40. Развитие прессы в Германии в 16-20 веках.
1445 г. - немец Иоганн Гуттенберг изобрел в городе Майнце литеру, 1450 г. – печатный станок. 1452 г. - первая печатная книга – 42-строчную Библию.
Предшественник газеты - информационный бюллетень – сначала рукописный, затем печатный. Не имел названия, жанров, постоянной редакции. Первый сохранившийся печатный бюллетень - 1493 г.: подробный отчет о похоронах германского короля Фридриха III. Окончательно инфор. бюллетени вытеснены газетами только в 18в.
Центр скопления новостей - Виттенберг. Жил и преподавал М. Лютер и его соратник Меланхтон - собирал и распространял по округе новости. => «Zeitungsbriefe», т.е. «Газетные письма» (а на дворе 16 век). Содержание: политические сообщения и о церковных распрях. + пророчества, рассказах о чудесах природы, эпидемиях, происшествиях - желтухой. Хаотичное нагромождение реальных и выдуманных новостей и отсутствие мнения авторов.
Собственные газеты имели крупные фирмы. Финансовая империя Фуггеров, интересы во многих странах Европы, хорошо разветвленная сетью торговых агентов, служили корреспондентами. Эти сообщения стали «газетами» банкирского дома, не продавались свободно.
Реформация - широкое антифеодальное и антикрепостное движение в Европе первой половины 16 века, положило начало протестантизму.
Мартин Лютер - отрицал роль церкви как посредника между богом и человеком. Спасение человека зависит от искренности веры. В 1517 г. он прибил к дверям церкви 95 тезисов против индульгенций (грамот об отпущении грехов прошлых и будущих). Запрет индульгенций - главное требование реформации. Во всех трудах принцип различения внутренних и внешним благам. Идеал - человек со средним достатком, сохраняет экономическую независимость и не растрачивает нравственных принципов. В статье «К христианскому дворянству немецкой нации» ставит сапожников в один ряд со священнослужителями. Первый переводчик Библии на немецкий язык.
Томас Мюнцер- выразитель лагеря плебейского. Против духовенства, дворянства, сословного и имущественного неравенства. Был публицистом. В своих произведениях (памфлет, сатира и листовка) он призывал к обновлению церкви и совершению социально-экономического переворота. Широко использует христианские лозунги.
1609г. – первое периодическое издание – газета стала еженедельной (Страсбург). Пёстрые несистематизированные новости, сухой язык, нет авторского мнения. 30-летняя война – перерыв в печати.
1661г. – 1-я ежедневная газета «Лейпцигская газета». Здесь отсутствовала редакторская работа, а потому не было проверок материалов; кроме того, отсутствовала политическая направленность, были просто новости, поэтому эти газеты и разрешили.
18 в. - главная особенность - местный характер из-за раздробленности, которая длилась до 1871 года. Местный характер немецкая пресса имеет до сих пор.
Наполеон. Убраны все политические газеты. Под подозрением во вражде к континентальной системе. Бдительное внимание властей, выискивались и карались статьи о разорении купцов, торговом застое…
Когда Наполеон кончился, немецкая пресса вздохнула с облегчением и начала обсуждать подробности свержения наполеоновской власти.
Цензура в Германии дольше, чем в других странах, - вплоть до начала 20 в. => серьёзная политическая журналистика, которая боролась за свободу печати. В 1819 - создана Верховная цензурная коллегия, весь 19в. Цензор-маньяк Цшоппе, засадил кучу народа. Фридрих-Вильгельм IV пришёл, выпустил всех = Цензурная инструкция – критика цензуру. Не отменил ни цензоров, ни цензурную коллегию.
Карл Маркс – «Заметки о новейшей прусской инструкции» с критикой императорской инструкции. Цикл статей «Дебаты о свободе печати». 1842 - «Рейнская газета» - Кёльн, редактор Маркс. 1-я политическая. Быстро прикрыли. Маркс и Энгель - 1848 - Манифест коммунистической партии: выработали принципы партийной журналистики, которые благополучно потом привились в СССР.
Революция - «Новую рейнскую газету» - 1-я в Германии партийной (коммунистической) газетой. Темы (из номера в номер): 1. победа революции, 2. провозглашение единой Германской республики, 3. война с Россией. Через год газетёнку прикрыли.
Бисмарк – 1-й министр Пруссии. «Все великие вопросы времени решаются железом и кровью». Был непримиримым противником левой (коммунистической) прессы. «Печать – это не общественное мнение». Контролировал все издания. В пику «Рейнской газете» - «Новая прусская газета».
Учредил Министерское газетное бюро. Подкупил несколько «левых» изданий; за приличные деньги они внешне исполняли роль коммунистических, а на деле писали то, что было угодно Бисмарку. 1847г. - закон о печати. Запрет на коммунистические газеты, ушли в подполье.
Коммерческая массовая пресса - под конец 19 в. Развитие в Берлине и быстро, буквально за десяток лет, научилась находить деньги и свою аудиторию.
- 1.Журналистское творчество как профессиональная деятельность
- 2. Журналистское произведение как особый вид текста. Идейно-тематические особенности журналистского произведения.
- 3.Структурно-композиционные особенности журналистского произведения.
