logo search
Otvety_k_gos_ekzamenam_33 (1)

4. Творческая деятельность журналиста

Информационное вызывается к жизни многообразными общественными потребностями и существует в двух формах: деятельность любительская и профессиональная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов в обществе соответствующими профессиональными группами, напр. журналистами. Творческий процесс в любом виде деятельности непрерывен, но продукция появляется порциями – отдельными произведениями. Процесс рождения их - творческий акт – несет в себе черты, характерные и для творчества в целом, и для данного его вида.

Главная особенность творческого процесса ж. - начинается освоением действительности. Оособый предмет познания, особая цель, из которой вытекают конкретные задачи, особые условия.

Жур. произведение создается для сообщения о конкретных изменениях действительности - очевидных (совершающиеся события) или неочевидных (назревающие проблемы). Предмет познания для журналиста - конкретные ситуации жизни, в которых обнаруживают себя ее новые моменты – позитивные или негативные, но значимые для многих. Преимущественно ситуации текущей реальной действительности. Иногда возникает нужда в обращении к фактам вчерашнего дня или далекого прошлого. Масштабы ситуаций м.б.: от локальных до глобальных; позитивные, проблемные и конфликтные. Любая ситуация осваивается журналистом в связи с более широкой ситуацией проблемного характера, в которую она входит. Связь конкретных реальных ситуаций с масштабными проблемами определяет актуальность и общезначимость оперативного знания в произведении журналиста.

Цель жур. поиска - сведения о предмете. Их круг широк: сведения, характеризующиеся как особенности изучаемой ситуации, черты, объединяющие ее с масштабной проблемной ситуацией. Цель познавательной деятельности жур. – получить необходимое оперативное знание, средства, с помощью которых оно м.б. адекватно предъявлено в тексте. Главное средство выражения жур. инфы – факты.

Формы и ход познавательного процесса. Жанры влияют на форму познания.

Ознакомление: новостная журналистика. Предмет познания новость – свершившийся в действительности факт, существенным образом меняющий ситуацию. Целевая познавательная задача жур. - установить факт в определяющих его границах (Кто? Что? Где? Когда?), определить значимость изменений (Почему? Зачем? Что следует?). Глубокого собственного проникновения в неочевидные связи при этом не требуется: м.б. заменено комментариями с участников событий, экспертами.

Исследование – проблемно-аналитическая жур-ка. Поэтапная познавательная деятельность с четкими задачами. Предмет познания – ситуация в целом, взятая под углом зрения более широкой проблемы, касающейся многих людей. Необходимо выявление неочевидных связей фактов (причинно-следственных).

Расследование – обусловлено наличием негативных моментов, наносящих обществу вред, скрываемых, маскируемых под благополучные. Предмет познания – ситуация, состоящая из фактов, большинство которых намеренно скрывается, а связи между ними подаются не истинно. Целевая познавательная задача - добыть скрываемые данные и понять их суть, их значение.

механизмы психики едины: восприятие, память, мышление интуитивное, мышление наглядно-образное, мышление словесно-логическое, воображение. Принципиально един и состав технологических операций (процедур), образующих акт познания.

1. выработка заявки на тему.

2. сбор предварительных данных – повышение компетентности жур-та.

3. Определение конкретного предмета изучения. Правильность гипотез и т.д.

4. Направленное изучение предмета: решение основных задач.

Источники инфы:

Документ. Носитель с зафиксированной на нем информацией. Документ в узком смысле –информационный продукт особого рода: официальная бумага, созданная для подтверждения какого-либо факта или права на что-то.

Человек. «Живой источник» - центральное звено информационной среды. Свидетель, участник, носитель информации о себе, о своем субъективном мире, транслятор информации, полученной от других. Человек сам программирует свое информационное поведение, и журналист не может этого не учитывать.

Предметно-вещественная среда. Обстановка человека.