В виду того, что аудитория организована таким образом, слухи всегда содержат общественно значимые проблемы. По своей сути, функции, межличностные сети являются альтернативным «дополнением» к официальным каналам массовой коммуникации. СМИ может как инициировать волны слухов, так и опровергать их. Но тем самым они сильно нарушают монополию информационных потоков СМИ на информацию.
Технологии работы со слухами: главное их свойство – «самоходячие» единицы информации. Запуск и контролирование циркуляции слухов не требует дополнительных ресурсов и бюджетов. На этом основана типология слухов: 1. слухи-пугала (управляют общим уровнем тревожноси в обществе в целях поляризации общественного мнения). Эмоциональной доминантой данного слуха является тревожность, страх за будущее, беспокойство. 2. слух-желание (экспрессивная доминанта, надежда на будущее, лучшее) – чреват последующим разочарованием. 3. Слух-агрессор (разделитель) – эмоциональная доминанта – неприязнь к чужим. Он сильно зависит от господствующих стереотипов (начальники, гибдд). Слухи можно классифицировать не только по эмоциональной доминанте, но и по информационной составляющей: 1) абсолютно недостоверные («испорченный телефон»); 2) отчасти недостоверные; 3) абсолютно достоверные. Иногда полудостоверные слухи становятся самооправдательными пророчествами: действительность вынуждена преобразовываться в соответствии с сюжетом слуха.
Пути использования слухов в ПР-кампаниях. Основным законом управления слухами является 1 – выбор актуальных тем; 2 – сила распространения слуха обратно пропорциональная уровню информирования через СМИ (официальные каналы). Слух быстрее ходит также и по формальным причинам: простота и доходчивость; диалогичность слуха; спонтанный характер.
Стратегия управления. 1. Профилактика слухов (особенно актуально для фирм, работающих в отрасли с повышенным риском – шахты, транспорт, банки). - > оперативное реагирование (ситуация под контролем, масштабы ущерба уточняются, создана и работает комиссия. Первые брифинги состоятся завтра). > исчерпывающая детализация (официальная информация должна быть достаточна для объяснения картины); > доступность спикера для СМИ и однозначность трактовок происходящего; > упреждающее влияние (прогнозировать возможные слухи и репетировать с руководством как на них реагировать). 2. Противодействие слухам (относится к вредным для организации слухам). - Немедленно выступить с опровержение, - подтвердить, уменьшив масштаб. – довести слух до абсурда и высмеять, - визуальное опровержение; - запуск контрслухов; - переключение внимания.
Производство и запуск слухов: компромат (о сопернике) (- компрометирующие данные могут быть правдой / провоцирует выброс компромата в вашу сторону); смещение ответственности; - обвинение в нелояльности и некомпетенции.
- 2.Конструкция социологической анкеты
- 3. Характеристика средств и каналов пр-коммуникации
- 4. Организация прикладного социологического исследования
- 5. Техника устного выступления в пр-целях
- 6.Корпоративная реклама
- 7. Реклама как элемент системы маркетинговых коммуникаций
- 8. Организационный конфликт
- 9. Социальная позиция журналиста
- 10. Свобода печати в журналистской деятельности.
- 11. Типология конфликтных ситуаций.
- 12. Методика контент-анализа
- 13. Структура и функции рекламного агентства
- 14. Pr кампания: основные этапы разработки и осуществления.
- 15. Виды социологического интервью, специфика его проведения
- 16. Организация работы пр-службы
- 17. Имидж, репутация. Техника позиционирования имиджа организации.
- 18 Авторское право Основы авторского права в российском законодательстве
- Объекты
- Смежные права
- Виды прав
- Имущественные авторские права
- Механизм передачи прав Служебное произведение
- Авторский договор
- Авторский договор заказа
- 20 Телеграфные агентства и синдикаты новостей
- 21 Эмпатия. Восприятие и понимание человека человеком невозможно без определённых психологических механизмов. Одним из таких механизмов является эмпатия.
- 23 Тема 9. Современные средства массовой информации. Характеристика современных средств массовой информации.
