logo
ответы на устный гос

Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.

Современная Южная Корея -- это страна "читателей газет". Газетные киоски встречаются в Корее на каждом шагу. В 1999 году в Корее на каждые тысячу человек приходилось 454 экземпляра ежедневных газет. По этому показателю Корею уступала Японии (664 экземпляров в 2001 г.) и странам Скандинавии (Финляндия и Швеция - по 543 экземпляра), но оставляла далеко позади почти все другие развитые страны Европы, Азии и Северной Америки.

Корейцы охотно выписывают периодику на дом, благо, что обходится это не дорого: стоимость годовой подписки на ежедневную газету составляет примерно 7-8% среднемесячной зарплаты. В последние годы газеты по подписке получает примерно две трети корейских семей.

В соответствии с классификацией, которая принята Корейским институтом печати, газеты в стране делятся на 5 групп. Во-первых, это "общие ежедневные издания" (кор. чонъхап ильган чжи). Они представляют из себя респектабельные национальные газеты, которых насчитывается около дюжины. Это - серьёзные, несколько тяжеловесные издания, которые претендуют на опредёленную элитарность и предназначены для более или менее основательного чтения. Вторую группу составляют "экономические ежедневные издания" (кор. кёнъчже ильган чжи), которые ориентируются в первую очередь на бизнесменов и печатают преимущественно (но не исключительно) деловую и экономическую информацию. Третью группу образуют "местные газеты" (кор. чибанъ чжи), которые выходят в провинциях и крупных городах. По своему стилю они как бы копируют общенациональные газеты, но, само собой, уделяют гораздо больше внимания местной тематике. Четвертая группа - это так называемые "спортивные ежедневные газеты" (кор. сыпочхы ильган чжи), которые представляют собой местный вариант "жёлтой прессы" и носят откровенно развлекательный, отчасти бульварный характер. Большинство "спортивных" газет является общенациональными, хотя в Пусане - втором по значению городе страны - также выходит своя местная "спортивная" газета. Наконец, пятую группу составляют газеты на английском языке (кор. ёнъмун чжи). Конечно, эту классификацию можно критиковать за некоторую нелогичность и непоследовательность, но в Корее она является общепринятой, так что будем её придерживаться и мы.

На самом верху корейской газетной иерархии находятся общенациональные ежедневные газеты. Среди них главенствует "большая тройка" (кор. сам дэ чунъанъ ильган -- "три большие центральные газеты"): "Тонъа ильбо", "Чосон ильбо" и "Чунъан ильбо". "Тонъа ильбо" и "Чосон ильбо" сохраняют свое лидирующее положение в корейском газетном мире еще с 1920-х гг. ("Тонъа ильбо" была основана 1 апреля 1920 г., а "Чосон ильбо" - 3 мая 1920 г.). Возникшая заметно позднее "Чунъан ильбо" со временем стала еще одним членом "большой тройки" корейского газетного мира, а в последние годы заняла в нём лидирующее положение.

Характерная особенность корейского газетно-журнального дела - это доминирующая роль, которую играют в нём крупные издательские концерны. Каждый такой концерн стремится выпускать издания, которые бы охватывали все мыслимые сегменты рынка. В идеале корейский газетно-журнальный концерн выпускает ежедневную "серьёзную" газету (она считается как бы основной всей его деятельности), развлекательную "спортивную" газету, еженедельный "тонкий журнал" и ежемесячный "толстый" журнал, а также ряд специализированных изданий. Так, газетно-журнальный концерн "Чосон ильбо" выпускает: а) "общую" ежедневную газету "Чосон ильбо"; б) "спортивную" газету "Сыпочхы Чосон"; в) общественно-политический еженедельник "Чуган Чосон"; г) ежемесячный "толстый" журнал "Вольган Чосон"; д) ежемесячный журнал "Сан" ("Горы", для многочисленных в Корее любителей горных прогулок); е) ежемесячный журнал "Наккси" ("Рыбная ловля" -- другое массовое корейское хобби). Как видим, в этом списке представлены практически все основные типы масовых корейских изданий, за исключением, разве что, "женского журнала" и "экономической газеты. Все издания одного концерна объединены стилем, подходом и, главное, идейной и политической позицией.

