2. Журналистское произведение как особый вид текста. Идейно-тематические особенности журналистского произведения.
Журналистский текст – это система выразительных средств: вербальных (словесных) и невербальных (оформление). Журналистский текст несет в себе особый вид информации – журналистскую информацию. Любой информ. продукт обладает сложным строением, элементы упорядочены при помощи опред-ных правил. Между текстом и его отдельными элементами возникают синтаксич.отношения. Они фокусируются в представлениях о содержании, форме.стр-ре и орг-ции произведения. Жур.текст соотносится с соц. инфой. Для того чтобы четко опред-ть специфику жур-кого текста необходимо найти своеобразие темы, идеи, стр-ры и орг-ции жур-кого материала,как особого вида текста. Любая жизненная ситуация склад-ся из множ-ва фактов и связана с множ-вом проблем. Определяя проблему - определяем угол зрения на рассматриваемую ситуацию. При каждом изменении угла зрения неизбежно меняется состав фактов. Выбор фактов опред-ся решаемой проблемой. Факт - это действительное реальное событие или явление. Факт нельзя рассматривать один сам по себе. Если он будет изолирован из системы существенных связей тогда сознание читателя может включить его в систему др.связей: несущественных или малосущественных. Из этого вытекает проф.требование к ж-там: даже если есть намерение рассказать об отдельном факте необходимо увидеть и проанализировать его в связи с другими, к-рые совместно с ним характеризуют данный фрагмент действительности, т.е.изучить ситуацию.
Реальная конкретная ситуация (РКС) – составляющая текста.Ситуация - это совокупность связанных между собой фактов, характеризующих положение на объекте в том или ином отношении. По величине они м.б.: локальные (из жизни отд.ч-ка, семьи и коллектива), глобальные (кризис в отношениях ч-ка и природы)
По времени: статичные и динамичные ситуации текущей R-ной действительности, т.е.сегодняшние ситуации, ситуации вчерашнего дня, ситуации из далекого прошлого. позитивная, проблемная и аномальная.
Проблема (греч. «задача») – отражение в сознании противоположных моментов, конфликтов действительности, задачи, требующие решения.Проблемная ситуация– это такое положение, когда при наличии данного состояния системы возникает необходимость другого, т.к. сохранение данного состояния мешает нормальному ее функционированию, совершенствованию и развитию.
Масштабная общественная проблема (МОП) – составляющая текста.
Через неё рассматривается РКС. Рассказывая об отд-ном случае ж-т выбирает для отражения назревшую в нем проблему, т.е. рассматривая отдельный локальный материал, он касается трудностей общих для многих и поэтому более или менее локальная ситуация становится общезначимой и общеинтересной (секрет актуальности жур.txt = связь конкретной ситуации с назревшей жизненной проблемой). Отношения РКС и проблемы м.б.разные: 1. РКС м. содержать в себе опыт разрешения масштабной проблемы. 2. РКС м. нести в себе проблему и быть ее проявлением. Т.е. быть источником нового знания о проблеме, о ее причинах.
3. РКС м. проявлять конфликтный или абсурдный хар-р своевременно неразрешенной проблемы => анализ последствий и оценки поведения людей = острокритические публикации в т.ч.в сатирической форме. Тема имеет устойчивый признак: она всегда есть РКС, восходящая к масштабной общественной проблеме, в этом проявл-ся главная семантическая особ-ть жур.txt. (Т - тема = взаимоотношению РКС и МОП) Идея любого типа текста - гл .мысль произведения, в к-рой воплощ-ся авторское открытие, достигнутое им понимание предмета повествования, определившее цели высказывания.
Особенность идеи жур.текста - содержит в себе 2 сост-щие: 1) Информация о системе ценностей, на к-рую опирается ж-т. Читатель получает возм-ть соотнести эти ценности с собственными и принять или не принять авторскую трактовку проблемы => Опорная Идея 2) Собственно жур.инфа, к-рая выработана непосредственно при освоении РКС и подсказывающая читателю действие в целях разрешения проблемы => Рабочая Идея. РИ связана с проблемой, выступает как указатель пути к ее решению. Она подсказывает читателю тип поведения или отношения к действительности, при к-ром он может чувствовать себя увереннее. Специфика жанра сказ-ся на рабочей идее, но в любом случае направляющий и подсказывающий хар-р рабочей идеи жур.произведения всегда сохр-ся и выступает как ее устойчивый признак. При этом направляющий хар-р не означает принуждения или директивы. Идея жур.произведения адресована ч-ку, принимающему решение на основе выбора, она ориентирована на то, чтобы помочь ч-ку .
В отеч.ж-ке выделяют неск-ко разновидностей РИ: Прими к сведению и действуй по усмотрению. Действуй, как они. Не допускай повторения подобного. Есть такие-то варианты решения проблемы, исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй.Решение проблемы неизвестно , подключайся к поискам. Идея-программа.
- 1.Журналистское творчество как профессиональная деятельность
- 2. Журналистское произведение как особый вид текста. Идейно-тематические особенности журналистского произведения.
- 3.Структурно-композиционные особенности журналистского произведения.
