logo
ответы на устный гос

Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.

Л.А.

Куба. Политика р-д в области СМИ: Фидель Кастро тех лет - яркий представитель поколения революционных демократов. После отсидки, Ф.К отправляется с отрядом на Кубу. В его кругах Че Гевара. Он издавал г. «Свободный Кубинец», создал в горах радиостанцию «Ребельде». Сначала коммунисты не поддержали Фиделя, думали, что США не даст им прийти к власти, но потом разрешили своим переходить в его отряды; в этот период выходит газ. коммунистов – «Ой». 19 янв. 1959 приход Фиделя к власти – реформирование всех СМИ на Кубе, создание новой револ.-демокр. печати. В этот период происходит борьба против «большой печати» (национализация, запрет на ведущую кубинскую газету Diario de la marina). Также в это период продолжает выходить большим тиражом комм. газета Revolusion. Газета кубинских профсоюзов - El mundo – выходила до 1967 года; Verde olivo (общ-политический ежемесячный журнал), а также Mar y pesca (тоже).

По примеру Кубы создаются партизанские отряды во всех почти странах ЛА. Все эти организации мы называем революционно-демократическими: в Сальвадоре – фронт национального освобождения Фарабундо Марти; в Никарагуа Синдинийский фронт национального освобождения; в Гватемале – несколько таких организаций, действовавших в разных регионах. В Перу в 1967 году к власти пришел генерал Веласко Альворадо, находившийся у власти до 1975 года. Эти страны отличились длительной партизанской войной.

В Никарагуа у истоков стоят основатели и руководители Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) и, прежде всего, Карлос Фонсека, который основал один из первых печатных органов фронта - "Тринчера" ("Траншея"). В сентябре 1956 г. в Никарагуа появляется еженедельник "Импакто", одним из основателей которого также был Карлос Фонсека. С первого номера "Импакто" в основу своей политики положил антиимпериалистическую борьбу и борьбу за национальную независимость. Необходимо отметить, что еще до победы революции СФНО смог создать свою радиостанцию "Радио Сандино". Радиостанция сыграла большую роль в развертывании вооруженной борьбы. Главный орган сандинистов – газета «Баррикада». Рев-демок. печать в Н. копирует Кубу: от листовок, до создания нелегальных подпольных радиостанций. 2 партии в Ник.: коммунистическая (Мао Цзэдун); социалистическая партия. Жесткая политика семейства Самосов мешала развитию буржуазии, им принадлежит газ. «Новедадос» + 4 канала + 50% промышл. Газ. «Лапренца» - представляла интересы мелкой и средней буржуазия, недовольная политикой Самоса. Против Самоса - Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО) и, прежде всего, Карлос Фонсека. Революция в Ник-уа произошла в 1979 году. Раскол редакции «Лапренца»: часть журн. основали газ. «Новая газета», кот. была против преобразования Сандинистов. Вдова Чаморро (его убил Самос) Виолетта возглавила газ. «Лапренца», стала президентом с 1990 г. – 6 лет у власти.

Политика рев. демократов в области СМИ в Никарагуа.

- В первые дни после победы революции 1979 в стране практически не выходили газеты и журналы. Оппозиционная диктатуре газета «Пренса» была разгромлена.

- Принадлежавшая сем-ву Сомосы газета «Новости» прекратила свое издание накануне победы. В то время основным источником инф-ии остается радио «Сандино».

- Правительство сандинистов под давлением общественности и по внутренним причинам решило провести честные выборы, на которых победила оппозиция, сандинисты проиграли, хотя их влияние есть до сих пор. Президентом стала Виолета Чаморро – главный редактор, жена убитого

- Одним из первых мероприятий в области СМИ явилась конфискация сем-ва Сомосы, в том числе газеты «Новости», радиостанции «Экис» и ТВ канала.

- 1979 – создание Главного управления СМИ при министерстве культуры, принят закон о СМИ (закон о свободе и безцензурности СМИ+ запрещение транслирования фильмов и передач, которые не соответствуют нормам морали, пропагандируют насилие и расовую дискриминацию).

- руководство СФНО принимает решение о развитии и повышении общекультурного и общеобразовательного уровня народа, ликвидации безграмотности, подъеме политического и идеологического уровня.