Одна из особенностей южнокорейской политики - хроническая нестабильность партийных структур. За полвека истории страны ни одной партии не удалось просуществовать дольше десятилетия. В большинстве же случаев партия, созданная к очередным выборам, не доживает до выборов следующих. В настоящее время власть в стране принадлежит умеренно левому правительству президента Но Му-хёна.

Поскольку корейские партийные структуры эфемерны, а корейские политики склонны к оппортунистическим компромиссам самого неожиданного характера, главную роль в идеологических дебатах играют газеты и журналы. В Корее определённую позицию выражает не столько отдельное издание, сколько целая группа изданий разного типа, выпускаемых одним концерном. При этом газеты - в отличие от политиков - не отличаются излишней гибкостью и десятилетиями сохраняют верность своей идейной и политической позиции.

На правом фланге находятся концерны "Чосон ильбо" и "Тонъа ильбо" (корейские газетно-журнальные концерны обычно именуются по названию выпускаемой ими ежедневной газеты, которая как бы формирует лицо концерна). Несколько ближе к центру раполагается "Чунъанъ ильбо", которая старается быть газетой динамичной и чуткой ко всяческим новым веяниям. На левом же фланге бесспорным лидером является газета "Хангере синмун". Как и её оппоненты, "Хангере синмун" выпускается концерном, который также издаёт обычный набор изданий - ежедневную газету, "тонкий" общественно-политический еженедельник, журнал для любителей кино и экономический журнал.

Роль местной печати в современной Корее остаётся довольно скромной. Местные издания, которые в основном являются аналогами "общих газет", выходят во всех крупных городах страны, но аудитория у них не слишком велика. Подавляющее большинство корейцев предпочитает центральные газеты. Особое место в структуре корейской печати занимают "спортивные" газеты, фактически представляющие из себя местный вариант "жёлтой прессы". Появились эти газеты сравнительно недавно, только в конце 1960-х, а массовыми они стали лишь в 1980-е гг. Во времена военных режимов цензура не только контролировала политическое содержание газет, но и стремилась не допускать на их страницы непроверенные материалы, порнографию и сплетни из личной жизни знаменитостей - то, на чём от веку стоит бульварная печать. Как только цензура была ослаблена, этим воспользовались не только левые, но и ловкие газетные дельцы, которые поняли, на чём теперь можно сделать деньги. Сейчас в «спортивных» газетах действительно немало информации о разного рода спортивных событиях, но куда больше скандальной хроники, рассказов о личной жизни "звёзд" кино и эстрады, фотографий соблазнительных девиц, фривольных комиксов и детективов. В настоящее время само название "спортивная газета" является, скорее, данью традиции. "Спортивное" прикрытие, которым пользуется бульварная журналистика - это ещё одна из многих черт, объединяющих корейский газетный мир с японским.

Если говорить о содержании "серьёзных" корейских газет, то львиная доля появляющихся там материалов посвящена внутренней политике и, отчасти, экономике. Характерной чертой корейских газет является то малое внимание, которое они (как, впрочем, и журналы) уделяют внешнему миру. Международный отдел в корейских газетах очень невелик. В большинстве случаев новостям из-за границы отведено примерно две полосы (в стандартной ежедневной корейской газете обычно около 30 полос большого «правдинского» формата). При этом значительная часть оказавшейся в газетах зарубежной информации касается не политической жизни других государств, а международных экономических новостей, причем в первую очередь - тех, которые могут оказать влияние на положение в самой Корее, экономика которой, как известно, чрезвычайно зависит от экспорта и импорта. Наоборот, вопросы корейской внутренней политики, всяческие парламентские интриги, правительственные перемещения и министерские дрязги, беспрестанные слияния и разделения партий обсуждаются в газетах горячо и с неимоверным количеством подробностей. Надо сказать, что с коммерческой точки зрения такая структура корейских газет во многом оправдана, ибо она в целом отражает читательские пристрастия и интересы.

