67. Журналистское творчество как профессиональная деятельность.
Творчество в самом общем виде – появление нового в любой области человеческой практики. В результате творческого акта создаются новые реалии, образующие в совокупности культуру. Реалии эти могут представлять собой материальные ценности и характеризоваться вещественно-энергетической природой (орудия труда, знания, осветительные приборы) – их создание связано с биологической природой человека; могут представлять собой ценности духовные, характеризующиеся природой информационной (произведения науки, литературы, искусства…), или другими словами – информационные продукты. Толчком к созданию новых реалий, имеющих информационную природу, являются информационные потребности человека. Информационные потребности возникают в связи с познавательным процессом и потребностью в общении, определяется социальной ролью человека, его обязанностями, образом жизни. Информационный продукт призван удовлетворять информационные потребности человека.
Специфика информационного продукта состоит в том, что он есть неразрывное единство познания и творчества. Следовательно, создание информационного продукта включает обе эти стороны. Каждый человек познает объективную действительность, создавая ее образ в своем внутреннем мире непосредственно через собственный контакт с нею – или опосредовано через информационные продукты, созданные другими людьми.
Ни один человек не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива, общества служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно дополняемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми является социальной. Более высокая ступень взаимодействия человека с действительностью – это создание социальной информации, информационных продуктов.
Социальна информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением. Создание информационных продуктов есть творчество. В потоке информации, циркулирующей в обществе, выделяется журналистская информация. Журналистская информация по своей значимости и распространенности, может быть, самая социальная.
Специфика журналистской информации состоит в единстве духовного (информационного) и соцально-управленческого начал.
В духовном отношении журналистская информация характеризуется: - идейной насыщенностью (т.к. аудитория не просто должна познакомиться с журналистским материалом, но усвоить идеи, взгляды); - актуальностью (которая состоит в злободневности, остроте тем); - популярностью (доходчивостью): в каком бы жанре не работал журналист его сообщение должно быть ясным и понятным: язык не должен содержать специальных терминов, если они не объяснены журналистом и адресованы массовой аудитории, следует избегать и сложных стилистических конструкций, оборотов, туманных намеков, ассоциаций.
В социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует (по Г.В. Лазутиной):
в первую очередь – это новизна: журналисты сообщают обо всем новом – о том, что изменилось или должно измениться; СМИ помогают людям скорректировать свое поведение, свои поступки, намерения с учетом новых условий жизни или повлиять на действия властей, других организаций, чтобы предотвратить негативные изменения в реальной жизни; не всякие факты интересуют журналиста, а в первую очередь новость, каждый профессионал стремиться найти информацию, которая одновременно была бы полезна, необходима и интересна;
следующая важная черта – оперативность: журналист должен передавать информацию быстро, ведь новость может устареть;
Корконосенко добавляет к этому: документализм в отражении действительности (факты, точность), достоверность (в отличие от художника, для которого главное – создание образа);краткость материала,
аналитичность (резерв повышения эффективности влияния прессы на аудиторию),
"отпечаток" личности автора: особенно характерно это для российской журналистики, в которой получила развитие авторская, комментирующая публицистическая трактовка события.
Т.о., журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов, свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий. Кроме того, по Лазутиной, журналистская информация должна содержать новость, быть оперативной, актуальной, соответствовать потребностям аудитории, быть интересной, полезной и понятной читателям.
Журналистика пронизана творчеством, она есть творчество по определению. Журналисту приходится принимать решения в конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в социальной практике и в общественном сознании, так или иначе – создавать новое.
Начало творческой активности журналисту дают информационно-управляющие связи человека и его окружения, позволяющие получить, удержать, накопить, переработать информационные сигналы среды, превратив их в информационный продукт.
Творческая деятельность существует в двух формах – любительская (дилетантизм) и профессиональная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов в обществе соответствующими профессиональными группами. Журналисты – одна из профессиональных групп. Журналистское творчество не совместимо с дилетантизмом, некомпетентностью. Труд журналиста профессионален, т.е. подчинен определенным законам, заданным алгоритмам, зависит от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций.
В журналистском творчестве стремление к созданию нового, оригинального неотделимо от выполнения жестких обязанностей, заданий. Творчество журналиста ограничено жесткими законами и заключено в четко очерченные хронологические рамки.
Специфика журналистского творчества состоит в том, что в отличие от художников журналисты участвуют не в художественном, а в соцально-культурном творчестве. Их сверхзадача – изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, культурное оснащение социальных процессов. Или другими словами, создание информационных продуктов оперативного пользования, предназначенные для оперативного изменения действительности.
Т.о., специфика журналистского творчества обусловлена особенностями продукта журналистской деятельности – журналистской информацией.
В силу специфики журналистской информации главным критерием профессионализма в журналистском творчестве может быть названа способность донести социальное значение материала. Отсюда – особенности творческого содержания профессии журналиста – активное взаимодействие журналиста с социальной действительностью, особое требование – объективность. (Факторы, уменьшающие объективность: 1) общие закономерности познания (ни один фрагмент реальности человеческая психика не может отразить в полном объеме); 2) творческая природа сознания (способность "заместить" любую "отсеченную" существенную связь несущественной); 3) характер обстоятельств, в которых осуществляется работа журналиста).