- В течение первых лет рев-ии в стране были основаны новые период. издания, рассчитанные практически на все слои никарагуанского общества.

Итог: Революция 1979 года впервые в истории предоставила широким слоям населения доступ к СМИ. Благодаря журналистике того периода были мобилизованы различные слои населения на восстановление разрушенной страны.

Политика революционных демократов в области СМИ в Перу. В Перу существовало порядка 10 изданий «большой печати». Задача Альварадо - ликвидировать ее и передать в руки трудящихся. В Перу тогда было принято много законов:

- о «перуанизации» печати – иностранные владельцы должны были передать акции на издания перуанцам;

- о социализации СМИ: передача крупных периодических изданий из рук олигархии народным массам, организациям;

- 50-60% передач ТВ, радио должны были готовиться в стране, а не за рубежом;

- не разрешалось частное владение революционно-демократической печатью.

Альварадо передал все 8 крупных (более 10 тыс. экз.) изданий Министерству образования, крупным художникам и писателям и т.п. СМИ оказались в руках народа.

Африка.

50-80-ые годы в жизни народов освободившихся стран Африки отмечены острой идейно-политической борьбой за выбор пути общественного развития. Начиная с 60-х годов пропаганда принципов научного социализма значительно активизировалась благодаря участию революционно-демократических партий. Революционная демократия, как известно, представляет собой политическое и идейное течение левого крыла национально-освободительного движения, отстаивающего антиимпериалистические позиции. Революционные демократы — выходцы из различных социальных слоев африканского общества: крестьян, рабочих, мелкой буржуазии, средних и промежуточных групп. Решающим фактором формирования идеологии революцион­ной демократии является воздействие марксистских идей. Революционные демократы стремятся освоить преобразующую силу марксистско-ленинской теории, использовать идейное богатство научного социализма в борьбе за создание основ нового общества.

Следует отметить, что в 50—60 годы происходит деколонизация Африки. Первыми получили политическую независимость Ливия (1951), Марокко, Тунис, Судан (1956), Гана (1957), Гвинея (1958). Поэтому 1960 год был назван «Годом Африки», когда независимость получили сразу 17 африканских государств, бывшие колонии Франции, Великобритании, Бельгии, такие как Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Мадагаскар, Заир и др. На протяжении 60-х годов независимыми становятся еще 15 африканских колоний, в большинстве это бывшие владения Великобритании, такие как: Сьерра Леоне, Уганда, Танзания, Малави, Кения, Замбия, Лесото, Свазиленд и др.

Там, где к власти приходило правительство силовым путем, оно запрещало оппозиционную печать. Выкупались крупные издания, принадлежащие иностранному капиталу. Правительственная политика в области свободы слова и печати ориентировалась на ленинские принципы. В большинстве африканских государств начинает формироваться партийно-правительственная печать. Эта печать существовала в странах социалистической ориентации – все СМИ находились в руках государства или правящих партий. Все страны, которые выбрали социалистический путь развития, создавали новый тип печати, называемый «революционно-демократической печатью».

Танзания - в 60-е годы приход к власти революционных демократов. В 1867 году были национализированы все радиостанции и основаны компании «Радио Танзании» и «Радио Занзибара». Основано министерство информации и радиовещания, информагентство «Шихата». В стране было основано 7 издательств, которые выпускали печатную продукцию и учебные пособия. 1890-е г. – процесс концентрации и монополизации СМИ Танзании.

С целью распространения социалистического сознания среди танзанийцев, на языке суахили начинают выходить предназначенные для этого газеты и журналы. Среди них наиболее заметными в масштабе всей страны были ежемесячный теоретический журнал «Уджамаа» («Социализм») – 1967г. и ежедневная газета «Ухуру» («Свобода» - 1961). Основные задачи, которые решают эти издания - разъяснение основ социализма («Уджамаа»), его целей, путей претворения в жизнь.

Революционно-демократические СМИ контролируются партиями и организациями, заявляющими о социалистической ориентации и некапиталистическом пути развития своих стран.

Эфиопия.

Гражданская война в Эфиопии началась 12 сентября 1974 года, после того как Временный военно-административный совет устроил государственный переворот и сместил императора Хайле Селассие I. Война продолжалась до 1991 года, когда Революционно-демократический фронт эфиопских народов и другие вооруженные группировки свергли коммунистическое правительство. С приходом к власти военных произошел запрет оппозиционных изданий.

