logo search
Otvety_k_gos_ekzamenam_33 (1)

36. Античное ораторское мастерство как прообраз европейской публицистики.

Расцвет Др. Греции достигнут в 5-4 вв. до н.э. – классический период. Причины: связано с устройством полиса – рабовладельческая демократия – избранная власть коренных жителей => необходимо их убедить, чтобы выбирали. Способ – публичное выступление- механизм донесения инфы до масс.

Культура Др. Греции агоностична – соревновательная, в т.ч. конкурсы риторов-ораторов.

Публицистика – обсуждение актуальных проблем злободневности. Получила широкое развитие => развитие красноречия. Аристотель «Риторика» выделил три вида: 1. Совещательные. Содержание - будущее, задача – склонить/отклонить от решения, цель – польза или вред. Ритор говорит о финансах, о войне и мире, о безопасности, о внешнеторговых отношениях и о законодательстве. Должен хорошо знать политику, экономику, военное дело, международные отношения, нравственные установки общества. 2. Эпидиктические. Содержание – настоящее, задача – похвала или порицание, цель – прекрасное или постыдное. Ритор говорит о прекрасном и безобразном. Должен хорошо знать философию, искусство, обычаи общества, к которому обращается. 3. Судебные. Содержание - прошлое, задача – обвинить/оправдавать, цель – справедливое и несправедливое. Говорит о справедливости. Должен понимать психологические мотивы поступков.

Расцвет ораторского искусства из-за софистики, софисты учили говорить, основали науку риторику. «О любом субъекте можно высказать два абсолютно противоположных суждения». Софистика (греч.- умение хитро вести прения) –1. философское течение в Др. Греции, созданноесофистами.2. рассуждение, на преднамеренном нарушении законовлогики, на употреблении ложных доводов. Цель - научить использовать приобретенные знания вдискуссияхиполемике=> акцент нариторику.

Учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, разработали логические уловки на внешнем сходстве явлений. «О любом субъекте можно высказать два абсолютно противоположных суждения». «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего».

Горгий – основатель риторики по положению античной науки. Заявил: «задача речи есть обман», «речь должна создавать иллюзию. Речь убеждает, но обманывает душу». Создал теорию построения речей: для воздействия речи на человека, должно быть воздействие на его душу, сердце, эмоции => использование фолк форм: заговоры, заклинания, приговоры.

- изобилие метафор – витиеватость.

- горгиевы фигуры – из фолка – деление предложения на две равных части, между которыми:

1. смысловое противоречие: Велика Россия, а ступать некуда.

2. звуковые повторы, особенно в конце = почти рифма: И правду открыть, и порочащих уличить (из «Похвала Елене»).

Лисий – логограф, метек (не коренной житель) Афин, офигенное образование. Разработал строгий стиль судебной речи: 4 части: вступление (лесть судьям), повествование, доказательство, заключение.

Почти все его речи побеждали. Знаменита оправдат. речь «Об убийстве Эротасфена». Сознательно избегал вычурности Горгия, несколько изменив классическую композицию речи (например, эпилог сдержанный, хотя по канонам должен содержаться высший пафос негодования). Речи просты и безыскусны. Особенно ярко в «Оправдательной речи»: великолепный образ обманутого, наивного «маленького» человека, в то же время законопослушного афинянина, для которого последняя надежда – справедливое решение судей.

Исократ – ученик Горгия. Не мог быть логографом, т.к. не имел должного голоса. Известность принесли его торжественные красноречия, распространял в письменном виде.

- Предвосхитил многие жанры журналистики: письмо, эссе, памфлет.

- Придумал ритмированный период – предложения имеют равные части по размеру и часть предложений имеют ритмичную концовку.

- на стыке слов не допускал столкновения гласных.

- речь очень пышная => трудно воспринимается.

Открыл в Афинах риторическую школу (очень дорогую), красноречие и др. наукам. Школа – прообраз высшей школы. Считал: чтобы научиться красноречию, нужно знать другие науки. Был богат, выступал против демократии. Панегирик (восхваление) «Речь на всеэллинском собрании». Начало – рассуждение о речи. Персия – сильный противник => необходимо объединить области. Под чьим руководством: Афины или Спарта? Убеждает, что д.б. предводительство Афин => доказывает, что Афины выше в культурном, военном и материальном плане. Написал к олимпийским играм. В речах «Ареопагитик », «Против софистов» стремился доказать, что лучшая форма правления – единоличная власть, идеальная тирания. Вывел качества, необходимые для государственного мужа, например, наличие родословной, восходящей к потомкам Зевса.

Демосфен – ярый демократ. Питал ненависть в Филиппу из Македонии (батя Александра Мак.), который уже начал покорять мир. Посвятил ему 8 речей – филиппики, существуют и сейчас (яростно обвинительная речь). Особый интерес - полемика Демосфена с политическим оппонентом оратором Эсхином. Речь «О предательском посольстве» - синтез судебного и политического красноречия, Демосфен, стремясь разоблачить промакедонскую партию в Афинах, требовал казнить Эсхина. Обвинения морального характера, т. к. фактов у него не было. Бранил соперника, использовал выгодные ему прорицания богов, клялся и божился. Эсхин в ответной речи отошел от привычной риторической схемы и выиграл с небольшим количеством голосов.

Их полемика вспыхнула вновь из-за награждения Д. золотым венком за укрепление стен города после войны. Эсхин в обвинительной речи «Против Ктесифонта о венке» говорил о вопиющих нарушениях процедуры награждения и убеждал, что Демосфен как человек и политик не достоин такой награды. Д. ответную оправдательную речь «За Ктесифонта о венке» начал с последнего пункта обвинения, то есть принялся восхвалять себя. Он допускал и сознательное переиначивание, и прямую подтасовку фактов, отвечал на брань Эсхина такою же бранью и в итоге уверенно выиграл процесс.