Среди журналов наиболее респектабельным видом чтения считаются "толстые журналы", которые в своем большинстве издаются редакциями крупнейших национальных газет и представляют из себя как бы их ежемесячный вариант. Это сравнительно небольшие по формату, но весьма объемистые (400-600 страниц) издания. В отличие от советско-российских "толстых журналов", их корейские тёзки печатают сравнительно мало литературных произведений. Из этого правила есть исключения, так как в Корее существуют и специализированные литературные и литературно-критические ежемесячники. В большинстве журналов преобладает, однако, не художественная литература, а разнообразная публицистика и материалы на темы текущей политики.

Другим вариантом солидного, респектабельного журнала является общественно-политический еженедельник. По своему оформлению и подбору материала эти издания откровенно имитируют американские еженедельники "Time" или "Newsweek", которые хорошо известны в Корее (оба журнала есть буквально в каждом газетном киоске, а "Newsweek" даже выпускается на корейском языке). В Корее первым подобным изданием стал журнал "Чуган Хангук", который появился в 1964 г. В большинстве случаев общественно-политические еженедельники издаются всё теми же газетными концернами. По сути, такой еженедельник образует как бы дополнение к газете, и часто даже носит такое же название, что и она, лишь с дополнением "чуган" ("еженедельник"). Например, для газеты "Чосон ильбо" таким параллельным изданием является "Чуган Чосон", для газеты "Хангук ильбо" -- "Чуган хангук", для газеты "Чунъанъ ильбо" - "Win" (английское название - это сейчас модно, несмотря на растущий антиамериканизм), а для "Хангере синмун" - "Хангере 21". Понятно, что все еженедельники придерживаются примерно той же политической линии, что и их родоначальники - газеты, хотя журнальный формат позволяет давать более глубокий анализ тех или иных проблем.

Другую заметную группу корейских журналов составляют политические и общественно-политические "тонкие" ежемесячники, которые, как правило, существуют самостоятельно, вне системы концернов. Многие из таких независимых ежемесячников отличаются радикальной политической позицией. Так, "Маль" ("Слово") - это откровенно лево-националистический, антиамериканский и, временами, умеренно социалистический журнал, а "Хангук нондан" ("Корейский форум") - наоборот, издание крайне правое и консервативное. Разумеется, предназначаются эти издания для тех, кто всерьёз интересуется политикой и имеет свои сложившиеся политические убеждения.

В целом корейская журналистика остается явлением, в первую очередь, идеологическим.

Северная Корея (КНДР)

Основными орудиями пропаганды в Корее, как и повсюду, являются средства массовой информации – печать, радио и телевидение.

Структуру корейских газет легко может представить тот, кто видел советские газеты первых послевоенных лет, которые в своё время и послужили образцом для зарождающейся северокорейской журналистики. Основной газетой КНДР является "Нодон синмун" – орган ЦК ТПК, занимающий совершенно особое положение среди всей северокорейской печати, так что ее структура вполне показательна. На первой и второй страницах этой газеты обычно помещаются послания Ким Ир Сену из-за границы и его собственные официальные телеграммы, статьи об экономических успехах Кореи. Там же можно прочесть сообщения о визитах иностранных делегаций, статьи о величии Ким Ир Сена и Ким Чжон Ира. По преимуществу экономический характер носит третья страница, а четвертая заполнена хроникальными заметками и очерками на разные темы. Последние страницы – это международный раздел. Практически все заметки на международные темы либо говорят о достижениях экономики развивающихся стран, либо критикуют внешнюю политику США. Специальный раздел, который обычно занимает пятую страницу, посвящён Южной Корее. Интонация статей газеты по разным вопросам, конечно, та же, что и у всей северокорейской пропаганды: восхваление Ким Ир Сена и Ким Чжон Ира, резкая критика США и Южной Кореи, прославление экономических достижений КНДР (в подавляющем большинстве случаев – мнимых), пропаганда идей чучхе и рассказы об их огромной популярности во всём мире.