Декабрь 1974 – декларация о путях развития Эфиопии – запрет эксплуатации чел. человеком.

Главная газ. «Эфиопиан геральд» - 1942 год– выходила на англ., необходимо создать систему печати на нац. языке.

1976 г. – формирование СМИ, кот. отвечали бы нуждам всего населения. Еженедельник «Берисе». Росли тиражи газет, кот. образ в воен. годы – «Новое время». Основная газета для крестьян «Светлое будущее». Журнал «Сентябрь» - критиковал военное правительство. СМИ способствовали ликвидации неграмотности.

Дек. 1979 год - основана комиссии по организации партии «Трудящиеся Эфиопии». В 1980г. для партии и нас-я созд. газ. «Сертоадер» («Трудящиеся»), которая распространялась бесплатно.

В это же время активно развивалось ТВ, в 1984 переход на цветное вещание. Тормозили развитие страны только стихийные бедствия – засухи.

Политика революционных демократов Африки в области средств массовой информации.

Пресса революционно-демократического направления занимает прогрессивные позиции. Это пресса тех общественных сил развивающегося мира, которые заинтересованы не только в достижении подлинной политической и экономической самостоятельности своих стран, но и в проведении коренных социально-экономических и культурных реформ.

Переняв традиции ранней революционно-демократической печати, прогрессивные газеты и журналы современного мира активно выступают против всего отжившего, против империализма и неоколониализма. В своих работа они критикуют капиталистические порядки и говорят о своей приверженности к социализму. Печатные органы выпускаются обычно в странах, где легально действуют рев-дем. партии или группы. Наиболее сильные позиции они имеют в странах, где рев-дем. партии являются правящими (Ангола, Сирия, Конго, Бенин, Эфиопия, Зимбабве). Один из наиболее выдающихся революционных демократов Африки был Кваме Нкрума, первый руководитель независимой Ганы. Он написал книги - «Автобиография», «Африка должна объединиться».

Революционную демократию таких стран, как Сирия, Алжир, Мадагаскар, Танзания, относят к политическим течениям непролетарского, мелкобуржуазно-крестьянского направления.

Коммун. идеи начали распр. в Африке практически с началом организованных полит. движений и в период колон. господства евр. держав. В условиях безраздельного колон. господства империал. держав на континенте многие из этих идейных течений принимали антиколониальный, освободительный характер.

В нач. 20 в. в Южной Африке появляется социал. печать. Появляются газеты: «African people organization» (АПО Организация африканских народов). В газете распр. социал. идеи. Большую роль в распр-ии социал. идей сыграла Оливия Швейнер, писательница, автор научных трудов.

Задачи рев. демократов:1.Антиимпериалистическая война; 2.Отстранение от власти диктаторов; 3.Ликвидация зависимости от иностранного капитала.

В нач. 20в. активизируется процесс формирования политических партий.

В период I мировой войны формируются партии: Южноафриканская лейбористская. Из нее в 1915 г. выделилась Интернац. социал. Лига, потом преобразовалась в коммунистическую партию. Их газеты «Он ор он» - «Война – войне», «Интернешнл» (1915) – стала центральным органом партии. «Интернешнл» приветствовала русскую революцию, разоблачала клевету на русскую революцию, печатала статьи из «Правды», отрывки работ Ленина. Газета защищала белых и цветных рабочих, требовала равенства. Со временем газеты меняют название, в котором чувствуется ультралевое влияние Коминтерна. Газета «Интернешнл» стала называться «Умсебензи» («Рабочий»). Ее характерная особенность – выходила на местных языках народностей Юга Африки: зулу, косо (или носо) и т.д. Главный редактор – Мозес Котане. Он был главным секретарем партии. «Интернешнл» выходила до 1932 года.

