В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
В.И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Главное, что надо подчеркнуть в своём ответе, по словам Овсепяна, что Ленин в своих статьях ещё никогда не писал про буржуазную печать, подразумевая изначально её дальнейшее истребление. Он игнорирует многопартийную печать. Большевистская же печать должна вписаться в административно-командную систему и стать органом перевоспитания масс. Советская пресса пропагандировала декреты Сов власти, организовывала массы на их выполнения. Поялялись постоянные спец рубрики и подборки в газетах Правда и Известия: «Строим новый мир», «Очередные задачи революции», «За хлебом и волей». Радио так вообще становится источником, по которому передают полит информацию. Ленин (1870 - 1924). Убежденный марксист. Первая из сохранившихся работ - “Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни” (уже намечается полемика с народниками). 1894 “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” 1894-95 “Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе)”. Критика народников и “легальных марксистов”, о задачах российского пролетариата, идея союза рабочего класса с крестьянством, о необходимости создания в России революционной партии. В апреле 1895 Л. едет за границу, чтобы установить связь с группой “Освобождение труда”. В Швейцарии познакомился с Плехановым. Вернувшись в Россию, объединил марксистские кружки в Петербурге в “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”, попал в тюрьму, где написал “Проект и объяснение программы с/д партии”. В 1897 сослан в Шушенское, там написал “Развитие капитализма в России”. В 1900 Л. начал за границей издание газеты “Искра”. В 1901 опубликовал там статью, которую впервые подписал псевдонимом “Ленин”. В 1901 - 05 жил за границей, пытался создать партию. В 1902 - работа “Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения”. В 1905 - 07 Л. руководил большевистскими газетами “Вперед”, “Пролетарий”, “Новая жизнь”. В 1910 в Пб. по инициативе Л. начала издаваться газета “Звезда”, с 1912 - ежедневная легальная большевистская газета “Правда”. 3 апреля 1917 Л. приехал в Россию. Выступил перед большевиками с так называемыми апрельскими тезисами (“О задачах пролетариата в данной революции”). В статье “О задачах пролетариата…” Л. настаивал на взятии власти пролетариатом; апрельские тезисы Л. вызвали ожесточенную критику со стороны практически всех партий. Особенно остро на них реагировал Плеханов (статья “Тезисы Л., или о том, почему бред бывает подчас интересным”). Октябрь 1917 - статья “Кризис назрел” (вызвала резкие возражения Плеханова), программная, как и апрельские тезисы. Эти работы Л. определяют большевистскую тактику от февраля до октября 1917. “Кризис назрел” - о захвате власти вооруженным путем. По мнению Л., после разгона демонстрации 3 июля 1917 “двоевластие закончилось в пользу буржуазии”, и теперь настал момент переломить эту ситуацию. Статья была опубликована 7 октября, а 25 октября уже произошел октябрьский переворот. Декабрь 1917 - статья “Как организовать соревнование?” (идея соцсоревнования). 1919 - статья “Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата”. 1920 - “От разрушения векового уклада к творчеству нового”; “Детская болезнь “левизны” в коммунизме” (уделялось внимание международному коммунистическому движению). 1922 - 23 - “Письмо к съезду”, “Как нам реорганизовать Рабкрин…”, “Лучше меньше, да лучше”. 1918 - пишет много на тему прекращения первой мировой войны, из которой ему мешали выйти Бухарин, Пятаков, Радек и Троцкий. Статьи: «Несчастный мир», «О революционной фазе», «О чесотке». 6 ноября 1918 г. по инициативе Ленина вышла газета «Экономическая жизнь», т. е. журналистике представлена роль ещё и полномочий органа хозяйственного управления.
Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати 10 ноября 1917 г в свет выходит Декрет о печати. Общее положение о печати 1) Закрытию подлежат лишь органы прессы: 1) призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьян¬скому правительству; 2) сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов; 3) призывающие к деяниям явно преступного, т. е. уголовно наказуемого характера. 2) Запрещения органов прессы, временные или постоянные, проводятся лишь по постановлению Совета Народных Комис¬саров. 3) Настоящее положение имеет временный характер и будет отменено особым указом по наступлении нормальных условий общественной жизни. Введение этого декрета связано с тем, чтобы буржуазия не получила возможность писать антисоветские материалы. Последняя пункт в декрете был в полной мере отменен лишь в конце 80-х гг 20 столетия. Декрет от 28.01.1918 о революционном трибунале печати. Ведению Революционного Трибунала Печати подлежат преступления и проступки против народа, совершаемые путем использования печати. К преступлениям и проступкам путем использования печати относятся всякие сообщения ложных или извращенных сведений о явлениях общественной жизни, поскольку они являются посягательством на права и интересы революционного народа, а также нарушения узаконений о печати, изданных Советской властью. Гражданская война коренным образом перестраивает отношение к буржуазной журналистике. => 19 марта 1918 года – декрет о закрытии всех буржуазных газет. К началу гражданской войны (1918-1920) все буржуазные газеты были закрыты , возникает военная печать, усиливается давление на журналистику. В теч. Июня 18-20гг утверждается однопартийная журналистика (одна партия все вершит) Установление в России большевистской власти предопределило утверждение в стране однопартийной системы. Важнейшим идеологическим и организационным ее институтом стала советская журналистики, унаследовавшая основные принципы, функции и традиции большевистской печати. В 20-е гг. пресса формировалась как многонациональная дифференцированная система средств информации, создаваемая по единой унифицированной идейно-организационной схеме. Выполняя идеологический и социальный заказ РКП(б), она принимала деятельное участие в строительстве Советского государства, в утверждении авторитарных принципов его руководства. В первое советское десятилетие журналистика прошла несколько отличающихся друг от друга этапов: - В Октябрьскую революцию журналистика России вступила как многопартийная система (ноябрь 1917 - июль 1918). В октябрьские дни продолжали издание все буржуазные партии. Выходили все газеты и журналы социалистических партий - 52 меньшевистских, 31 эсеровских, 6 анархических. Помимо “Правды” и “Известий” 10 ноября вышел первый официальный правительственный орган “Газета Временного рабочего и крестьянского правительства”. Следующим такого рода изданием явилась газета “Армия и флот рабочей и крестьянской России”. После перехода власти к Большевикам. Газеты других партий постепенно закрываются. - В первой половине 1918 появляется ряд центральных газет: “Беднота” (для деревенского читателя и красноармейцев), “Известия Народного Комиссариата по военным делам”, “Известия Народного Комиссариата здравоохранения”, “Вечерняя красная газета” и др. газеты для различных категорий читателей. - В конце 1917 интенсивно развивается местная печать. В начале 1918 выходило 84 газеты, 753 журнала, издаваемых комитетами РКП и органами государственной власти на местах. Все новые издания появляются в национальных районах страны (более чем на 20 языках народов России). Общее число изданий достигло почти 2000, а разовый тираж - 2 миллиона экземпляров. - Заметную роль в распространении политической информации играло радио. По радиотелеграфу передавались декреты, правительственные сообщения, которые публиковали все большевистские газеты в крупных городах и районах. С февраля по июль 1918 были установлены 103 новые радиотелеграфные станции. - В годы гражданской войны особое значение приобрело радио. 19 июля 1918 Совнарком принял “Декрет о централизации радиотехнического дела РСФСР”, о создании государственной радиотехнической сети. 1 марта 1920 построили на Шаболовской улице мощную радиостанцию с радиусом действия около 2 тысяч километров. 7 сентября 1918 - постановление о создание Российского телеграфного агентства (РОСТА). В составе агентства было 10 отделов: литературно-агитационный, инструкторский, художественно-фотографический и другие. К концу 1919 - 42 отделения агентства, в сер.20-х – уже 400 корпунктов. Иностранный отдел РОСТА – ИНОРОСТА. В ходе гражд.воынй РОСТА обеспечивала материалами о ходе военных действий все печатные СМИ. Рождались новые формы подачи информации: стенгазета «Окна РОСТА», вагоны РОСТА. Вместе с РОСТА появились и граммофонные пластинки – своеобразная пропаганда декретов сов.власти. Белогвардейская печать перешла в лагерь контрреволюционеров, у них своя журналистика: - центр., правительственные издания (Официальная пресса - выходивший в Новочеркасске “Вольный Дон”, вестник войскового правительства, “Вольная Кубань” (Екатеринодар), орган Кубанского краевого правительства, “Вестник Верховного круга” и др. Газеты общеполитического направления: “Великая Россия”, редактор Вл.Шульгин. Издавалась в 1919 в Ростове-на-Дону. “Голос жизни”, 1919, Керчь, “Голос юга”, 1919, Полтава). - военные, локальные газеты. Так в войсках Колчака издавался “Голос Сибирской Армии”, на Дону - “Вестник Донской Армии”, в Мелитополе - “Голос фронта”. К концу 19 года белая армия потерпела поражение, и журналистика белогвардейцев перешла в журналистику русского зарубежья в связи с массовой иммиграцией. С окончанием гражданской войны политика “военного коммунизма” зашла в тупик. Результат этой политики - кризис в стране в конце 1920. С ликвидацией оппозиционных партий РКП(б) утвердила свою монополию на власть. Ленин предложил отказаться от политики “военного коммунизма”, перевести народное хозяйство на рельсы новой экономической политики, заменив продразверстку продналогом. Переход к нэпу - 10 съезд партии в начале марта 1921. Период либерализации советского режима (1921 - 1927). Переход к нэпу усугубил и без того тяжелое материальное положение прессы. После принятия декрета “О переводе периодической печати на хоз.расчет” в феврале 1922 года количество газет стало катастрофически сокращаться. Для сравнения в 1918 г было ок 2000 изданий, к 22 году в стране осталось лишь 313 газет. В официально партийных документах этот период после гражд. Воынй до 23-24 гг называется «глубокий кризис печати». Что характеризовало кризис печати: - незнание проблем НЭПа - низкий проф.уровень журналистов - низкое качество дизайна и полиграфии - отсутсвие шрифтов и плохая полиграфическая база - низкое техническое оснащение В 1923 году добавился еще и финансовый кризис печати. Финансирование местной печати начинает осуществляться из республиканского, областного, губернского бюджетов. Центральная печать финансировалась из государственного бюджета. Только 232 центральные прессы финансировались из местного бюджета, все остальное – на хоз.расчет самих СМИ.
