logo search
otvety

33 Особенности и условия прогнозирования и профилактики и диагностики конфликтов

Центральной проблемой любого направления конфликтологической

науки является проблема управления конфликтом. Различными авторами

выделяются следующие виды управляющих воздействий: диагностика,

прогнозирование, профилактика, предупреждение, ослабление,

урегулирование, разрешение, завершение конфликта. Кроме того, к управлению

конфликтом относят также пресечение, предотвращение, устранение, гашение

конфликта. Управление конфликтами может осуществляться на всех этапах его

возникновения и развития. Прогнозирование, профилактика и предупреждение

– это те виды управляющих воздействий, которые целесообразны на ранних

этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена

проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньше усилий

необходимо приложить для ее эффективного разрешения. Функция

заблаговременного обнаружения социальных противоречий, а также

обоснованного предположения возникновения и развития на их почве

конфликтных ситуаций, обеспечивается прогнозированием.

Опыт прогнозирования накоплен в различных областях научного знания.

Вершинин М.С. указывает на существование в науке различных классификаций

прогнозирования: по основным типам – поисковое (определение возможных

состояний явления в будущем) и нормативное (определение путей и сроков

достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели); по

периоду упреждения – оперативное (до 1 месяца), краткосрочное (от 1 месяца

до 1 года), среднесрочное (от 1 года до 5 лет), долгосрочное (от 5 лет до 15 лет),

сверхдолгосрочное (более 15 лет); по сферам предсказания

(внутриполитическое, внешнеполитическое). Определены также основные

принципы прогнозирования: системность, согласованность, непрерывность,

верифицируемость, альтернативность, рентабельность. Выделены этапы

прогнозирования: предпрогнозная ориентация, сбор данных прогнозного фона, разработка базовой модели, построение поисковой модели, создание

нормативной модели, оценка достоверности и точности прогноза, выработка

рекомендаций. В практике прогнозирования в различных областях научного

знания используется комплекс разнообразных методов: фактографический,

статистический, прогнозная экстраполяция, прогнозная интерполяция, метод

исторической аналогии, метод математического моделирования, метод

экспертных оценок и т. д. Прогнозирование рассматривается автором как

предпосылка предотвращения конфликта.

По мнению известных в отечественной конфликтологии ученых

А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова прогнозирование конфликтов возможно

только на высоком уровне развития науки. Конфликтология должна пройти

необходимые для развития любой науки этапы: описательный и

объяснительный. Первый этап связан с определением феноменологии

конфликта (выявление сущности конфликтов, разработка их классификации,

определение структуры и функций конфликтов, описание их эволюции и

динамики). Второй этап обеспечивает разработку объяснительных моделей

конфликтов (определение движущих сил развития конфликтов, их причин и

детерминант). И только на основе накопленных знаний и разработки

соответствующих методов, конфликтология может эффективно реализовывать

свою прогностическую функцию.

Профилактика конфликтов – еще один важный вид управленческого

воздействия. До сих пор в конфликтологии не существует строгого разделения

понятий «профилактика конфликта» и «предупреждение конфликта».

«Профилактика» рассматривается как более широкое понятие, а

«предупреждение» – как частный вид профилактики.

Профилактика конфликтов направлена на такую организацию

жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает

или сводит к минимуму вероятность возникновения или деструктивного

развития противоречий между ними.

Большинство ученых считает, что исключить возникновение

предконфликтных ситуаций в обществе, организации, социальной группе

практически невозможно. Возможно только лишь минимизировать их

количество. Для этого необходима система профилактических мер во всех

сферах человеческой жизнедеятельности. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов

выделяют объективные, объективно-субъективные и социально–

психологические условия, способствующие профилактике деструктивных

конфликтов.

К объективным условиям профилактики конфликтов они относят:

1. Создание благоприятных условий жизнедеятельности людей.

К ним относятся: материальная обеспеченность семьи, условия работы

родителей и обучения детей, возможность самореализации в профессиональной

деятельности, взаимоотношения в коллективе, здоровье человека, отношения в

семье, наличие времени для полноценного отдыха и т.п. Неустроенный,

несостоявшийся, неуважаемый в коллективе и обществе, вечно загнанный,

больной человек более конфликтен при прочих равных условиях, чем человек,

у которого этих проблем нет.

2. Разработка правовых и других нормативных процедур разрешения

типичных предконфликтных ситуаций.

Практика работы с типичными проблемными ситуациями социального

взаимодействия, приводящими к конфликтам, показывает, что конструктивное

их разрешение можно обеспечить, разработав нормативные процедуры,

позволяющие оппонентам отстаивать свои интересы, не вступая в конфликт.

Например, конфликты, связанные с «несправедливым» назначением на

должность, можно было бы свести к минимуму, если бы в организации

существовала справедливая, известная всем сотрудникам нормативная

процедура конкурсного назначения на вышестоящую должность.

3. Справедливое и гласное распределение материальных благ.

Невыполнение этого условия является типичной объективной причиной возникновения конфликтов между людьми. А в нынешних условиях дефицита

денег и других материальных благ (объективная основа для конфликтов)

выступает усугубляющим фактором возникающих конфликтных ситуаций.

Реже причиной конфликтов выступает несправедливое распределение

духовных благ (поощрения, награды и т. п.). Если справедливо и гласно

распределять материальные блага, то число и острота конфликтов заметно

сокращается.

4. Успокаивающая материальная среда, окружающая человека.

Существует еще целый ряд объективных условий, влияющих на

возникновение конфликтов между людьми. К ним относят следующие факторы

материальной среды: удобную планировку рабочих и жилых помещений,

оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности,

электромагнитных и других полей, окраску помещений, наличие комнатных

растений, отсутствие раздражающих шумов и т.д. На состояние организма и

психику человека влияет в конечном итоге вся материальная среда, с которой

он взаимодействует. Следовательно, факторы материальной среды

опосредованно влияют на конфликтность человека.

Объективно-субъективные условия профилактики конфликтов.

1. Структурно-организационные условия связаны с оптимизацией как

структуры организации (цех, завод, фирма), так и структуры социальной

группы. Важным фактором уменьшения вероятности возникновения

конфликтов между работниками, а также между структурными

подразделениями организации является соответствие формальной и

неформальной структур коллектива стоящим перед ними задачам.

2. Функционально-организационные условия связаны с оптимизацией

функциональных взаимосвязей между структурными элементами организации

и работниками (четкое разделение функциональных обязанностей, отсутствие

их дублирования и т.п.) Это способствует предупреждению конфликтов между

сотрудниками, поскольку функциональные противоречия, как известно, служат источником межличностных противоречий.

