logo search
Otvety_k_gos_ekzamenam_33 (1)

68.Организация и методика кси в области журналистики

Классификации КСИ:

Мониторинг- это сложныйвидкомплексного исследования, включающий методы конкретных социологических исследований (опросы, наблюдения и др.), социально-демографических, экономических, психологических и иных исследований. Систематические КСИэкспрессопросыпо актуальным социальным проблемам.

Другая классификация КСИ зависит от состояния наличных знаний:

Метод- этоспособ действий, сложившийся в практической деятельности, опосредует цель и результат, служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения,задает наиболееприемлемый,плодотворный путь к успеху в труде.Методика- это частное,конкретное применение методаили совокупности методов. Внутренняя структура методов:нормативная,инструментальная,процедурная.

Методы сбора:

Контент-анализ – количественная методика, основанная на анализе заданных единиц поиска, соответствующих задачам исследования. И качественная методика исследования текстов, с точки зрения интерпретации на основе анализа заданных единиц, содержания текста и пр. Метод, в котором всегда заинтересована сама редакция: она хочет знать, какими параметрами характеризуется продукт ее деятельности – совокупность номеров издания или публикаций по определенной тематике.

Наблюдение и эксперимент. В социологии – прямая регистрация событий очевидцем. Активно используется в репортерской практике. Но, включаясь в наблюдение, журналист должен помнить о возможных объективных и субъективных сложностях. Объективные: корреспондент чаще всего имеет дело с какими-то частными и неповторимыми ситуациями, которые не всегда можно заново «проиграть». Субъективные - журналист сталкивается с человеческими эмоциями, а порой сложными и даже конфликтными межличностными отношениями. На практике метод наблюдения характеризует несколько оснований: степень формализованности (структурализованное и неструктурализованное); место проведения (полевое и лабораторное); регулярность проведения (систематическое и несистематическое); позиция наблюдателя в исследовании (включенное и невключенное).

Эксперимент - метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя. Объект - средство для создания искусственной ситуации. Структура: исходное состояние объекта – воздействующий фактор – конечное состояние объекта. Эксперимент в журналистской практике целесообразно проводить лишь в тех случаях, когда возникает задача более глубокого проникновения в жизнь.

Опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос) - метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом)путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач КСИ. Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.

Назначение - получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого. Выражают субъективное мнение опрошенных=> jограничения в применении метода.

Анкетирование – соц анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты. Отметим, что существуют разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов.

Интервью. Экспертный опрос: респонденты - эксперты — специалисты в определенной области деятельности. Назначение - признать выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, а также повышение надежности, достоверности, обоснованности информации благодаря использованию знаний и опыта экспертов.