logo search
Otvety_k_gos_ekzamenam_33 (1)

69.Аудитория сми и социологические методы её исследования

Аудитория – совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех её членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже отсутствующем взаимодействии их друг с другом. Понятие «аудитория» отождествляют с понятием «общественность». Массовая аудитория по Королько - отдельная группа людей рассматривается как объект определенных форм влияния. Масса - совокупность людей разных профессий, положений и культурных уровней, представленную анонимными индивидами, слабо взаимодействующими между собой и весьма неопределенно организованными. Аудитория канала МК - относительно устойчивая совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных интересов и потребностей (определяемых их социальным статусом), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. Аудитория - неопределённо многочисленная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие с субъектами коммуникации.

Объём аудитории - показатель социальной значимости и масштаба влияния определённого источника информации. Изменение объёма отражает эффективность конкретной коммуникативной кампании. Качественные хар-ки: социально-демографические:пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства.

Различают: по охвату: реальная (действительная аудитория), потенциальная (кто имеет доступ к конкретному СМИ) – позволяет сравнивать развитие разных СМИ, рынок СМИ в динамике развития в течение нескольких лет и др.

по частоте включённости– на регулярную и случайную;

по степени соответствия целям и концепции СМК – на целевую и нецелевую (на кого непосредственно не ориентируются CMИ).

Объективные условия приёма информации: аудитория и неаудитория (часть населения, вообще не имеющая доступа к СМИ (абсолютная неаудитория), и часть, имеющая ограниченный доступ).

Социолог Турен - 4 культурно-информаци­онные страты общества: низший уровень – представители уходящих в прошлое форм об­щественной жизни, фактически исключен­ные из сферы (иммигранты из развивающихся стран, представители пожилого населения, деградирующие сельские общины, безработные и т.д.); низко квалифицированные рабочие (ориентация преимущественно на развлекательную продукцию); активные потребители продукции СМИ - служащие, ориентиро­ванные на вышестоящих начальников, исполняющие чужие ре­шения; «технократы» (управленцы, учёные и т.д.

По уровню информированности: от полной информированности до полной неинформированности. Есть прямая взаимосвязь уровня образования и уровня информированности аудитории.

История вопроса. На Западе первые серьезные шаги - в 20-30-х годах в США, возникла проблема определения объемов аудитории радиослушателей в зоне устойчивого приема сигнала.

Сложились методы опроса, как анкетирования с высылкой по почте и интервьюирования face-to-face. Чуть позже возникли две разновидности методик: телефонный опрос в процессе прослушивания, на следующий день после выхода передачи в эфир.

Вознкли 1-е коммерческие социологические службы, работали на измерениях аудитории.

В Европе – 1-й опыт ВВС (Би-Би-Си), с середины 30-х г. ведет ежедневные замеры аудитории.

В начале 40-х г. в США – аудиометр, подключался к стационарному радиоприемники и позволял фиксировать режим его работы. Таких аппаратов было изготовлено более 1000. Однако кризис этого сбора измерений возник с появлением переносных и автомобильных приемников.