3. Личностно-функциональные условия связаны профессионально

умелым подбором, оценкой и расстановкой кадров. Максимальное соответствие

профессиональных умений, навыков и личностных качеств работника

требованиям занимаемой должности минимизирует предпосылки

возникновения многих межличностных конфликтов.

4. Ситуативно-управленческие условия связаны с уровнем

управленческой компетентности руководителя, что обычно проявляется в

принятии руководителем оптимальных управленческих решений, в выборе и

реализации эффективного стиля управления, в грамотной оценке результатов

деятельности сотрудников и т.д. Необоснованная негативная оценка

результатов деятельности, некомпетентные решения провоцируют

конфликтные ситуации между сотрудниками и руководителем.

Социально-психологические условия профилактики конфликтов.

Конфликт имеет социально-психологическую природу. Поэтому

социально-психологические условия профилактики конфликтов вызывают

наибольший интерес у исследователей. Кроме того, они гораздо легче, чем

объективные предпосылки поддаются управленческим воздействиям.

Социальное взаимодействие, по мнению А.Я. Анцупова и

А.И. Шипилова, не является источником противоречий, когда оно

сбалансировано. Ими выделено пять основных балансов, сознательное или

неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам.

Баланс ролей или ролевого взаимодействия. Он сохраняется в том случае,

когда ролевые ожидания партнеров соответствуют реальному распределению

ролей. Поэтому в ситуации социального взаимодействия очень важно понять

какую роль играет партнер и какую роль он ожидает от другого. Если ролевые

ожидания партнеров не соответствуют их ролевому поведению, то каждому из

партнеров необходимо скорректировать либо свои ожидания, либо свое

поведение. Если такая коррекция не происходит в силу различного рода причин, то возникает ролевой конфликт. Существующие объяснительные

модели ролевого взаимодействия выделяют в основном три ролевые позиции. И

в какой бы терминологии они не были представлены (родитель–взрослый–

ребенок, старший–равный–младший, начальник–коллега–подчиненный,

позиция «над»–«рядом»–«под»), две ролевые позиции в любой триаде всегда

отражают неравенство (подчинение или управление) и только одна – равенство.

Для предупреждения ролевого конфликта наиболее оптимальным является

взаимодействие с партнером на равных.

Баланс взаимозависимости в решениях и действиях. Социальное

взаимодействие людей кроме прочих факторов, определяется системой

взаимозависимости с одной стороны, с другой – порождает ее.

Непротиворечивое взаимодействие обеспечивается балансом

взаимозависимости, либо соглашением сторон о различной степени

взаимозависимости. Если же человек не принимает большей зависимости от

другого, то такое нарушение баланса может служить причиной конфликтного

поведения с его стороны. Слишком большая зависимость человека от партнера

ограничивает его свободу, что может спровоцировать конфликт. В ходе

взаимодействия необходимо ориентироваться в состоянии партнера и

чувствовать, какая степень зависимости партнера для него не является

дискомфортной. На основании этого необходимо поддерживать комфортный

баланс взаимозависимости.

Баланс взаимных услуг. Анализ межличностных конфликтов показал, что

люди осознанно или неосознанно фиксируют услуги (бескорыстная помощь,

ненормативные услуги), которые оказали им, и те, которые оказали они. Если

человек оказал сослуживцу ненормативную услугу, а в ответ не получил с

течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг

нарушается. Это приводит к возникновению напряженности, нарушению

гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе – к

конфликтам.

Баланс ущерба. Деструктивное чувство мести, присущее человеку, может

проявляться в поддержании баланса ущерба. При нанесении человеку какого-

либо ущерба, он пытается ответить тем же тому, от кого пострадал. Степень

наносимого в ответ ущерба определяется различными факторами –

воспитанием человека, страхом наказания, традициями, мировоззрением.

Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного и

межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта. Поэтому

одним из важных социально-психологических условий профилактики

конфликтов является формирование ценности ненасильственного

взаимодействия.

Баланс самооценки и внешней оценки. В процессе социального

взаимодействия людям свойственно оценивать друг друга (внешность,

поведение, результаты деятельности и т.п.), а также производить самооценку.

Значительное расхождение самооценки и внешней оценки создает почву для

возникновения межличностных конфликтов. Особой остроты достигают

конфликты, возникающие по указанной причине, в отношениях «по–

вертикали» (начальник – подчиненный). Основной причиной возникновения

несоответствия между внешней оценкой и самооценкой является выбор

различных способов оценки субъектами, находящимися в ситуации

руководства-подчинения. Одна и та же деятельность в зависимости от способа

ее оценки может быть оценена по-разному (и как положительная, и как

отрицательная). Все зависит от того, что является основой оценки. Сотрудник,

как правило, при оценке своей деятельности, в качестве основы оценки

выбирает то, что ему удалось сделать. Руководитель оценивает ее исходя из

того, что подчиненному не удалось сделать. Иными словами, в первом случае

результат сравнивается с исходным состоянием дел, а во втором – с конечной

целью. Такой подход характерен не только для руководителей, но и для оценки

людей в любых ситуациях человеческого взаимодействия. Соблюдение баланса

самооценки и внешней оценки важное условие профилактики конфликтов.

Еще один вид баланса выделяет Дж. Грехем Скотт. Это баланс

ответственности. Любая ситуация, в которой один из партнеров берет на себя

либо слишком большую, либо слишком малую ответственность, может

привести к конфликту. Сотрудник, взявший на себя ответственность, может

почувствовать перегрузку в связи с добавочной работой, а также одиночество.

Сотрудник, уступивший ответственность другому, может почувствовать

умаление своей значимости, зависимость от другого и утрату

индивидуальности. Чувства обиды и раздражения могут возникнуть с обеих

сторон. Очень часто именно эти чувства лежат в основе возникновения

конфликта. Даже находясь в латентном состоянии они проявляются в

поведении партнеров в форме напряженности, раздражительности,

подозрительности. Поэтому распределение ответственности очень важное

условие профилактики конфликта.

Опыт других стран показывает, что в профилактике конфликтов большую

роль играют психологические службы различных учреждений.

Психологическое просвещение персонала и популяризация

конфликтологических знаний способствуют сокращению количества

конфликтов и более конструктивному их разрешению.