Надо сказать, что в Корее (как, впрочем, и во многих других странах), существуют и иные средства массовой информации, простому человеку недоступные, но предназначенные для чиновников. Для высших ганьбу издаётся специальная газета, которая, как говорили мне сами корейцы, даёт много больше информации о внешнем мире, чем "Нодон синмун".

Программы пхеньянского радио выглядят довольно своеобразно. В его программах музыкальные передачи чередуются с краткими информационно-пропагандистскими выпусками. Каждый час передач начинается выпуском новостей, по своей тематике как две капли воды похожем на сообщения "Нодон синмун". После этого в течение нескольких минут звучит маршевая музыка или одна-две песни о Ким Ир Сене, Ким Чжон Ире или партии. Репертуар очень невелик, одна и та же песня повторяется по несколько раз в день. За песнями обычно следует короткая, 5-10 минут, передача. Как правило, это какой-либо комментарий по вопросам внутриполитического положения, ситуации в Южной Корее, чучхейской философии. По своему содержанию и тону эти передачи соответствуют "Нодон синмун" (часто это как раз и есть статьи "Нодон синмун", передаваемые по радио).

Надо сказать, что большинство жителей Кореи вынуждены слушать радио почти постоянно. Радиоточки – репродукторы есть почти в каждом доме, кроме того, радио постоянно и на полную громкость работает во всех вагонах метро, на заводах, а иногда – даже на полях во время страды. Таким образом создаётся постоянная звуковая среда, в условиях которого корейцы проводят значительную часть дня. Среда эта состоит из воинственных маршей и патетических лозунгов, которые в буквальном слова выкрикивают дикторы радио. Естественно, что небольшой набор постоянно повторяющихся пропагандистских формул может довольно глубоко проникать в сознание тех, кто десятилетиями выслушивает его изо дня в день.

Вообще для северокорейской пропаганды характерно стремление создать некий постоянный и чрезвычайно насыщенный идеологический фон всей повседневной жизни. Она стремится к тому, чтобы основные лозунги всегда звучали в ушах людей и всегда были перед их глазами. Это, как представляется, должно обеспечивать автоматическое, на полубессознательном уровне восприятие важнейших постулатов. Отсюда – не только вездесущее радио, но и широкое применение наглядной агитации. На улицах корейских городов неисчислимое множество всяческих лозунгов и плакатов: от простых красных полотнищ на стенах домов до огромных бетонных стел с изображениями эпизодов из жизни Ким Ир Сена и Ким Чжон Ира, которые установлены на каждом крупном перекрестке.

  1. Особенности публицистики и журналистики Филиппин периода колониальной зависимости. Значение публицистической деятельности Х.Рисаля. Формирование системы современных СМИ Филиппин и их региональное значение.

Хосе Рисаль, José Rizal (родился 19 июня 1861 года в г. Каламба на острове Лусон; умер 30 декабря 1896 года в Маниле) - национальный герой Филиппин, поэт, писатель, художник и скульптор, врач, полиглот. Расстрелян колонизаторами 30 декабря 1896. День его памяти - национальный праздник Филиппин.

В конце XIX века Филиппины все ещё оставались колонией Испании. Среди сторонников освобождения страны был исключительно одаренный человек - метис Хосе Рисаль.

Рисаль был полиглотом. Получив высшее образование в Европе (в частности, в Гейдельбергском университете), он изучил ряд европейских языков. Сохранились письма, написанные им на немецком языке (на нём он писал практически безошибочно), а также на испанском, португальском, французском, итальянском, английском и нидерландском языках. Кроме того, он выполнял переводы с арабского, шведского, русского, китайского, греческого, иврита, японского, латинского, санскрита. Кроме того, он владел рядом местных языков Юго-Восточной Азии. Основные произведения Рисаля романы «Не прикасайся ко мне»и «Флибустьеры», переведены на русский язык. В первом критикуется система испанского управления на Филиппинах, во втором обсуждаются способы освобождения от иноземного господства. Перед казнью Рисаль написал стихотворение «Последнее прости», считающиеся шедевром испаноязычной поэзии. Рисаль знал русскую литературу Гоголя, Тургенева, интересовался учением Толстого.

