Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
Двойственная природа человека позволяет нам утверждать, что общение у нас тоже имеет две стороны: более древнее - доречевое (то есть с помощью простейших средств – звуков, телодвижений, мимики и т.п.) и собственное речевое общение – есть с использованием знаковых (семиотических) систем. Как доречевые, так и речевые средства неразрывно связаны в едином потоке нашего поведения. Хотя в каждом случае степень «живости», (эмоциональности) речи и степень её осмысленности, (рациональности) бывают разными. Разумная речь всегда наполнена живым чувством, обращена и к рассудку и к сердцу одновременно. Внимательное рассмотрение человеческой речи приводит нас к пониманию её многоуровневости. Выдающийся русский учёный Флоренский подчёркивает неоднократно, что человек «говорит всем телом». Доречевая составляющая речи имеет, предположительно, два уровня: заражение и подражание.
Заражение
Первый – это энергетическое взаимодействие на межклеточном уровне, когда энергии одного живого существа непосредственно передаются клеткам другого, так называемое «заражение» (инфлюация). Это давно известное явление было подтверждено в 1972 Академиком Казначеевым . На этом уровне происходит информационное взаимодействие в живой природе, между растениями, животными, между животными и людьми и, конечно, между людьми тоже. Самый простой пример – заразительность смеха или зевания. Явление заражения по-иному проявляется среди людей как «со-чувствование», «со-переживание», «со-болезнование», когда радость или боль другого человека странным образом ощущается нами как наша собственная. На научном языке оно получило название «эмпатия». Эти издревле известные учёным факты создали представление о глубоком единстве всего сущего, всего живого, взаимосвязи между миром природой и обществом, об их взаимовлиянии. Иммунитет к эмоциональному заражению у всех разный и зависит, например, от степени усталости, от воздействия алкоголя или от других причин, ослабляющих волю.
Подражание
Второй уровень доречевого воздействия (или взаимодействия) – подражание. Всегда есть тот, кому подражают и тот (или те), кто подражает. Простейшие формы подражания трудно отделить от заражения – они действуют неразрывно, между ними нет и не может быть чётко проведённой границы. Можно сказать, что заражение, в основном, передаётся через настроение, а подражание – через внешнее поведение, через имитацию. Через подражание происходит формирование практических навыков. Упражнение помогает закреплению навыков, доведению каких-то действий до автоматизма. Тот, кто действительно желает кого-то научить, не станет много рассказывать, а даст показательный пример действия. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Речевое воздействие
И тут тоже можно увидеть два уровня поведения. Первый – более древний – «суггестия» (по Поршневу), или внушение (свойство речи прямо побуждать кого-то к действию, командовать), и более поздний – доказательство - умение доказывать что-то кому-то, воздействуя на критическое мышление.
Внушение
Внушение - целенаправленное воздействие на личность или группу (массовое внушение), воспринимаемое на уровне подсознания и приводящее либо к появлению определенного состояния духа, чувства, отношения, либо к совершению определенных поступков. Исследуя проблему происхождения речи, Б.Ф.Поршнев приходит к выводу, что речь возникла не как инструмент «коммуникации», а как орудие воздействия на животных и по началу не имела никакой «содержательной» или рациональной составляющей. Суггестия как социально-психологический феномен тождественна полному доверию к внушаемому содержанию. Другими словами, при этом отключён «фильтр недоверия», всякое критическое мышление. Суггестивное воздействие – явление повседневной жизни. Человек, находясь среди своих, кому он доверяет полностью, практически всю информацию воспринимает как данность. Но иная картина – если человек в незнакомой среде, окружён чужими незнакомыми или подозрительными людьми, - в мегаполисе, за границей, в иной культурной обстановке. Здесь включается защитный механизм контрсуггестии или «фильтр недоверия», критическое мышление. Сломать психическую защиту легче всего через постоянное повторение, навязывание нужных суггестору идей. Реклама сильна своей вездесущностью, она преследует нас и, в конце концов, рекламные образы и лозунги внушаются нам против нашей воли. Капля камень точит, как известно.
Доказательство
Доказательство - в широком смысле - установление, обоснование истинности суждения при помощи логических рассуждений и эмпирических данных.