- Функции сми.
- Системные характеристики сми.
- Типология современных сми.
- Способы распространения информации сми.
- Преимущества и недостатки отношений со сми для целей организации.
- Характеристика и отличительные особенности тв сми.
- Характеристика и отличительные особенности Радио сми.
- Характеристика и отличительные особенности печатных сми и информационных агентств.
- Характеристика и отличительные особенности Интернет.
- 24 Оценка эффективности pr-деятельности: критерии и методы
- 1. Обратная связь с клиентом
- 2. Число статей и новых упоминаний в сми
- 3. Эквивалент стоимости рекламы
- 4. Анализ содержания и конкурентоспособности
- 5. Опросы и упоминание на сайтах
- 6. Продажи
- 7. Исследования информированности и мнений
- 25 Основные этапы конфликта
- 26 Методы сбора социологической информации
- Глава 1. Метод опроса
- 28 Причины ситуационной лжи
- 29 Обратная связь
- 32 Управление конфликтной ситуацией.
- Структурные методы. Разъяснение требований к работе.
- Координационные и интеграционные механизмы.
- Общеорганизационные комплексные цели.
- Структура системы вознаграждений.
- Межличностные стили разрешения конфликтов. Уклонение.
- Сглаживание.
- Принуждение.
- Компромисс.
- Решение проблемы.
- 32. Методы урегулирования конфликтов.
- 33 Особенности и условия прогнозирования и профилактики и диагностики конфликтов
- 35 Использование рекламных технологий в pr целях
- 36 Социологический анализ общественного мнения населения России
- 37 Стратегия и тактика информационных кампаний. Понятие паблисити фирмы
- 38 Эффективность журналисткой деятельности.
- 39 Основные показатели и методы медиапланирования
- 40 Основные константы фирменного стиля. Корпоративный имидж.
- 41 Методика и техника социологического наблюдения.
- 42 Неформальное общение как инструмент pr-коммуникаций
- 43 Стратегия и тактика переговоров в деятельности pr служб
- 44 Принципы отбора и подготовки интервьюера
- 45 Массовое поведение как объект социологического изучения
- 46 Журналистский корпус. ???
- 47 Социальная ответственность фирмы
- 48 Организация и ее информационная среда - ?
- 49 Учредители сми.
- 50 Методы выборочного исследования в социологии
- 51 Ключевые субъекты рекламного процесса, их характеристики
- 52. Формы и виды вопросов социологической анкеты.
- 54. Избирательные пр технологии.
- 55. Сми как каналы коммуникации
- 56. Техника позиционирования объектов рекламы.
- 57. Современные компьютерные технологии в пр.
- 58. Методы стимулирования социологического интервью. (за этот вопрос не отвечаю)
- 59. Аналитические жанры.
- 60. Специфика взаимодействия социолога и респондента.
- 61. Пресс-центр, его функции.
- Анкетный Опрос
- 63. Пресс-конференции, брифинги и другие мероприятия для журналистов.
- До мероприятия
- В течение мероприятия
- После мероприятия
- И помните
- 64. Программа социологического исследования.
- 65. Организационная работа редакции.
- 66. Технические средства в журналистском творчестве.
- 67. Журналистское творчество как профессиональная деятельность.
- 68. Документализм как творческий метод журналистики.
- 69 Виды массовых опросов
- 73 Pr в системе маркетинга.
- 84 Современное российское законодательство о сми, рекламе и pr. - ? еще
- 77 Социологические методы в практике пр.
- 2) Контент-анализ – анализ содержания сми , 3)наблюдение – дополнительный метод
- 73 Имидж и репутация
- 74 Авторское право
- 74 Социометрическая методика
- 75 Pr-обращение
- 76 Публицистические жанры в pr
- 78 Конструкция социологической анкеты.
- 79 Организация работы pr-службы
- 80 Пресс-конференции, брифинги, и другие мероприятия для журналистов
- 81 Массовый опрос
- 82 Связи с общественностью: определение понятия.
- 83 Пресс-центр, его функции.
- 84 Виды социологических интервью