- 2.Конструкция социологической анкеты
- 3. Характеристика средств и каналов пр-коммуникации
- 4. Организация прикладного социологического исследования
- 5. Техника устного выступления в пр-целях
- 6.Корпоративная реклама
- 7. Реклама как элемент системы маркетинговых коммуникаций
- 8. Организационный конфликт
- 9. Социальная позиция журналиста
- 10. Свобода печати в журналистской деятельности.
- 11. Типология конфликтных ситуаций.
- 12. Методика контент-анализа
- 13. Структура и функции рекламного агентства
- 14. Pr кампания: основные этапы разработки и осуществления.
- 15. Виды социологического интервью, специфика его проведения
- 16. Организация работы пр-службы
- 17. Имидж, репутация. Техника позиционирования имиджа организации.
- 18 Авторское право Основы авторского права в российском законодательстве
- Объекты
- Смежные права
- Виды прав
- Имущественные авторские права
- Механизм передачи прав Служебное произведение
- Авторский договор
- Авторский договор заказа
- 20 Телеграфные агентства и синдикаты новостей
- 21 Эмпатия. Восприятие и понимание человека человеком невозможно без определённых психологических механизмов. Одним из таких механизмов является эмпатия.
- 23 Тема 9. Современные средства массовой информации. Характеристика современных средств массовой информации.
- Функции сми.
- Системные характеристики сми.
- Типология современных сми.
- Способы распространения информации сми.
- Преимущества и недостатки отношений со сми для целей организации.
- Характеристика и отличительные особенности тв сми.
- Характеристика и отличительные особенности Радио сми.
- Характеристика и отличительные особенности печатных сми и информационных агентств.
- Характеристика и отличительные особенности Интернет.
- 24 Оценка эффективности pr-деятельности: критерии и методы
- 1. Обратная связь с клиентом
- 2. Число статей и новых упоминаний в сми
- 3. Эквивалент стоимости рекламы
- 4. Анализ содержания и конкурентоспособности
- 5. Опросы и упоминание на сайтах
- 6. Продажи
- 7. Исследования информированности и мнений
- 25 Основные этапы конфликта
- 26 Методы сбора социологической информации
- Глава 1. Метод опроса
- 28 Причины ситуационной лжи
- 29 Обратная связь
- 32 Управление конфликтной ситуацией.
- Структурные методы. Разъяснение требований к работе.
- Координационные и интеграционные механизмы.
- Общеорганизационные комплексные цели.
- Структура системы вознаграждений.
- Межличностные стили разрешения конфликтов. Уклонение.
- Сглаживание.
- Принуждение.
- Компромисс.
- Решение проблемы.
- 32. Методы урегулирования конфликтов.
- 33 Особенности и условия прогнозирования и профилактики и диагностики конфликтов
- 35 Использование рекламных технологий в pr целях
- 36 Социологический анализ общественного мнения населения России
- 37 Стратегия и тактика информационных кампаний. Понятие паблисити фирмы
- 38 Эффективность журналисткой деятельности.
- 39 Основные показатели и методы медиапланирования
- 40 Основные константы фирменного стиля. Корпоративный имидж.
- 41 Методика и техника социологического наблюдения.
- 42 Неформальное общение как инструмент pr-коммуникаций
- 43 Стратегия и тактика переговоров в деятельности pr служб
- 44 Принципы отбора и подготовки интервьюера
- 45 Массовое поведение как объект социологического изучения
- 46 Журналистский корпус. ???
- 47 Социальная ответственность фирмы
- 48 Организация и ее информационная среда - ?
- 49 Учредители сми.
- 50 Методы выборочного исследования в социологии
- 51 Ключевые субъекты рекламного процесса, их характеристики
- 52. Формы и виды вопросов социологической анкеты.
- 54. Избирательные пр технологии.
- 55. Сми как каналы коммуникации
- 56. Техника позиционирования объектов рекламы.
- 57. Современные компьютерные технологии в пр.
- 58. Методы стимулирования социологического интервью. (за этот вопрос не отвечаю)
- 59. Аналитические жанры.
- 60. Специфика взаимодействия социолога и респондента.
- 61. Пресс-центр, его функции.
- Анкетный Опрос
- 63. Пресс-конференции, брифинги и другие мероприятия для журналистов.
- До мероприятия
- В течение мероприятия
- После мероприятия
- И помните
- 64. Программа социологического исследования.
- 65. Организационная работа редакции.
- 66. Технические средства в журналистском творчестве.
- 67. Журналистское творчество как профессиональная деятельность.
- 68. Документализм как творческий метод журналистики.
- 69 Виды массовых опросов
- 73 Pr в системе маркетинга.
- 84 Современное российское законодательство о сми, рекламе и pr. - ? еще
- 77 Социологические методы в практике пр.
- 2) Контент-анализ – анализ содержания сми , 3)наблюдение – дополнительный метод
- 73 Имидж и репутация
- 74 Авторское право
- 74 Социометрическая методика
- 75 Pr-обращение
- 76 Публицистические жанры в pr
- 78 Конструкция социологической анкеты.
- 79 Организация работы pr-службы
- 80 Пресс-конференции, брифинги, и другие мероприятия для журналистов
- 81 Массовый опрос
- 82 Связи с общественностью: определение понятия.
- 83 Пресс-центр, его функции.
- 84 Виды социологических интервью