26 августа 1896 началось антииспанское восстание. Хосе Рисаль был знаком с его планом, в свое время назвал его самоубийственным и поспешил заранее уехать с Филиппин. Но успел добраться только до Суэца, где по требованию испанских властей был арестован как заговорщик и возвращен в Манилу.

Выяснилось, что подпольное революционное общество, подготовившее неудачное восстание, без ведома самого Рисаля собиралось сделать его президентом независимых Филиппин и для привлечения новых заговорщиков называло популярного поэта своим главой.

По обвинению в бунте, подстрекательстве и создании подпольной организации Рисаль был расстрелян на Багумбаянском поле утром 30 декабря 1896. В полночь перед казнью в камере форта Сантьяго он написал свое последнее стихотворение ("Последнее прости", "Ultimo Adios"), считающееся шедевром филиппинской поэзии.

С 1903 Рисаль почитается как национальный герой, борец с колонизаторами. На церемонии в день его памяти обязательно присутствует президент Филиппин

Право на информацию впервые было закреплено в Конституции 1973 г. и было более подробно раскрыто в действующей сейчас Конституции 1987 г. Статья 3, 7 параграф устанавливает:

«Право людей на информацию о делах, представляющих общественный интерес, признается. Гражданину предоставляется доступ к официальным архивам и документам, а также к бумагам, относящимся к официальным нормативно-правовым актам, соглашениям или постановлениям, равно как к данным исследований, проводимых правительством, которые используются как основа для выработки политики, при этом доступ может быть ограничен в соответствии с законом». Верховных суд еще в 1948 г. признал значение доступа к информации и издал серию постановлений. Закона о свободе информации по существу на Филиппинах нет, но сочетание конституционного права на доступ к информации c различными другими правовыми условиями обеспечения этого права делает страну одной из наиболее открытой из всех стран этого региона. Верховный суд в 1987 г. постановил, что право может прямо использоваться без необходимости принятия дополнительного закона. Кодекс поведения и этических норм для должностных лиц и сотрудников поручает им раскрывать информацию, представляющую общественный интерес и гарантирует доступ к официальной информации, архивам или документам. Закон устанавливает политику «раскрытия всех трансакций, затрагивающих общественный интерес». Организации, обязанные предоставлять информацию, должны дать ответ на запрос в течение 15 рабочих дней с момента его получения. Кодекс также требует от должностных лиц раскрытия информации о своем имуществе, обязанностях, стоимости имущества и деловых интересах. Информация доступна общественности, но ее использование для коммерческих целей или в «противоречии нормам морали или проводимой политикой» запрещено. Даже при сравнительной открытости Правительства, все же есть проблемы с доступом. Эти проблемы касаются недостатка знаний; требований, которые были установлены Верховным судом и Кодексом поведения; «настрой» против предоставления информации; плохой информационной инфраструктуры, что часто является причиной того, что теряются электронные данные; низкое качество сбора информации правительственными департаментами по многим вопросам, включая вопросов окружающей среды. Группы гражданского общества сформировали Сеть по доступу к информации и выступают за принятие нового закона о свободе информации.

Филиппины. Журналистика появилась только в начале 19 в. с приходом испанцев, которые не найдя здесь золота занялись миссионерской деятельностью. Постепенно начинают появляться первые газеты – пока еще «маленькие и слабые». В 19 в. они пока еще только на испанском и тагальском языках, а уже в конце 19-начале 20 в. на Филиппинах появляется и английский язык (приход американцев). Во всех сферах жизни на Филиппинах в те времена существовали очень жесткая цензура и контроль со стороны католической церкви, в т.ч. и в журналистике. Национально-освободительное движение. В 1892 Андрес Бонифасио и Эмилио Хасинто создали тайную патриотическую антииспанскую организацию Катипунан (газ. «Свобода») и в августе 1896 открыто призвали народ к восстанию. Большую роль в развитии филиппинской журналистики сыграл филиппинский революционер Хосе Рисаль (1861-1896 г.г.). Мадриде создал газету «Единство» (1889-1895 г.г.). В 1901 г. организованное сопротивление в стране прекратилось.