logo search
otvety

41 Методика и техника социологического наблюдения.

Наблюдение – это один из методов сбора социологической или маркетинговой информации. Как правило, любое социологическое исследование начинается с наблюдения. Дополнение к другим. + - наблюдение в реальном мире. Уникальная ситуация. Социологическое наблюдение строится по запланированной процедуре, с целью. Все результаты наблюдения фиксируются и обрабатываются

Отличие обыденного и научного наблюдения: 1. оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам. 2. планируется по заранее разработанной процедуре. 3. все данные наблюдения обязательно фиксируются в специально разработанных протоколах наблюдения. 4. Информация, полученная путем наблюдения должна подаваться контролю на обоснованность, устойчивость, объективность. Преимущества: - непосредственный контакт с людьми, восприятие их поведения в конкретных условиях, в реальном времени, а не опосредовано. – выявление множества нюансов, которые невозможно зафиксировать, используя другие методы. – в неожиданных ситуациях это подчас единственно возможный метод получения и фиксации инфо. Недостатки: 1. субъективность *наличие тенденции разделять позиции тех, кого наблюдаешь; *оценивать ситуацию более положительно; *обратная тенденция – излишнее снижение тех или иных действий наблюдаемых; *боязнь крайних суждений – ошибка усреднения. 2. влияние присутствия наблюдающего за поведением людей (реакция м.б. различной: от стремления угодить – со средним образования) до противоположного (в молодежной среде). 3. ограниченный, частный характер наблюдаемой ситуации, отслеживается лишь незначительная группа факторов. А за пределами остаются причины, мотивы, влияния предыдущих ситуаций. 4. большая трудоемкость фиксирования результатов наблюдения, необходимость быстроты реакции, мышления и скрупулезность. За единицу времени человек может фиксировать 5-7 дискретных единиц информации, а регистрировать только 1. Основные типы и виды наблюдений: они различаются 1) по степени формализации, 2) по положению наблюдателя (н-р, соучаствующее/ включенное – наблюдатель сам участник ситуации, недостаток: более положительная оценка), 3) по условиям организации (н-р, стимулирующее – создание экспериментальной обстановки, вызывающей появление той/иной реакции людей, которые и подлежат наблюдению). По Котлеру: наблюдение один из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой. Наблюдение лучше всего подходит для поисковых исследований эксперимент - для выявления причинно-следственных связей, тогда как опрос наиболее удобен при проведении описательных исследований. Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности и т.п., а также для замеров прочности своего положения в глазах аудитории.