logo
otvety

4. Организация прикладного социологического исследования

Социологическое исследование – основной метод изучения, используемый специалистами для сбора и анализа информации о социальных и экономических условиях жизни, факторах, определяющих характер этих условий, взаимодействии социальных слоев и групп людей. Основные этапы исследования: 1. определение проблемы и целей изучения. 2. выбор программы и плана изучения. 3. определение целевой аудитории (выборка).4. составление и предварительная проверка качества анкет. 5. процесс опроса (интервьюирование, анкетирование). 6. Кодирование интервью и обработка результатов опроса. 7. Анализ результатов и подготовка отчета по исследованию. По Дробжеву: 1. Информационно-библиографический обзор. 2. Актуальность иссл. (обозначить практический, общественный смысл проблемы исследования, пояснить что заказчик получит в результате этого исследования, какие проблемы можно реально решить с помощью результатов исследования. Личностный фактор, почему именно Вы обращаетесь к этой проблеме, живой интерес, мотивация. Можно приводить убийственные социологические данные, яркие подтверждения, убедить, заинтересовать, афоризм (квинтэссенция). 3. Проблема исследования (определение проблемной ситуации. Поиск противоречия между знанием о данном явлении, о к.л.потребностях людей и незнанием путей, средств, способов, методов, изменения ситуации/реализации этих потребностей). Проблемная ситуация связаны с наличием – явного, осознанного/скрытого социального противоречия, - с недостаточной осведомленностью о реальном социальном явлении (что исследовано, а что нет), - с незнанием закономерностей и тенденций развития социального явления. Философское осмысление проблемы. Решить проблему – это значит получить новое знание, создать модель, объясняющую то/иное явление. 4. Характеристика объекта исследования. Объект иссл – это все то, что явно/неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию, на что направлен процесс познания. (основная масса – физический объект исследования – социальная группа, это могут быть контрастные группы -> характеристика темы в объекте исследования, характеристика лиц в преломлении темы исследования). + Определить доступность объекта исследования и свои возможности. Социальная общность – ключевая, основополагающая категория социологического анализа – взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов, благодаря сходству условий их жизни и деятельности, близости их взглядов, потребностей и норм поведения. По разным критериям (соц-демографич – пол, возраст, место проживания, семейное положение, национальность, профессия).