logo search
ответы на устный гос

Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.

I. Анализ произведения- начало работы критика. Наиболее важная часть критического труда, т.к. без критического разбора произведения невозможны последующие теоретические обобщения, наблюдения, выводы.

Процесс и основные приемы критической работы над анализом произведения:

1. восприятие худ произведения- наиболее эмоциональное непосредственное восприятие и эстетическое наслаждение от произведения.

2.размышление над произведением- критик задумывается:

- о чем произведение (тема)

- какова главная мысль (идея)

-каковы герои (характеры, типы)

- как характеры связаны друг с другом (сюжет, конфликт)

- в какой временной последовательности компонуются автором;

- события и картины (композиция)

- как говорят герои и в чем особенности авторского повествования (язык и стиль)

Важнее всего на этом этапе понять, в какой мере явление искусства стало общественным явлением, насколько оно отвечает тем идейно-эстетическим потребностям, которые формируют жизнь в сознании современников и которые уже ждут выхода.

3. начинается с разложения элементов. Следовательно, на основе сложившейся концепции критики выстраивает каркас своей рецензии или статьи, за анализом происходит синтез- рождение критической концепции произведения. Но синтез уже идет не в той последовательности, в какой это было в произведении, а в иной, той, которая нужна критику (перекомпоновка деталей плана, отбрасывание лишнего, укрупнение необходимого с точки зрения критика, так как у него свой, критический масштаб).

4. заключительный этап- написание статьи, рецензии- привлекается различный (жизненный, соц., худ) материал, уточняются первоначальные впечатления, последовательностей частей схемы- для более полного и отчетливого выражения мысли.

II. Анализ тв-ва худ-ка

Изучить надо не только само произведение, но и активный фон творческого процесса (среду, которая окружает писателя и определяет характер его жизнедеятельности)

Сущ три начала в тв-ве каждого худ-ка.

1. внешнее- выбирает реалии времени, материальные и духовные факты воссоздаваемой действительности; дух времени; атмосфера- влияет на конфликты, обстоятельства, мотивы, побудительные стимулы персонажей.

2. внутрихудожественное- характеризует существующий худ опыт, сформ традиции, влияние окр худ среды- система жанров, стилевой структуры, воздействие престижности произведений.

3. личностное- то, что заложено в художнике социумом и психикой, определяемой неповторимостью его дарования во всей его идеологической и эстетической совокупности (художник, кроме того, что откладывает на него отпечаток время, имеет право на избирательность в обращении к тому или иному жизненному материалу.)

Задача- познать художника, но при этом не стремится во всем найти автобиографические черты.

III. Анализ худ процесса

Критический анализ формирует те закономерности, которые складываются объективно, задача критика- полнее извлечь их, выявить формирующие тенденции, поддержать плодотворные, перспективные, предостеречь автора против тех, которых уводят в сторону.

Для критического анализа худ процесса может быть характерен различный подход:

- тематический принцип (обозрение больше, чем исследование);

- жанровый принцип (внутрижанровая вторичность, многие произведения создаются на стыке жанров)

- проблемно- целевой принцип, наиболее продуктивный ( проблема, то есть идеи автора и жизненные проблемы;; стилистические худ закономерности на данном отрезке).

Худ процесс складывается из многих тенденций: раскрыть исторические причины возникновения явления; степень значимости. Критический анализ худ процесса требует ретроспективного рассмотрения материала.