- 4. Творческая деятельность журналиста
- 5.Методы и приёмы журналистского творчества.
- 6. Технические средства в журналистском творчестве.
- 7.Жанровая дифференциация журналистского творчества
- 8..Новостная журналистика. Жанры новостной журналистики.
- 9.Проблемно-аналитическая журналистика
- 10. Интерактивная журналистика.
- 11. Очерковая Журналистика.
- 12. Просветительская журналистика.
- 13 Смеховая палитра журналистики.
- 14. Участие журналиста в коллективной творческой деятельности.
- 15. Особенности работы журналиста с текстами, поступающими в сми из различных сфер общества.
- 17.. Сатирическая журналистика 70-х годов 18 века.
- 19.Журналистика в россии 19 века
- 25.Русская эмигрантская журналистика
- 29.Отечественная публицистика военного времени. (193-1940).
- 30. Журналистика ссср как единые пропагандистский комплекс. Особенности организации и функционирования.
- 32. Особенности развития отечественной журналистики конец 20 века
- 34. Праобраз газеты в Древнем Риме и древней греции.
- 35.Новый Завет и ранняя христианская публицистика.
- 36. Античное ораторское мастерство как прообраз европейской публицистики.
- 37.Развитие периодической печати и публицистики в эпоху Возрождения и Реформации
- 38.Возникновение массовых изданий во Франции в 17-20 веках.
- 40. Развитие прессы в Германии в 16-20 веках.
- 41. Печать и публицистика в Англии 17-19 веков.
- 42. Печать и публицистика сша 17-18веков.
- 45. Концепция печати стран Западной Европы и сша в первой половине 20 века.
- 47.Журналистика Германии первой половины 20 века. Приёмы и методы нацистской пропаганды
- 48.Становление телевидения как нового канала массовой информации во второй половине двадцатого века.
- 51. Возникновение и развитие информационных агенств.
- 53. Современные сми стран Азии и Африки.
- 54.Соврееменные тенденции развития зарубежных сми
- 55. Правовой аспект массово-информационной деятельности.
- 56.Информация как объект правоотношений.
- 57. Система законодательства о сми в рф.
- 58. Правовое содержание свободы массовой информации.
- 59. Субъекты массово-информационной деятельности и их правовой статус.
- 60. Организационно-правовая деятельность сми.
- 61. Права и обязанности журналиста.
- 62. Ответственность за нарушения законодательства о сми. Глава VII. Статья 56. Возложение ответственности
- 63. Реклама в системе массовых коммуникаций.
- 64.История рекламного дела с древних времен до Новейшего времени.
- 65. Понятие рекламы и её разновидности.
- 66. Особенности правового и этического регулирования рекламной деятельности в сми
- 67.Pr в системе сми
- 68.Организация и методика кси в области журналистики
- 69.Аудитория сми и социологические методы её исследования
- 71. Редакция и журналист как объекты исследования социологии журналистики.
- 72. Социологическая культура и социологическое мышление журналиста.
- 73. Психологический аспект деятельности сми. Психолого-этические проблемы журналистского творчества.
- 74. Психология массово-коммуникационного творчества и специфика создания журналистского произведения.
- 1. Потребность выразить в слове всякое явление жизни и связанная с этим потребность выразить самого себя.
- 3. Увлечение самим процессом творчества.
- 1. Познавательная функция.
- 3. Творческая деятельность как выражение и коммуникация эмоций.
- 75. Аудитория сми – определение, характеристики, социально-психологическая типология.
- 76.Психологический аспект организации диалоговых отношений сми и аудитории
- 77. Социально-психологическая модель коммуникатора в периодической печати.
- 78.Человеческое общество и глобальные вызовы современности.
- 79. Роль журналистики в разрешении актуальных проблем современности.
- 80. Негативные тенденции в деятельности современных российских сми.
- 81. Общероссийские газеты в системе российской периодической печати.
- 82. Региональные издания в системе российской периодической печати.
- 84. Современная молодёжная пресса. Изменение молодежной прессы в конце 20в.
- 85.Типологические особенности современной женской прессы.
- 86.Медиатекст в современной журналистике.
- 87. Современные стандарты новостного текста.
- 88.Корреспонденция и статья как жанры печати.
- 89. Репортаж: особенности жанра. Тенденция развития жанра репортаж.
- 90. Жанр интервью и его разновидности в современной российской печати.
- 91. Комментарий и обозрение в жанровой структуре современной печати.
- 92. Очерк и Эссе как жанр в структуре современной периодической печати.
- 93. Система источников информации в профессиональной деятельности журналиста. Методы получения информации.
- 94. Аналитическо-расследовательская журналистика в периодической печати.
- 95. Письмо как жанр периодической печати: виды, структура, основные требования, особенности написания.
- 96. Художественно-публицистические жанры газетной публицистики.
- 97. Аналитические жанры газетной публицистики.
- 98. Организация и проведение отдельного журналистского расследования в российского печати.
- 99.Язык и стиль периодической печати.
- 100.Сущностные характеристики газетно-журнальной публицистики.
- 103. Современные технологии изготовления печатных форм и специальные виды печати.
- 104. Послепечатные процессы. Распространение печатной продукции.