Социализм, коммунизм в Африке зарождались во многом благодаря метрополиям, коммунистическим партиям метрополии =>В Париже Хо Ши Мин создал «Группу патриотов Индокитая». 1902 год – «Французская борьба за гражданские права Мадагаскара». 1921 год – создан «Межколониальный союз». В основном малагасийцы - Жан Ралаимунгу, Ламин Сенгор – первые из марксистов Мадагаскара. В 1922 году начала выходить в Париже газета «Парио» - «Ответственность». «Трибуна колониальных народов» - подзаголовок, постепенно газета левела. Редактором ее долгое время был Хо Ши Мин. Потом подзаголовок – «Трибуна колониального пролетариата». Последний номер вышел в 1936 году.

«Всеобщая лига негритянской расы» - цель: братство между всеми представителями черной расы, защита человеческого достоинства черных, антирасизм. Ее возглавлял Уэну. Туда входил и Маран (или Марал) из Мартиники (император). В уставе были зафиксированы умеренные требования. Издавали газету «Les confineuts».Рубрики – колониальное рабство – разоблачение деятельности колонизаторов, эксплуатация. Требовали права для колоний = правам метрополий. Уэну поддерживал связи с коммунистической партией, был знаком с трудами Маркса.

В этом же 1926 году в Париже создан Комитет защиты негритянской расы. Их печатный орган «Voix des negres». Основа ее политики – борьба против колониализма и империализма, в защиту угнетенных народов. Она была близка коммунистам. Руководитель и основатель этой организации – Ламин Сенгор (не путать с Леопольдом Сенгора – 1-м президентом Сенегала, литератор). В Комитет защиты негроидной расы (КЗНР) входил также Култе (или Куяте), видный деятель из Мали. В 1927 году в КЗНР раскол на правых (националистов) и левых => создали свой союз - Лига защиты негроидной расы, «Race Negre» - их печатный орган, 6 тысяч экземпляров.

Следует отметить, что антиколониальная борьба была делом не только африканских патриотов, но и французских деятелей. С 1927 года Анри Барбюс основал Лигу борьбы против колониального угнетения и империализма. Комитет защиты негроидной расы вошел в его состав. Руководители – Л.Сенгор, потом Бен Мустафа Шадни (или Шадли) (Тунис). Они стали издавать «Journal des peceples opprime» - газета угнетенных народов. В августе появилась газета «Cri des negres», подзаголовок «Трибуна трудящихся негров».

К середине 30-х годов деятельность антиколониальных организаций в Париже стала утихать, но накопленный опыт начал переноситься в колонии. Патриоты возвращаются из Парижа на родину и основывают у себя антиколониальные издания. Например, Ралаимунгу (Мадагаскар), в середине 20-х годов основал газету «Les Liberes» - «Освобожденные». Требовали освобождения заключенных. «Res aurores malgaches» - «Мальгийская заря».

В 1936 году деятельность патриотов становиться прозрачнее и менее стеснена, так как во Франции к власти приходит народный фронт. Это, например, газета «Мунгу» (редактор Ролаймунгу) – «Угнетенные», «Ни ранины» - «Правда», «Голос рабочего». Наиболее бурно печать развивается в период и после II мировой войны.

«Мунгу» выходила и в начале II мировой войны, спад ее активности пришелся на 1943 год - смерть Ролаймунгу. После II мировой войны стала входить (в 1948 году) газета, названная в честь Ролаймунгу - «И мунгу ваувау» - «Новости угнетенных».

В Африке международные организации издавали коммунистические издания, например, «Нигро уоркер». Выходил на английском языке, распространялся в США, на юге Африки, а также в Западной Африке. Этот журнал выходил в разных городах Европы и США, подвергался гонениям. Многие известные деятели с ним сотрудничали. В Восточной Африке в 50-60-е годы выходили газеты «Уганда Эмпиа» («Новая Уганда»), «Уганда эгерои» («Говорит Уганда»), «Уганда – экспресс» - эти газеты можно отнести к началу журналистики в Восточной Африке. На Западном побережье тот же процесс. В Мали – организация «Демократического объединения Африки». В Бельгийском Конго возможность издания национальных газет появилась только в конце 50-х годов. В 1959 партия «Национальное движение Конго» выпускала газету «Индепенденсе» и «Ухуру» («Свобода»). Ею руководил Патрис Лумумба.

Нигерия – там Азикиве в 40-е года основал несколько газет в разных городах страны. Его издания, хоть и финансировались частным капиталом, помогали партии «Национальный Конгресс Нигерии и Камеруна». Это, например, газета «Вест Африкан пилот».