34 Фо́кус-гру́ппа (фокусированное интервью в группе) — один из методов сбора и анализа информации в процессе социальных исследований. Так же используется как элемент вирусного маркетинга. Он заключается в приглашении небольшой группы людей (чьё мнение по обсуждаемому вопросу интересно), отобранных по специальным критериям, на встречу, во время которой ведущим проводится дискуссия (обсуждение) по заранее созданному сценарию фокус-группы. В ходе дискуссии ведущий (называемый также «модератором») «фокусирует» участников на вопросах, интересующих исследователей, с целью получения от них глубинной информации на заданные темы.

Оптимальное количество участников этой малой группы составляет 8-10 человек, но в любом случае их не должно быть меньше 6 или больше 12 человек. Иначе получить достоверную информацию будет сложно — в первом случае из-за недостатка участников, во втором из-за того, что не все участники успеют высказаться в ходе проведения фокус-группы.

Работоспособность метода фокус-групп заключается в эффекте, создаваемой ситуацией группового обсуждения. При проведении индивидуального интервью существует чёткое разграничение на интервьюера и интервьюируемого, что может очень сильно повлиять на качество и глубину получаемой информации. В групповой дискуссии интервьюируемый попадает в ситуацию общения с себе подобными. В подобной группе проще снимаются защитные психологические барьеры, облегчается выражение эмоциональных реакций и быстрее вырабатывается понятный для всех участников язык совместного обсуждения вопросов. Главный эффект группового обсуждения — есть возможность собрать разные точки зрения по изучаемому вопросу и оценить отношение людей к мнениям, отличным от их собственных.

Перед дискуссией участники могут просматривать ролики политической рекламы, фрагменты публицистических передач, газетные статьи, макеты листовок и щитов наружной рекламы (и т. д.), а в ходе группового обсуждения — выражать своё отношение и мнение по поводу увиденного. Таким образом можно проверить правильность выбора концепции и формы рекламных материалов, определить удачные и неудачные элементы рекламы, спрогнозировать влияние на избирателей ряда последовательно «вбрасываемых» рекламных материалов и т. п.

Фокус-группа сочетает в себе интервью, дискуссию и беседу и обычно проводится в специализированном или приспособленном для этого помещении, изолированном на время ее проведения от внешней среды. Обсуждение какого-либо предмета, представляющего интерес для исследования, ведется группой в семь-девять представителей Потребителя; еще один участник – модератор, представитель исследовательского агентства, специалист, которому известна цель и замысел исследования. Его задача — за счет применения различных средств и приемов добиться того, что дискуссия и интерес участников фокусируются вокруг предложенной им ценностно-смысловой конструкции (темы, проблемы, вещи, образа). Если модератор все делает правильно — возникает эффект группового поведения. Начинается выработка коллективных реакций, в ходе чего можно наблюдать проявление типовых коллективных мотиваций, мнений, аффектов.

Основная часть информации получается в форме ответов респондентов на вопросы или словесных речевых реакций на те или иные стимулы. Но значительная часть индивидуальных и коллективных реакций имеет невербальный характер. Это проксемика, кинетика, жесты, мимика — то, что безотчетно воспринимается самими участниками дискуссии, прежде всего зрительно. В эмоциональных реакциях доля невербального компонента бывает очень высока. Ввиду важности этого компонента ход групповых дискуссий наблюдают извне. Наблюдение возможно по видеомонитору. Принято также оборудовать студии специальными просмотровыми комнатами (viewing rooms), отделенными от собственно помещения, где идет групповая дискуссия, полупрозрачным зеркалом. Через него Заказчик наблюдает за реакциями своих потребителей. Срочное бизнес-решение может быть принято Заказчиком (на основании увиденного) непосредственно в просмотровой комнате.

В стандартный набор средств для проведения дискуссий входят различные способы стимуляции как группобразования, так и выявления готовых и формирования новых мнений. Фокус-группы часто используются для изучения глубинных мотиваций тех поступков, которые люди совершают, как им кажется, «просто так».

Другие приемы используются в случае, когда есть основания ожидать цензуры или блокировки определенных суждений, накладываемой культурой или субкультурой. Тогда применяют широкий арсенал техник, так или иначе основанных на переносе (метафоре) коллективных установок и мнений с одного объекта, защищенного запретами, на другой, не имеющий этой защиты.

На фокус-группах респондентам часто предлагают переключиться в игровую модальность — это тоже эффективное средство ухода от стандартного социального контроля, который может вообще препятствовать прилюдному выражению мнений.

Следует подчеркнуть, что респонденты на протяжении времени фокус-группы, если она проходит удачно, находятся в сильном поле взаимовлияний и взаимостимуляции. Время, которое они переживают, имеет необычную структуру. Сближение людей, формирование сообщества и его коллективного мнения происходит с небывалой для других условий скоростью. Одно из самых больших впечатлений, которые может вынести компетентный наблюдатель, если он видит хорошо проходящую групповую дискуссию, это зрелище формирования «здесь и сейчас» прежде не существовавшего общественного мнения (установки) — со всеми полагающимися атрибутами: понудительностью и несомненностью. Другое и тоже сильное впечатление возникает при просмотре серии групп, когда видно, что совершенно разные люди, будучи поставлены в одинаковые исходные условия, порождают одинаковые коллективные смысловые конструкции.

1. Фокус-группа

Фокус-группа - это метод качественного исследования, проводится обычно с целью изучения глубинных мотиваций потенциальных потребителей/ посетителей. Проводимые дискуссии ставили перед собой задачу выявления потребительских предпочтений по наполнению центра.

В том случае, когда проводится масштабное маркетинговое исследование, включающее в себя целый ряд исследовательских мероприятий, фокус-групповые дискуссии целесообразно проводить на начальном этапе.

Фокус-группа - это дискуссия на заданную тему с довольно небольшим количеством приглашенных респондентов (не более 10-12 человек). Разговор ведется в непринужденной обстановке за чашкой чая. Люди свободно высказывают свои мнения, приятная атмосфера способствует рождению и генерации креативных идей.

Во-вторых,

Мы разговаривали с непосредственным потенциальным посетителем, что помогает ознакомиться с его "словарем". Это является существенным подспорьем в составлении анкеты для количественного исследования: на фокус-группе мы можем "приноровится" к стилю каждого участника, поговорить с ним лично, уточнить его позиции, а в массовом исследовании нам необходимо, что бы нас понял каждый опрашиваемый, причем разговор ведется опосредованно, через методический инструмент - анкету. Беседа на фокус-группе может оказать существенную помощь, как в формулировке вопросов анкеты, так и ее содержательно наполнении.