- 4. Творческая деятельность журналиста
- 5.Методы и приёмы журналистского творчества.
- 6. Технические средства в журналистском творчестве.
- 7.Жанровая дифференциация журналистского творчества
- 8..Новостная журналистика. Жанры новостной журналистики.
- 9.Проблемно-аналитическая журналистика
- 10. Интерактивная журналистика.
- 11. Очерковая Журналистика.
- 12. Просветительская журналистика.
- 13 Смеховая палитра журналистики.
- 14. Участие журналиста в коллективной творческой деятельности.
- 15. Особенности работы журналиста с текстами, поступающими в сми из различных сфер общества.
- 17.. Сатирическая журналистика 70-х годов 18 века.
- 19.Журналистика в россии 19 века
- 25.Русская эмигрантская журналистика
- 29.Отечественная публицистика военного времени. (193-1940).
- 30. Журналистика ссср как единые пропагандистский комплекс. Особенности организации и функционирования.
- 32. Особенности развития отечественной журналистики конец 20 века
- 34. Праобраз газеты в Древнем Риме и древней греции.
- 35.Новый Завет и ранняя христианская публицистика.
- 36. Античное ораторское мастерство как прообраз европейской публицистики.
- 37.Развитие периодической печати и публицистики в эпоху Возрождения и Реформации
- 38.Возникновение массовых изданий во Франции в 17-20 веках.
- 40. Развитие прессы в Германии в 16-20 веках.
- 41. Печать и публицистика в Англии 17-19 веков.
- 42. Печать и публицистика сша 17-18веков.
- 45. Концепция печати стран Западной Европы и сша в первой половине 20 века.
- 47.Журналистика Германии первой половины 20 века. Приёмы и методы нацистской пропаганды
- 48.Становление телевидения как нового канала массовой информации во второй половине двадцатого века.
- 51. Возникновение и развитие информационных агенств.
- 53. Современные сми стран Азии и Африки.
- 54.Соврееменные тенденции развития зарубежных сми
- 55. Правовой аспект массово-информационной деятельности.
- 56.Информация как объект правоотношений.
- 57. Система законодательства о сми в рф.
- 58. Правовое содержание свободы массовой информации.
- 59. Субъекты массово-информационной деятельности и их правовой статус.
- 60. Организационно-правовая деятельность сми.
- 61. Права и обязанности журналиста.
- 62. Ответственность за нарушения законодательства о сми. Глава VII. Статья 56. Возложение ответственности
- 63. Реклама в системе массовых коммуникаций.
- 64.История рекламного дела с древних времен до Новейшего времени.
- 65. Понятие рекламы и её разновидности.
- 66. Особенности правового и этического регулирования рекламной деятельности в сми
- 67.Pr в системе сми
- 68.Организация и методика кси в области журналистики
- 69.Аудитория сми и социологические методы её исследования
- 71. Редакция и журналист как объекты исследования социологии журналистики.
- 72. Социологическая культура и социологическое мышление журналиста.
- 73. Психологический аспект деятельности сми. Психолого-этические проблемы журналистского творчества.
- 74. Психология массово-коммуникационного творчества и специфика создания журналистского произведения.
- 1. Потребность выразить в слове всякое явление жизни и связанная с этим потребность выразить самого себя.
- 3. Увлечение самим процессом творчества.
- 1. Познавательная функция.
- 3. Творческая деятельность как выражение и коммуникация эмоций.
- 75. Аудитория сми – определение, характеристики, социально-психологическая типология.
- 76.Психологический аспект организации диалоговых отношений сми и аудитории
- 77. Социально-психологическая модель коммуникатора в периодической печати.
- 78.Человеческое общество и глобальные вызовы современности.
- 79. Роль журналистики в разрешении актуальных проблем современности.
- 80. Негативные тенденции в деятельности современных российских сми.
- 81. Общероссийские газеты в системе российской периодической печати.
- 82. Региональные издания в системе российской периодической печати.
- 84. Современная молодёжная пресса. Изменение молодежной прессы в конце 20в.
- 85.Типологические особенности современной женской прессы.
- 86.Медиатекст в современной журналистике.
- 87. Современные стандарты новостного текста.
- 88.Корреспонденция и статья как жанры печати.
- 89. Репортаж: особенности жанра. Тенденция развития жанра репортаж.
- 90. Жанр интервью и его разновидности в современной российской печати.
- 91. Комментарий и обозрение в жанровой структуре современной печати.
- 92. Очерк и Эссе как жанр в структуре современной периодической печати.
- 93. Система источников информации в профессиональной деятельности журналиста. Методы получения информации.
- 94. Аналитическо-расследовательская журналистика в периодической печати.
- 95. Письмо как жанр периодической печати: виды, структура, основные требования, особенности написания.
- 96. Художественно-публицистические жанры газетной публицистики.
- 97. Аналитические жанры газетной публицистики.
- 98. Организация и проведение отдельного журналистского расследования в российского печати.
- 99.Язык и стиль периодической печати.
- 100.Сущностные характеристики газетно-журнальной публицистики.
- 103. Современные технологии изготовления печатных форм и специальные виды печати.
- 104. Послепечатные процессы. Распространение печатной продукции.