logo
ответы на устный гос

Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?

В начале 70-х гг. французский теоретик Линтаф провозгласил конец «эры печати», на смену которой пришла новая эра – «эра изображения», а итальянский киновед Р. Мая предложил начать говорить о языке «зрительных изображений».

Специфика телевизионного языка заключается в его зримой, зрелищной части. Благодаря высокой избыточности телевизионные изображения более понятны и быстрее воспринимаются, ибо видеообраз «действует на нас непосредственно, без помощи промежуточного словесного аппарата, с его положениями и отрицаниями».

Свой язык телевидение заимствовало у кинематографа.

Язык телевидения — изобразительно–выразительные средства: слово, звук, изображение.

Изобразительный ряд формируется на основе трех основных компонентов — кадра, плана и ракурса с помощью монтажа.

Кадр - изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимое в каждый данный момент. Кадром называют также часть телепередачи, снятую «одним взглядом» камеры - в отрезок времени от момента включения телекамеры в эфир и до момента ее отключения от эфира.

План- масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива.

1) дальний план (человек и окружающая его обстановка),

2) общий план (человек во весь рост),

3) средний план (человек до колен),

4) поясной план (человек до пояса),

5) крупный план (голова человека),

6) макроплан (деталь, например глаз).

Ракурс - любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в том числе и прямой.

Монтаж - процесс переработки или реструктурирования изначального материала, в результате чего получается иной целевой материал. Считается, что монтаж в кинопроизводстве не менее важен, чем киносъёмка: монтаж способен придать фильму нужный ритм и атмосферу.

Конструктивный (повествовательный) монтажсоединение кадров в определенной последовательности. Цель конструктивного монтажа – верно воспроизвести на экране движение. Он отвечает только двум требованиям: во-первых, кадры должны чередоваться в логическом и удобопонятном порядке, и, во-вторых, каждый кадр должен быть такой длины, чтобы зритель понял его содержание.

Ассоциативный (художественный) монтаж – соединение кадров в последовательности, подчиненной ассоциативной связи.

Параллельный монтаж - показывая как бы врезанные один в другой кадры, снятые в разных местах и в разное время, можно добиться отчетливого ощущения одновременности двух различных действий и тем самым выявить их взаимозависимость, взаимосвязь.

Чередование незавершенных действий, подчеркивает драматургическое напряжение конфликта.

Внутрикадровый монтаж- построение единого выразительного пространства-времени с применением ракурсной съемки с применением объективов разного фокусного расстояния. Организует зрелище в единое целое внутри одного кадра.

Междукадровый монтаж- склейка двух рядом стоящих кадров, подчиненных авторской идеи раскрытия смысла. Используют для создания единого монтажного решения.

Фотожурналистика