В-третьих,

Всем участникам фокус-группы мы предложили придумать несколько слоганов, которые могли бы стать девизом открывающегося центра. Конечно, далеко не все из них могут использоваться в реальности, например в рекламной кампании, однако этот прием позволяет выявить основные приоритеты и пожелания посетителей к открывающемуся центру.

В-четвертых,

Фокус-группы позволили ознакомиться в запросам и ожиданиями посетителей относительно проектируемого РЦ. Вопросы о существующих развлекательных центрах, их достоинствах и недостатках позволили выявить картину восприятия индустрии отдыха и развлечений в городе. Безусловно, собранная информация поможет избежать ошибок предшественников при строительстве нового центра.

Результат

Фокус-группы помогли создать довольно целостную картину об изучаемом предмете, конкретизировать цели и задачи исследования и перейти к следующему этапу?

Фокус-группы в маркетинге и социологии

Методика проведения фокус-групп, основные подходы к анализу результатов исследования и их интерпретации.

В литературе существуют различные схемы проведения социологического исследования: в две стадии (подготови-тельную и собственно исследовательскую) или в несколько этапов, включающих составление программы, определение объекта и единиц наблюдения, разработку методик, сбор материала, его анализ и обобщение; рабочий план теоретико-прикладного исследования, по мнению ВА. Ядова, включает период разработки теоретической концепции и программы, полевой период, период обработки и анализа данных и оформление итоговых отчетов и публикаций.

Социологический проект с применением фокус-групп имеет свои специфические черты. Так Д. Стюарт выделяет следующие этапы такого исследования: формулировка проблемы и гипотез, построение выборки, обучение и подготовка социологов, разработка и апробация плана фокус-группы, набор респондентов, ее проведение, анализ, интерпретация данных и написание отчета. Иной план предлагает Р. Крюгер, который на первое место ставит план исследования, затем разработку вопросов, определение изучаемой группы, набор респондентов, проведение фокус-групп, работа с данными (включая расшифровку), анализ и представление результатов (написание отчета).

С учетом теоретико-методологических принципов, изложенных выше, схема исследования с фокус-группами меняется таким образом, что четкого разделения этапа сбора и анализа данных не существует. Это связано с критической позицией исследователя, постоянным процессом переосмысления ранее выдвинутых гипотез, их изменением, активной ролью респондентов и т д.

На наш взгляд, в работе с данным методом следует выделить три основных этапа, не проводя между ними четких границ. На первом (подготовительном) этапе определяется цель, объект и предмет исследования, ведется подготовка исследовательской команды, определяется количество фокус-групп, их размер, степени формализованности, составляется план дискуссии (сценарий или гайд), выбираются темы, их число, а также место проведения. К нему относят пилотажное исследование, которое может внести корректировки, например, в сценарий фокус-группы. Второй этап - это собственно полевые работы и первичная обработка результатов. Третий - это анализ данных, включающий расшифровку аудио- и видеозаписи, и заканчивается проект написанием отчета и представлением результатов.

Подготовительный этап. Социологическое или маркетинговое исследование с описываемым методом, как и любое другое начинается с написания программы. В отечественной литературе сложилась определенная традиция ее написания, рассматриваемая в работах ЕМ. Андреевой, М.К Горшкова, ВТ. Гречихина, А.Г. Здравомыслова, И.М. Слепенкова, Ф.Э. Шереги, ВА Ядова и др. Программа на первом этапе состоит в формулировке и обосновании проблемы, определении цели, объекта и предмета исследования, логическом анализе основных понятий, формулировке гипотез и задач; а на втором этапе - определении обследуемой совокупности, характеристике используемых методов сбора первичной социологической информации, вычленении логической структуры инструментария для ее сбора и схем ее обработки.

Применение вышеназванных принципов в проекте с фокус-группами приводит к тому, что гипотезы не выдви-гаются на ранней стадии исследования, так как установление социологом априорно понятий и гипотез может пре-допределить понимание социальных взаимоотношений таким образом, что это будет расходиться с объснением, предлагаемым респондентами.

1. Определение цели, объекта и предмета исследования

Одним из важных шагов на первом этапе является определение цели, от которой зависит место фокус-групп (основное или дополнительное) и статус получаемых данных. Как показывает опыт проведения социологических иссле-дований, она может меняться в ходе проекта. Так, первоначально целью метода фокус-группы может быть проверка данных количественного исследования (анкетирования), где фокусгруппы носят формализованный характер и проводятся в соответствии с планом. При этом на втором этапе, с целью сбора данных, меняется направленность дискуссии в сторону меньшей структурированности и фокус-группы становятся основным методом сбора социологической информации.

2. Подготовка исследовательской команды

На первом этапе проводится обучение исследовательской команды, которая состоит из исследователя, ведущего фокус-группы (модератора), стенографистов и ассистентов. Каждый член группы имеет свои обязанности, например, модератор проводит беседу, стенографист фиксирует высказывания, отмечая их эмоциональную окраску и т. д. Американские социологи отмечают также и роль ассистентов, которые берут на себя все заботы, не относящиеся непосредственно к исследованию, но влияющие существенно на атмосферу дискуссии (например, обеспечение

тишины и покоя, подачу прохладительных напитков). Тех, кто участвует в проведении и подготовке, обучают основам метода фокус-групп, знакомят с темой, целями исследования, проводят практическое занятие с учетом специфики выбранной группы.

Подготовленная и укомплектованная команда позволяет создать все необходимые условия для проведения исследования и атмосферу, в которой респонденты чувствуют себя комфортно и свободно высказываются.

3. Определение числа и размера фокус-групп

Число фокус-групп в исследовании может быть различным и определяется познавательными возможностями метода, целью исследования, наличием различных характеристик в изучаемой социальной группе и т д.

Прежде всего, число связано с границами применения метода. С учетом того, что получаемые с его помощью данные носят описательный характер и не представляют сведений о степени распространенности полученных мнений в изучаемой группе, фокус-группы целесообразно проводить до тех пор, пока не будет продуцироваться новая информация и не будет достигнута теоретическая на-сыщенность. Предлагаемый метод имеет границу, по достижению которой увеличение числа групп не дает заметных изменений в результатах. Обычно максимум информации достигается уже после проведения двух-трех дискуссий в одной из выбранных групп респондентов, и последующие наращивание числа не дает новое знание.

