Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
Что такое журналист-международник? Различают 3 вида международной журналистики:
Работа корреспондента за рубежом (пишет для своей страны).
Журналист исследует межгосударственные отношения
Комментирует, анализирует, освещает в СМИ проблемы и события межгосударственных отношений
Журналист занимается внешнеполитической пропагандой
Внешнеполитическая пропаганда – инструмент разъяснения внешней политики и жизни того или иного государства для зарубежных читателей и зрителей.
Во всех трех направлениях субъектом международной журналистики является государство.
Основные Обязанности журналиста-международника:
Высокий уровень общепрофессиональной подготовки
Знание и соблюдение законов и обычаев страны пребывания
Хорошее знание международных отношений
Хорошее знание внутриполитической обстановки в стране пребывания
Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
Декларация прав человека, в которой сказано, что никто не может быть арестован без нарушения законов
Декларация UNESCO(1978-1979гг.) описывает права журналиста в другой стране.
Проект UNESCO «Декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укреплении мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне».
В Декларации говорится о первостепенной важности вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне. Подчеркивается их призвание содействовать выработке государствами «политики, наиболее способствующей ослаблению международной напряженности и мирному и справедливому урегулированию международных споров».
В ней также говорится о необходимости устранить неравномерность в распространении информации, предназначенной или исходящей из развивающихся стран, а также информации между этими странами.
Документ призывает к тому, чтобы поддерживать во всем мире условия, которые позволяют организациям и лицам, профессионально заниматься распространением информации.
3-й раздел конференции СБСЕ (1975г. Хельсинки)
На этой конференции была достигнута договоренность о развитии сотрудничества в области обмена информацией, направленного на укрепление взаимопонимания между народами, их взаимное обогащение культурными ценностями, подробное и всестороннее ознакомление с событиями в современном мире.
Здесь также сказано о том, что такое сотрудничество должно осуществляться при полном соблюдении принципов, регулирующих отношения между государствами, одним из которых является уважение прав друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.
Духу хельсинских договоренностей противоречат распространение клеветы, дезинформации, злонамеренных духов, искаженное освещение жизни народов, противопоставление одних народов другим.
Декларация ЮНЕСКО (1983г. в Париже и Праге)
«Осуществление свободы слова, мнения и информации, признаваемое важной составной частью прав человека, является жизненно важным фактором укрепления мира и международного взаимопонимания». Кроме этого, на встрече подчеркивалась та огромная роль, которую информация и коммуникация играют на национальном и международном уровне, учитывая возросшую социальную ответственность средств массовой информации и журналистов.
Решение сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО(1989г).
Была принята «новая стратегия коммуникации»: стремление найти равновесие между свободой и ответственностью, достичь консенсус между развитыми и развивающимися странами в выработке принципов международного обмена информацией.Внимание ЮНЕСКО концентрируется на обеспечении свободы слова и свободы печати.
Декларация прав журналиста:
1. Иметь свободный доступ ко всем источникам информации, быть свободным при публикации любых фактов, представляющих общественный интерес; журналист может не обнародовать значимую или секретную информацию, а также информацию о частной жизни лица, если для этого имеются недвусмысленные причины.
2. Никто не имеет права принудить журналиста выражать точку зрения, которая может противоречить профессиональным принципам или его совести. Отказ журналиста делать это не должен повлечь за собой никаких негативных последствий для него.
3. Журналист должен отказаться следовать инструкциям, противоречащим принципам деятельности его редакции. Он должен быть уведомлен письменно об основных принципах редакционной политики до приема на работу. Одностороннее нарушение этой политики недопустимо и означает разрыв соглашения.
4. В случае необходимости принимать сложные и важные решения, способные повлиять на политику компании, журналист как член редакционного коллектива получает консультацию. Сотрудники редакции должны получать соответствующие консультации и разъяснения по любым важным вопросам, которые редакции предстоит решать, - изменения в составе сотрудников и др.
5. Журналист подписывает контракт с работодателем, который обязан обеспечить его материальную и моральную поддержку. В частности, основой экономической независимости журналиста является справедливое и заслуженное вознаграждение, выплачиваемое за работу, с учетом должности, ответственности и социального статуса.
Декларация обязанностей журналиста( Хельсинки 1986 г.)
Уважение правды и права общества знать правду - первоочередной долг журналиста.
Профессиональная честность журналиста
Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями: плагиат; умышленное искажение фактов; клевету, оскорбление, необоснованное обвинение; получение взятки в любой форме за публикацию (непубликацию) того или иного материала.
Социальная ответственность журналиста
Журналист несет ответственность за сообщаемую им информацию и ответствен не только перед лицами, контролирующими средства массовой информации, но и перед общественностью в целом. Социальная ответственность журналиста требует от него действовать в любых обстоятельствах в соответствии с общепринятыми представлениями об этике.
Уважение частной жизни и достоинства
Неотъемлемая часть профессиональных стандартов журналистики - уважение права граждан на частную жизнь и человеческое достоинство в соответствии с положениями международного и национального права в области защиты прав и репутации граждан, запрещения клеветы, оскорбления и диффамации.
Общественный доступ к информации и участие в СМИ
Природа профессии требует от журналиста обеспечивать доступ общественности к информации и участие граждан в работе СМИ, включая право на опровержение и право на ответ.
Уважение всеобщих ценностей и ценностей разных культур
Журналист отстаивает всеобщие ценности гуманизма(мир, демократию, права человека, социальный прогресс, национальное освобождение),в то же время отдавая должное уважение различиям, ценностям и достижениям каждой культуры в отдельности.
Борьба против войн и других бед, грозящих человечеству
Этические обязательства перед всеобщими ценностями гуманизма призывают журналиста воздерживаться от любых форм агрессии(насилия, вражды или дискриминации, расизма и апартеида, тирании со стороны отдельных режимов, колониализма), а также иных бед, угрожающих человечеству, таких как нищета, голод и болезни. Таким образом, журналист способен помочь устранить непонимание между народами, сделать граждан своей страны более восприимчивыми к страданиям других, обеспечить уважение прав и достоинства наций, народов и всех отдельных граждан независимо от расы, пола, языка, национальности, исповедуемой религии или философских воззрений.
Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
Базой для нового устройства призвано служить мирное сосуществование между народами и полное уважение их культурной целостности.
Ответственность.
Я думаю, что здесь можно сказать про обязанности журналиста, плюс еще добавить:
Обеспечение права граждан знать о важных и интересных для общества событиях является доминирующей задачей средств массовой информации. Служение благополучию общества является целью распространения новостей и взвешенного комментария. Журналисты, использующие свой профессиональный статус представителей общества в корыстных или других недостойных целях, злоупотребляют его высоким доверием.
Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения.
Журналист должен отдавать себе отчет в том, какие политические и социальные последствия могут иметь его действия, и нести за них моральную ответственность.
Свобода печати
Сказать о правах журналиста, плюс:
Свобода печати должна защищаться как неотъемлемое право граждан в свободном обществе. Это право включает в себя свободу и обязанность обсуждать, подвергать сомнению и оспаривать действия и высказывания нашего правительства и наших общественных и частных институтов. Журналисты содействуют реализации как права людей высказывать непопулярные суждения, так и привилегии соглашаться с большинством.
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.