logo search
Otvety_k_gos_ekzamenam_33 (1)

75. Аудитория сми – определение, характеристики, социально-психологическая типология.

Аудитория – совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех её членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже отсутствующем взаимодействии их друг с другом. Понятие «аудитория» отождествляют с понятием «общественность». Массовая аудитория по Королько - отдельная группа людей рассматривается как объект определенных форм влияния. Масса - совокупность людей разных профессий, положений и культурных уровней, представленную анонимными индивидами, слабо взаимодействующими между собой и весьма неопределенно организованными. Аудитория канала МК - относительно устойчивая совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных интересов и потребностей (определяемых их социальным статусом), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. Аудитория - неопределённо многочисленная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие с субъектами коммуникации.

Объём аудитории - показатель социальной значимости и масштаба влияния определённого источника информации. Изменение объёма отражает эффективность конкретной коммуникативной кампании. Качественные хар-ки: социально-демографические:пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства.

Различают: по охвату: реальная (действительная аудитория), потенциальная (кто имеет доступ к конкретному СМИ) – позволяет сравнивать развитие разных СМИ, рынок СМИ в динамике развития в течение нескольких лет и др.

по частоте включённости– на регулярную и случайную;

по степени соответствия целям и концепции СМК – на целевую и нецелевую (на кого непосредственно не ориентируются CMИ).

Объективные условия приёма информации: аудитория и неаудитория (часть населения, вообще не имеющая доступа к СМИ (абсолютная неаудитория), и часть, имеющая ограниченный доступ).

Социолог Турен - 4 культурно-информаци­онные страты общества: низший уровень – представители уходящих в прошлое форм об­щественной жизни, фактически исключен­ные из сферы (иммигранты из развивающихся стран, представители пожилого населения, деградирующие сельские общины, безработные и т.д.); низко квалифицированные рабочие (ориентация преимущественно на развлекательную продукцию); активные потребители продукции СМИ - служащие, ориентиро­ванные на вышестоящих начальников, исполняющие чужие ре­шения; «технократы» (управленцы, учёные и т.д.

По уровню информированности: от полной информированности до полной неинформированности. Есть прямая взаимосвязь уровня образования и уровня информированности аудитории.

СМИ апеллируют к личности в со­вокупности её социальных ролей. Содержание массовой ин­формации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность. Поэтому СМК отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, вопло­щающий в себе социально-типичные черты. Обращение СМИ к личности основывается на потребностях в информации.