Во-вторых, это характер различий в рамках изучаемой группы. Учитывая, что целью фокус-групп является описание, то лучше сосредоточить свое внимание на тех сегментах в обществе, которые дадут самую значимую информацию. Тем не менее, важно, чтобы в исследование попали основные категории населения, которые являются объектом исследования. Количество фокус-групп увеличивается с появлением новых переменных, например, пол, возраст, классовая и национальная принадлежность (если они имеют значение для проекта). Число групп возрастает, если на характере и атмосфере дискуссии сказывается пол респондентов. В-третьих, число фокус-групп зависит от целей исследования. Опыт применения метода показывает, что для изучения одной категории нужно проводить от двух до шести дискуссий. При этом количество человек в проекте, в зависимости от числа участников в каждой фокус-группе, может колебаться от 12 до 100.

Для вовлечения всех участников в дискуссию в фокус-группе должно участвовать от 6 до 8 человек. В случае если на нее из приглашенных респондентов пришло два - три человека, исследование, тем не менее, можно проводить, так как, по определению, это является малой группой. При стандартной продолжительности дискуссии в полтора-два часа, увеличивается время для высказывания мнения каж-дым участником, возрастает его вклад и роль в групповое обсуждение. Метод фокус-групп позволяет получить представление о реакции каждого респондента на проблему за это время. За два часа удается раскрыть с достаточной степенью глубины около двух тем.

На наш-взгляд у групп с численностью более восьми человек есть следующие недостатки. Во-первых, модера-тору при его различной степени вовлеченности в процесс обсуждения, сложно управлять большой группой, так как в ней протекает одновременно несколько динамических процессов. Например, возникают дискуссии между респондентами, сидящими рядом. Они идут параллельно с основной беседой и сложно поддаются контролю, а данные практически не расшифровываются. Во-вторых, как следствие сложности динамических процессов в больших группах, роль модератора приобретает особое значение и определяет весь ход дискуссии. В этом случае обсуждение идет строго по плану, и теряется самобытность группы, а также возможность наблюдать когнитивные процессы.

4. Набор респондентов

Следующий шаг подготовительного этапа - это определение единиц исследования. При этом выборка в чистом виде не применяется по ряду причин, так как основным назначением метода фокус-групп является описание явления, а не экстраполяция и измерение меры распространенности. Случайная выборка может применяться, но не является решающим фактором при отборе. Так ряд авторов предлагают использовать некоторые ее принципы, например, композиция группы должна отражать основные категории населения (в соответствии с целью иссле-дования).

В исследовании с методом фокус-группы в специфической форме может применяться стратифицированная выборка. Тогда критериями могут быть: возраст участников, социально-экономический статус, уровень образования, религиозные воззрения, национальность, место жительства, семейное положение и т. д. Различают основные и кон-трольные параметры для подбора участников. С помощью контрольных характеристик проверяется гомогенность группы.

При подборе респондентов соблюдается принцип внутригрупповой гомогенности, так как его соблюдение способствует динамическим процессам, большей свободе и раскованности участников. Опыт применения метода фокус-группы показывает, что первоначально гомогенные группы становятся гетерогенными в процессе исследования, и меняется основной критерий отбора.

Также участники фокус-групп или изучаемый участок отбираются случайным методом. Он может применяться к спискам вообще или к перечню телефонных абонентов. Этот метод эффективен при наборе респондентов с распространенными характеристиками и малоэффекти-вен, если критерии для отбора очень специфические. Список, из которого можно случайно выбрать участников для фокус-группы, по мнению ряда исследователей, позволяет повысить достоверность данных. Однако если социолог не стремится к статистическим обобщениям, то выбирают район, исходя из того, что там проживает большой процент людей, соответствующих заданным характеристикам.

Набор респондентов осуществляется следующими основными способами: предварительное анкетирование или интервью, наблюдение, анализ данных, имеющихся в рас-поряжении исследователя (списков), по принципу "снежного кома", в месте сбора потенциальных респондентов; использование уже существующих групп, реклама, объявления в средствах массовой информации.

Предварительное интервью и анкетирование позволяют набрать в фокус-группы наиболее подходящих респондентов, а также дополнительно использовать информацию из анкет для описания изучаемой группы. Один из недостатков данного метода заключается в том, что, заполняя эти формы, потенциальный респондент начинает задумываться над поставленной проблемой и в ходе фокус-группы те-ряется спонтанность и непринужденность обсуждения.

Иногда можно использовать выборку фирм, агентств, которые имеют базу данных респондентов, созданную на основе каких-либо критериев. К сожалению, они не всегда доступны. Набор по принципу "снежного кома" - это список названных кем-либо людей, отвечающих критериям заданным социологом. Последующая процедура - это случайная выборка из списка названных имен. Этот способ применяется в месте сбора потенциальных респондентов: по месту жительства, на улице, в магазине, на выставке, на конференциях, и т. п.

Использование уже существующих групп (рабочие коллективы, классы в школе) не всегда подходит для фокус-групп, так как система сложившихся отношений может по-влиять на ответы и на обсуждение деликатных тем.

Не следует привлекать потенциальных респондентов с помощью объявлений и сообщений в средствах массовой информации (в газетах или по радио). Подобный отборможет привести к искажению информации, так как для участия в фокус-группе могут прийти люди, особенно за-интересованные в предложенной теме или желающие по-лучить дополнительный заработок.

Практические рекомендации социологу для повышения надежности фокус-групп

1) В начале исследования нужно точно выделить критерии отбора, при этом существующие различия во мнениях людей не являются такими критериями.

2) Социологу лучше контролировать отбор респондентов лично. Это объясняется отсутствием в социологических, в отличие от маркетинговых, исследованиях точных правил для набора участников. Ошибки в данных могут быть следствием набора респондентов в фокус-группу по памяти из знакомых или в том случае, если проведение данной процедуры было поручено руководителю на пред-приятии или учителю в школе. При подобном наборе в фокус-группу вероятно попадут такие респонденты, кото-рые являются либо плохими и ненужными работниками на производстве, либо школьники, которые не хотят идти на занятия.

3) Использование в некоторых случаях случайной выборки, (если есть достаточное число респондентов, отве-чающих заданным критериям) увеличивает надежность данных в качественном исследовании.

4) Для повышения мотивации респондентов к участию в фокус-группе в условиях, когда оплата участия не представляется возможной, приглашение адресуют лично, со-здают положительный настрой и располагают к участию.

5) В ходе проведения исследования, а именно, при выборе места проведения фокус-групп, формы приглашения людей учитывают местные социально-культурные и географические особенности.

