logo search
Otvety_k_gos_ekzamenam_33 (1)

37.Развитие периодической печати и публицистики в эпоху Возрождения и Реформации

С Возрождением в Европе появились центры информации – торговые города, где регулярно проводились ярмарки, – Венеция, Лейпциг, Нюрнберг, Гамбург, Франкфурт, Страсбург, Париж, Амстердам, Лондон. Здесь возникали рукописные газеты, с начала о торговле, потом др. новости. Продавались за мелкую монету – gazeta.

Появляется профессия сборщика информации, потребность в регулярной информации - почта. Немец Франц фон Таксис наладил связь между Нюрнбергом и Венецией. Дилижанс

1445 - Гутенберг изобрел литеру, 1450 – печатный станок, 1452 - первая в мире печатная книга – 42-строчную Библию. Огромное влияние, распространение грамотности, устойчивый интерес к печатному слову => публицистика. Распространение книгопечатания => усиление цензуры. Цензура: светская и церковная, предварительная и последующая (карающую). В Италии буллы = анафема газете.

Ужесточение церковной и появление светской цензуры вызвано широким распространением в Европе идей Реформации, которая началась в Германии в XVI веке. Мартин Лютер против католического авторитаризма, произвола инквизиции, жестокой цензуры. Его «95 тезисов» против основных догматов католицизма – образец эпохи.

Германия. развитое государство – в центре торговых путей. Реформация. Публицистика Германии - не газеты, а публицистическая литература агитационного характера, которая печаталась не в газетах, а в виде памфлетов, воззваний, диалогов, сатиры в прозе и стихах.

Ульрих фон Гуттен. Гуманист, идеолог оскудневшего немецкого рыцарства. Ему принадлежат в основном диалоги. Диалог «Разбойники» 1521 г. - классификаця всех разбойников. 1. самые безобидные - грабители на больших дорогах, 2. Купцы, писари, юристы, представители римского духовенства - вредные. Среди купцов самые вредные - самые богатые. «Созерцатель» и «фортуна» продолжают эту тему, об исправлении нравов: возврат к умеренности предков.

Томас Мюнцер - против духовенства, дворянства, сословного и имущественного неравенства. Был публицистом. В своих произведениях (памфлет, сатира и листовка) призывал к обновлению церкви, к социально-экономическому перевороту. Широко использует христианские лозунги. Доводы и примеры из библейского арсенала с революционным смыслом, обосновывали идеал общественного равенства.

 Возрождение  - пора реабилитации земных стремлений. Предпосылки для новой трактовки античной культуры. Многие запреты перестали действовать. Новый виток в развитии публицистической мысли. Возрождается практически в том же качестве античное красноречие - ораторская речь. С ее помощью деятели формировали общественное мнение.

Сохраняется необходимость обмениваться мыслями и вновь начинают создаваться «письмовники», призванные обучать правильно создавать письма. В школе Италии вводится предмет - «составление писем». Письма эпохи Возрождения очень часто  занимают место современных жанров: ученая статья, трактат и т.д.