Внушение и доказательство являются противоположностями: одно основано на вере, другое – на разуме. Само по себе доказательство не имеет абсолютной силы. Оно может быть основано на ложных аргументах и неверной демонстрации. С античных времён накоплено громадное количество примеров софизмов, парадоксов, соритов – внешне соблюдающих правила логики, но построенных, например, на ложных основаниях или содержащих ошибку в рассуждениях. Итак, в распоряжении коммуникатора есть в пределе четыре основных метода информационного воздействия: заражение, подражание, внушение и доказательство. В действительности они не существуют друг без друга, но в каждом отдельном случае можно говорить о преобладающем методе.
Например, в тесной компании, в неорганизованной толпе господствует механизм заражения – импульсы передаются непосредственно от человека к человеку, создаётся коллективный организм, живущий одним настроением, как стадо или стая.
В толпе неразрывно с методом заражения действует и механизм подражания, когда люди следуют примеру вожака. Подражание возможно и вне толпы – например, ребёнка родителям, телезрителя – диктору, ученика учителю и т.п.
Суггестия, или внушение, по преимуществу действует при общении людей, взаимно доверяющих друг другу. Особенно мощно этот механизм информационного воздействия проявляется в современной рекламе. Эти глупые тексты, сходя с рекламных плакатов, становятся обыденными оборотами речи: «сникерсни», «возьми от жизни всё», «правильное пиво» и т.п. И, наконец, доказательство, убеждение - предпочтительно в научном сообществе, в практике юридических процессов, во всевозможных дискуссиях и парламентских дебатах.
Факторы эффективности информационных воздействий.
Что способствует эффективности информационного воздействия. Очевидно, что для каждого метода – свои особые факторы.
Понятие «пропаганда». Пропаганда как вид деятельности. Схема пропагандистской деятельности и её специфика. Пропаганда как вид общественного производства. Продукт пропаганды. Элементы пропагандистского процесса как предмет пропагандологии.
Пропаганда – распространение в массах путем настойчивого разъяснения каких-либо воззрений, идей, учений. В международной информационной деятельности заметна тенденция возрастания пропагандистских элементов. С окончанием холодной войны в западной и российской журналистике стали реже использоваться пропагандистские клише-стереотипы (образ врага). Но эйфория, связанная с окончанием холодной войны и ослаблением страха перед ядерной войной, уступила место новым критическим выпадам. В условиях глобализации лидерство США в мировой политике, экономике, в сфере информации приобрело более заметные масштабы. В США сосредоточен самый крупный рынок капиталов, там центры наиболее крупных транснациональных корпораций, в том числе коммуникационных и информационных олигополий. Однополярный мир не миф, а реальность. Многие страны хотят претворять в жизнь свои национальные интересы. 90-е годы и наше время – много региональных и местных конфликтов, которые переросли в международные: «Буря в пустыне», косовский конфликт, интервенция в Ирак. Усиление пропаганды - стремление получить политическую выгоду от этих конфликтов и утвердить свои интересы.
Пропага́нда propaganda — подлежащее распространению) — распространение информации: фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для оказания воздействия на общественное мнение или иную целевую аудиторию.Пропаганда сводится к более менее систематическим попыткам манипуляции мнениями и убеждениями людей посредством различных символов: слов, лозунгов, монументов, музыки и т.д. От других способов распространения знаний и идей пропаганда отличается нацеленностью на манипуляцию сознанием и поведением людей. Пропаганда всегда имеет цель или набор целей. Для достижения этих целей пропаганда отбирает факты и представляет их таким образом, чтобы воздействие на сознание было наибольшим. Для достижения своих целей пропаганда может отбрасывать некоторые важные факты или искажать их, а также пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации. Преднамеренное искажение и фильтрация информации отличает пропаганду от образования. Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей.
Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц
Пропаганда – целенаправленное распространение текстов. Производит новых людей – субъекты общественной деятельности. Впервые возникла в Ватикане.Элементы пропагандистских процессов: коллектив – личность – канал – текст.
Цель пропаганды: новое состояние объекта
Субъект пропаганда: личность или коллектив
Средства пропаганды: канал, текст
Объект пропаганды: личности, коллектив
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.