По мнению ряда ученых, достоверность результатов исследования повышается, если участники не знакомы друг с другом. Последнее требование значительно сокращает сферу применения метода фокус-групп, так как этот критерий сложно соблюдать при проведении исследования в организациях и коллективах, т.е. в уже сложившихся группах. Как показывает опыт исследований автора, последнее требование не имеет универсального характера, а набор индивидов зависит от темы исследования. В случае если обсуждаемая тема не повлияет на характер взаимоотношений между людьми, то в фокус-группе могут быть знакомые друг с другом участники. Используя мастерство модератора и возможности метода фокус-групп, можно снизить влияние "знакомства" на процесс сбора информации.

В процессе набора фокус-групп существует ряд проблем. Несмотря на различные методы и способы набора, среди участников фокус-группы встречаются люди с низким уровнем коммуникативных качеств (застенчивые, косноязычные), а также индивиды, не отвечающие заданным критериям (те, кто пришел за компанию с приглашенными). Для улучшения качества набора респондентов существует несколько методических правил. Например, респондентам, которые не подходят для участия в фокус-группе, предлагают заранее подготовленную анкету, после ее заполнения их благодарят и отдают (если было обещано) материальное вознаграждение.

Другая сложность набора заключается в том, что необходимо собрать различных людей в одно время и в одном месте. Эта задача усложняется или облегчается в зависимости от социально-экономического статуса людей. Как по-казывает опыт социологических и маркетинговых иссле-дований автора, чем он выше, тем труднее проводить рекрутирование в группу. В исследовательской практике встречаются случаи, когда на фокус-группу никто из рес-пондентов не пришел. Тогда нужно обзвонить приглашен-ных респондентов и уточнить причину отказа для того, чтобы учесть ее в дальнейшем.

Итак, набор респондентов в фокус-группу является важной содержательной задачей, так как при неправильном его проведении результаты будут недостоверными. Форма рекрутирования респондентов, в конечном счете, влияетна желание респондентов участвовать в исследовании, их степень вовлеченности и искренности. Поэтому время, форма приглашения, предварительные беседы создают ус-ловия для установления взаимопонимания на этапе сбора данных.

5. Выбор тем и определение их числа

Используя в качестве аргумента лежащую в основе метода фокус-групп групповую динамику, ученые приходят к различным выводам о пригодности одних тем и непригодности других. Как показал опыт использования метода фокус-групп, основной проблемой являются деликатные или интимные темы. Степень раскрытия респондентов при обсуждении подобных тем зависит, например, от композиции группы, степени знакомства ее участников, их социально-демографических характеристик (пол, возраст) и т. д. Для подготовки респондентов к обсуждению подобных тем можно использовать анкеты для отбора, с вопросами не только о социально-демографических характеристиках, но и по предполагаемой теме. Это связано с тем, что методу фокус-групп не хватает анонимности. При проведении фокус-групп, в которых затрагиваются интимные темы, важно создать условия для самораскрытия респондентов и снижения числа ответов, традиционно одобряемых в общественном мнении. В ходе дискуссии по ним социолог должен следить за соответствием уровня раскрытия каждого участника ожиданиям других респондентов.

Число тем должно определяться целью исследования, степенью формализованное фокус-группы, существующими пределами психологической вовлеченности и заинтересованности в дискуссии, ее темой и степенью ознакомленное с ней потенциальных участников. В зависимости от цели определяется число тем, затрагиваемых в сценарии. Согласно Д. Фрею и А. Фонтана, существуют следующие цели группового интервью: объяснительная (знакомство с темой, установление взаимопонимания с изучаемой группой, формулировка гипотез); пилотажная (проверка инструментария); триангуляции (использование множественных методов для повышения надежности); феноменологическая (установление основных категорий, раскрытие новых тем). В соответствии с первой и второй целью фокус-группы носят формализованный или полу-формализованный характер и охватывают около двух-трех тем. В беседе с феноменологической целью возможно обсудить одну-две темы.

По числу тем, предлагаемых для обсуждения, и степени формализованности заметно различаются фокус-группы в маркетинговых и социологических исследованиях. Во-первых, в формализованной дискуссии, с использованием стимулов, средней продолжительностью полтора часа для обсуждения обычно предлагается 3 - 4 стимула (например, рекламные ролики или рекламируемые товары). В противном случае, модератор не успеет получить информацию о самих респондентах, образе жизни, поведении, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому рекламному продукту и узнать об их ожиданиях от него и отношении к нему. В социологических исследованиях, в формализованной фокус-группе можно обсуждать, без потери информации и с учетом вовлечения в дискуссию всех участников, в течение того же времени около двух, трех тем, в неформализованной фокус-группе - не более двух. Исходя из пределов психологической вовлеченности в дискуссию, участники фокус-группы проявляют к ней интерес в течение не более чем полутора, максимум двух часов, а в более длительном обсуждении люди обычно высказываются неохотно. На вовлеченность приглашенных на беседу, также влияет настроение и интерес к теме. В случае если тема дискуссии не интересна респондентам, то группы приобретают характер формализованного интервью и охватывают все возможные аспекты изучаемой проблемы, без глубокого проникновения в суть. Число тем зависит также и от их характера. Практика применения метода фокус-групп показывает, что при обсуждении деликатных и интимных вопросов на создание доброжелательной, открытой, свободной атмосферы и раскрытие участников в фокус-группе уходит около 30 минут, в результате, на дискуссию по основной теме остается немного времени. В зависимости от степени ознакомленное индивидов с темой меняется ко-личество вопросов, и данное положение следует учитывать при проведении фокус-групп с экспертами и обычными респондентами.

6. Определение степени формализованности фокус-группы

Метод фокус-групп отличается своей непредсказуемостью, восприимчивостью к изменениям, возможностью вносить по ходу ведения фокус-групп коррективы. Возможность вносить изменения задается в соответствии с существующим континуумом формализованное. На одном полюсе - формализованные фокус-группы, в которых темы для дискуссии должны быть разработаны заранее. При этом модератор не должен давить на участников фокус-группы, но они должны следовать заранее разработанному плану, руководствуясь логикой исследователя. Иначе, по мнению К. Бейли, "без структуры... интервьюер может не знать, какие вопросы задавать, и интервью может превратиться в бессмысленное упражнение, в котором вопросы задаются наугад, и ни ведущий, ни респонденты не знают о его цели".

На другом полюсе - неформализованные фокус-группы, в которых не задается структура, а формируются возможности для наиболее полного раскрытия индивидов. В середине континуума находятся полуформализованные фокус-группы, в которых исследователь пытается найти баланс между заранее заданной структурой и интересны-ми для исследования ответами респондентов на вопросы.

