logo search
otvety

Системные характеристики сми.

Целостность системы СМИ. Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы СМИ:

• удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций;

• объективно и полно отражают условия жизни общества;

• собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития;

• используют для массового информационного процесса современные информационные и коммуникационные технологии;

• обеспечивают реализацию многообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информационных потребностей членов общества.

Техническая база СМИ – является их материальной основой (полиграфическое оборудование, телерадиокоммуникаций, кабельное и спутниковое телевидение).

Экономика СМИ. Наряду с государственными и общественными организациями СМИ владеют частные лица, структуры с разным организационно-правовым статусом (акционерные общества, совместные предприятия и др.). В связи с существенным сокращением количества государственных СМИ уменьшилась доля бюджетного финансирования СМИ. На место государственной монополии приходит конкурентный рынок СМИ.

Возрастает роль рекламы зарубежных и отечественных товаропроизводителей. Это ведет к существенным переменам в типологической структуре СМИ. Возникают и активно развиваются рекламные и рекламно-справочные издания, эфир заполняют многочисленные блоки рекламной информации. Реклама вносит заметный вклад в развитие «желтой», бульварной прессы.

Художественные фильмы, музыкальные и развлекательные передачи забирают более 60% эфирного времени и благодаря включению в них рекламных блоков обеспечивают солидные финансовые поступления. И наоборот, сокращается выпуск изданий, программ, которые недоходны с точки зрения рекламы, — образовательных, научных, культурно-просветительских программ, а также программ и изданий для детей, пенсионеров, небольших этнических, региональных групп населения.

Аудиторный фактор. Влияние аудиторного фактора на функциональную, типологическую, тематическую структуру СМИ возрастает. Появляется все больше публикаций по темам, интересующим аудиторию (здоровье, домашнее хозяйство, культура, религия и др.). Растет число специализированных изданий и теле/радиопередач, адресованных различным группам населения: этническим, региональным, профессиональным, возрастным и др.

Рост прямой зависимости содержания информации, передаваемой СМИ, от важнейших информационных потребностей аудитории существенно сказывается на качестве информации. Это проявляется, например, в недостаточной осведомленности аудитории о деятельности важнейших социальных институтов ( властных и коммерческих структур).

Структура СМИ. В печати системной единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении — канал, телепрограмма, на радио — радиостанция, радиопрограмма: а для системы масс-медиа в целом — средство массовой информации (пресса, радио, телевидение).

Организация СМИ. Средства массовой информации могут быть организованной или дезорганизованной системой. Наряду с редакционными структурами, структурами экономической организации существуют государственные функциональные органы, различные общественные институты, участвующие в этом организационном процессе. Организационные функции в системе СМИ в России осуществляет Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. В системе законодательной власти — Государственной думе — действует образованный ею Комитет по информационной политике и связи. Дума обсуждает и принимает законы о СМИ. В этих законодательных актах регулируются и отношения между властными структурами и средствами массовой информации. Воздействуют на организационные отношения в системе СМИ Указы Президента и постановления правительства.