Учитывая особую природу метода фокус-групп - мобильность социолога, возможность детального изучения социальной реальности и т. д. нецелесообразно делать дискуссии формализованными и строго следовать плану. Проведение исследования в соответствии с заранее запланированными вопросами может привести к существенной потере информации, так как социолог в этом случае не слушает внимательно комментарии интервьюируемых и, таким образом, не может уловить причины и последствия этих замечаний, предлагая свои рутинные вопросы из плана. Если интервьюер ориентирован только на него, он должен предвосхищать последствия неожиданных ответов и замечаний интервьюируемых.

Неформализованный характер фокус-групп позволяет получать неожиданные результаты, моделировать реальные ситуации формирования и аргументации мнений, способствует раскрытию индивидуальных мнений, без давления и навязывания представлений социолога по данной теме.

7. Написание плана (гайда) для фокус-группы

Для проведения фокус-группы социолог составляет ее план или сценарий, который получили название "гайд". План начинается с формулировки приветствия респондентам, цели исследования, объяснения основных правил участия и написания вводных вопросов, позволяющих создать раскованную и свободную атмосферу.

Существует несколько подходов к формулировке плана. Один из них заключается в постановке вопросов с их последующей переформулировкой в темы. Другой - состоит в предварительной формулировке темы и затем составления вопросов. При создании плана фокус-группы используется такой порядок вопросов, как и в других социологических методах, например, в анкетах. Такие исследователи, как Дэвид Морган и Ричард Крюгер, пишут о необходимости движения от общего к частному, в связи с тем, что это помогает не открывать в начале замысел исследователя и сохраняет спонтанность высказываний респондентов, что является важным качеством фокус-группы. Кроме того, постепенный переход от общих вопросов к частным позволит создать контекст для последующей дискуссии. В гайде обычно записываются правила участия в фокус-группе для респондентов, вводные фразы. Например, изменение плана фокус-группы от дискуссии к дискуссии носит не только мето-дологический характер, но и позволяет делать межгруп-повые сравнения, основанные на различных подходах к теме.

План групповой дискуссии определяется степенью ее формализованности. В формализованной фокус-группе гайд представляет перечень тем для обсуждения и примеры вопросов по ним. Структурирование фокус-группы важно по ряду причин:

1) заранее заданная структура значительно облегчит последующий анализ данных;

2) использование конкретных вопросов устраняет воз-можные разночтения в языке респондентов и исследователя;

3) помогает сопоставить взгляд на изучаемую проблему со стороны социолога и участника дискуссии;

4) позволяет охватить все темы, имеющие непосредственный интерес;

5) вносит порядок, четкость и аккуратность в получаемые данные;

6) облегчает сравнение групп друг с другом;

7) уменьшает разночтения в понимании тем в проекте с участием нескольких модераторов;

8) контролирует глубину анализа проблемы.

Одним из недостатков следования гайду является снижение спонтанности высказываний, возможности социолога корректировать дискуссию в зависимости от сказанного респондентами.

В неформализованной фокус-группе выделяют основные направления, которых должно быть два или три, так как в противном случае возникнут сложности на стадии обработки данных и их анализа. Это создает больше возможностей для самовыражения респондентов. План дискуссии должен быть кратким, и ведущий постоянно импровизирует и стимулирует участников к высказываниям. Фокус-группы нецелесообразно структурировать, когда формулировка темы позволяет респондентам давать спонтанные ответы, возможность использовать свой язык; при обсуждении деликатных и интимных тем, для поддержания динамики и изучения когнитивных процессов; если тема, поднятая в одной из фокус-групп может послужить темой для последующих; если все исследование проводит один модератор. Последний фактор приобретает особое значение, так как индивидуальные особенности модераторов могут повлиять на формулировки вопросов; однако если в исследовании занят опытный социолог, чувствующий группу и влияние формулировок на ответы, то это теряет свою важность. В противном случае, прерывается процесс взаимодействия участников: респонденты больше ориентируются и вслушиваются в слова модератора, не обращая внимания на высказывания друг друга, и основное достоинство метода - групповая динамика будет невостребованной.

На написание гайда влияют следующие факторы: уровень мастерства социолога, количество модераторов в проекте, степень формализованное группы, имеющееся в распоряжении исследователя время; степень знакомства ведущего с темой, изучаемой группой респондентов, языком и т. д.

Практические рекомендации по использованию плана фокус-групп во время дискуссии:

1) Не рекомендуется использовать план непосредственно во время дискуссии, заглядывать в него и читать вопросы.

2) Для поддержания групповой динамики и изучения когнитивных процессов ведущему не следует строго при-держиваться плана, а нужно останавливаться подробно на новых темах, если это отвечает цели исследования.

3) В фокус-группе модератор должен способствовать дискуссии, а не задавать ее.

4) Обсуждая деликатные и интимные темы, лучше следовать течению фокус-группы и не придерживаться гайда очень строго.

5) В дискуссии не давайте повода респондентам обсуждать или осуждать кого-либо из участников фокус-группы. Основная задача модератора в этой части дискуссии сохранить право каждого на собственное мнение, не подвер-гая личные мнения общественной дискуссии.

6) Если группа начинает обсуждать интересные для участников вопросы, но малозначимые для исследователя, необходимо возвращать дискуссию к исходному вопросу и сценарию.

8. Типология вопросов в фокус-группе

Существуют различные классификации вопросов в группе: по степени важности, формализованности, очередности появления в дискуссии и тд.

По степени важности в фокус-группах, Витли и Флекснер выделяют следующие типы вопросов:

1) основные;

2) направляющие, сформулированные с учетом языка респондентов и сопровождающиеся вопросом "почему";

3) проверочные или уточняющие (возвращающие фокус-группу к обсуждаемой теме);

4) вопросы с приглушенным звучанием в безличностной, абстрактной формулировке (для обсуждения деликатных тем);

5) фактологические, позволяющие уточнить факты и детали;

6) вопросы, непосредственно не связанные с темой дискуссии и направленные на организацию работы группы.

По уровню структурированности Р. Мертон и П. Кендалл выделяют неструктурированные, полуструктурированные и структурированные вопросы, соответствующие

различным степеням формализованное фокус-группы. Неструктурированный стиль - это любой стимул и любой ответ (внимание респондента не акцентируется на конкретном стимуле и вопрос начинается со слов: "Что вы испытываете...?"). Полуструктурированный - это любой сти-мул и конкретный вопрос (например, "Кто Вам посоветовал...?"). В структурированном стиле конкретно определяется стимул и характер ответа на вопрос.

Вопросы в фокус-группе можно классифицировать по последовательности их появления. В результате, по мнению Р. Крюгера, получается пять основных категорий: ознакомительные, вводные, переходные (от вводных к основным), основные и заключительные вопросы. Отвечая на ознакомительные, респонденты кратко представляются. В ответах на вводные - респонденты рассказывают о тех фактах из жизни, которые имеют непосредственное отношение к теме. Обычно полученная таким образом информация, не является основной для социолога, однако подобное проведение дискуссии стимулируют процесс общения и "разогревает" респондентов. Переходные - позволяют участникам увидеть обсуждаемую тему в более широком свете, узнать об отношении других к данной теме. Основные касаются поведения, мотивации людей и являются предметом анализа. В зависимости от степени формализованности подобных вопросов задают от двух до пяти. Заключительные - это поставленные в конце фокус-группы и связанные с рефлексией, восприятием респон-дентами темы и собственной позиции. Они в свою очередь подразделяются на вопросы общего характера, итоговые и финальные. Отвечая на общие, респонденты выражают свое отношения к главной теме дискуссии. Итоговые - это мнение респондентов о социологе. Финальные вопросы помогают социологу узнать то, что, по мнению участников, было пропущено в ходе дискуссии. На подобные вопросы целесообразно отводить около 10 минут. Практика применения метода показывает, что финальные вопросы необ-ходимы для корректировки гайда с учетом мнения и пози-ции респондентов. Используя традиционное дихотомическое деление во-просов в социологических исследованиях на открытые и закрытые, очевидно, что дискуссия в фокус-группе постро-ена на открытых вопросах. Это такие вопросы, по мнению Р. Мертона, в которых внимание респондента не заостряет-ся на предложенных стимулах, а их достоинство заключа-ется в том, что "они отражают мысли интервьюируемого, а не то, что, по мнению интервьюера, в голове у интервьюи-руемого".

Вопросы, включающие такие слова, как "в какой мере", "насколько", "удовлетворенность" задают определенные ответы на вопросы, шкалу измерения. Начинающиеся со слова "почему" заключают в себе определенные сложнос-ти, так как ответ на них требует рефлексии поведения от человека. Они вызывают затруднения у респондентов, так как многие действия совершаются по привычке, без созна-тельного обдумывания. К ним, по мнению П. Лазарсфельда, целесообразно применять принцип конкретизации. Он заключается в том, что ответ на вопрос "почему" может быть дан, во-первых, с уточнением источника влияния, во-вторых, желаемого результата. Слово "почему" лучше заме-нять на словосочетания "что вы испытываете", "как вы...".

На наш взгляд, вопросы в фокус-группе могут быть раз-личными, при этом отвечать следующим основным требо-ваниям: своевременность появления в дискуссии; предо-ставление наибольшего простора и свободы респонден-там; соответствие характеру изучаемой проблемы и т.п. Ос-новные правила формулировки вопросов в фокус-группе имеют много общего с вопросами в анкете и интервью и могут быть рассмотрены в трудах как отечественных, так и западных социологов.

Практические рекомендации по формулировке вопросов в фокус-группе

1) Вопросы в фокус-группах проверяют по следующим критериям: длина, количество слов и их однозначность восприятия. Это связано со сложностями восприятия во-просов на слух.

2) Следует избегать длинных вопросов, за исключением тех, в которых необходимо дать вступление или пояснение.

3) В задаваемых в фокус-группе вопросах нужно спра-шивать, не предлагая вариантов,

4) Слова, используемые социологом, должны быть по-нятными респонденту и однозначно пониматься и веду-щим фокус-группы, и респондентами.

5) Следует пояснять контекст вопроса, чтобы сократить различные варианты его истолкования.

6) Можно задавать "вопросы-воспоминания", которые помогают вернуть респондента к определенным событиям, пережитому опыту.

7) Задав вопросы в третьем лице, интервьюер с большой вероятностью получит описание личного опыта респондента.

Помимо вопросов, задаваемых социологом в фокус-группе респонденты также могут поставить ряд вопросов. На подобные реплики участников фокус-группы к модератору необходимо отвечать, учитывая нижеприведенные замечения. Иногда задаются вопросы о том, кто финансирует исследование. Если целью социологического или маркетингового исследований является изучение имиджа компании или фирмы, отношение к какому-либо объекту социальной реальности, то называть имя спонсора нецелесообразно, так как это может повлиять на ответы рес-пондентов.

9. Определение места проведения исследования

Выбор места проведения фокус-групп является важным фактором в исследовании, влияющим на взаимодействие в группе, сбор данных и тд. К месту проведения фокус-группы выдвигаются обычно следующие требования: доступность и быстрота нахождения; нейтральная обстановка (отсутствие дополнительных стимулов в помещении, например, картин, плакатов и т.п.); пространственное распо-ложение участников дискуссии (желательно вокруг стола, имеющего круглую или овальную форму). Если место для фокус-групп не подходит (сильные внешние помехи, шум), то фокус-группу лучше отложить, так как полученные дан-ные сложно будет разобрать.

Полевое исследование. Вторым этапом в проведении социологического исследования является сбор данных. С учетом методологических принципов, описанных в главе первой, проведение фокус-групп проходит одновре-менно с первичным анализом информации.

10. Роль модератора в фокус-группе

В ходе полевого исследования большое значение приобретает роль ведущего фокус-группы. Им может быть со-циолог, организующий исследование и интерпретирующий результаты, а также специально приглашенный ведущий. В зависимости от степени формализованности группы от модератора требуются особые знания и навыки. К ведущему выдвигаются следующие требования: высокая коммуникативность, умение слушать, не навязывая свою точку зрения респондентам, наличие чувства юмо-ра, знание психологии малой группы и умение ею управлять; умение быть эмоциональным и увлекательным собеседником, сопереживать высказываниям участников, быть самокритичным, любознательным, не косноязыч-ным и динамичным. Особые параметры выдвигаются в за-висимости от цели исследования, например, пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, социально-экономические характеристики, специальные знания, внешний вид.

Роль ведущего фокус-группы в маркетинговых и социологических исследованиях различная. Например, в маркетинговых исследованиях он играет решающую роль, для которой характерна высокая степень вовлеченности, что объясняется природой маркетингового исследования, где оно является товаром, предлагаемым маркетинговой фирмой клиенту и модератор в нем представляет всю исследовательскую команду. Слабо выраженная роль ведущего не всегда отражает ожидания клиента от заказчика. При этом на первоначальном этапе развития в изучении рынка большое внимание обращалось на психодинамику группы, с недирективным методом ведения.