- Вопросы гэк на звание бакалавра 2012г.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Функции звена исполнения, обязанности сотрудников отделов редакции газеты.
- Система планирования в редакции газеты.
- Процесс выпуска номера газеты.
- Опишите жанровую структуру телевизионной публицистики. Что такое жанр журналистского произведения?
- Назовите и охарактеризуйте элементы композиции телевизионного сценария. Какие типы оформления сценариев существуют на современном телевидении?
- Какие социальные функции выполняет телевидение в обществе? Назовите и охарактеризуйте их.
- Какие типы телевизионных интервью вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Определите место телевидения в системе средств массовой информации и искусств (телевидение и печать, телевидение и радиовещание, телевидение и кинематограф, телевидение и театр).
- Сравните особенности работы государственных и частных каналов. Какой из российских каналов, на ваш взгляд, является символом негосударственного телевидения?
- Определите специфику телевидения как электронного средства массовой информации.
- Классифицируйте современную систему российского телевидения по способу трансляции, типу деятельности и форме собственности.
- Изобразительно – выразительный язык телевидения. Что вбирает в себя это понятие?
- Две технологии изготовления первых фотоснимков и их изобретатели.
- Первые русские фотографы и жанровые направления их творчества.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- 7 Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.
- Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.
- Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.
- Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.
- Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.
- Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.
- Типология ссмк.
- Теория б.Ф.Поршнева о происхождении речи. Суггестия как исходная функция речи. Этапы развития речи-мышления.
- Учение п.А.Флоренского о трёхчастном строении слова. Морфема, фонема, семема.
- Типология информационных воздействий: заражение, подражание, внушение и доказательство. Их использование в практике современной пропаганды.
- Основные этапы развития советской журналистики (1917-1991 гг.).
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой, особенности ttl-рекламы.
- 2. Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- 3. Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 4. Роль рекламных технологий в превращении марки – в брэнд. Особенности создания нематериальных активов.
- 5. Особенности медиастратегии для отечественных рынков fmcg и dg.
- 6. Роль рекламы в построении платформы брэнда: типы брэндинга и динамика современного брэнда
- 7. Применение матрицы bcg для анализа рекламного контента.
- 8. Понятие утп: критерии измерения эффективности утп.
- Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
- Региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Межэтнические и региональные конфликты и роль международной журналистики в их разрешении.
- Глобальные проблемы в современном мире и роль сми в формировании общественного мнения по этим проблемам.
- Внешнеполитическая пропаганда и проблема суверенитета государства в условиях современного прогресса смк.
- Свобода и ответственность журналиста-международника, его права и обязанности. Международные документы, регулирующие работу журналиста-международника.
- Особенности функционирования журналистики в многонациональном (полиэтническом) обществе.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освоении международных проблем и событий.
- Роль международного права в анализе и решении международных проблем и событий в сми. Точка зрения президента рф д.А.Медведева.
- Обязанности и права журналиста в стране пребывания. Документы юнеско (1978г.) и совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) по этим вопросам.
- Социально-экономические предпосылки возникновения и развития журналистики в странах Латинской Америки, Африке и Азии.
- Основные этапы развития сми стран Латинской Америки и Тропической Африки.
- III. Период (1825-1917) Становление независимой печати
- IV. Период (1919-1945)
- Характеристика информационного пространства латиноамериканских стран в 20-30-е годы 20в.
- Печать Латинской Америки и ее вклад в борьбу против фашизма и местной реакции.
- «Большая печать» и процессы концентрации и монополизации сми Латинской Америки.
- Электронные сми Латинской Америки. Особенности их становления и развития.
- Революционно-демократическая печать стран Латинской Америки и Африки.
- Типология периодической печати стран Латинской Америки во второй половине 20в.
- Печать африканских государств и ее вклад в обретение независимости.
- Печать африканских стран в период демократизации общественной и политической жизни (последнее десятилетие 20в. – первое десятилетие 21в.).
- Организации сми и журналистов в странах Африки и Латинской Америки.
- Основные этапы развития сми в Южной Африке.
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- В. И. Ленин о принципах создания советской журналистики. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.
- Особенности журналистики Индии и Китая периода борьбы за независимость. Историческое значение публицистики б. Тилака, м. Ганди, Кан Ювэя, Сунь-Ятсена.
- Сми независимой Индии. Роль и место современных индийских сми в Азии и мире.
- Проблемы модернизации кнр и китайские сми.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- Формирование современных корейских сми и их место в регионе, на континенте и в мире. Проблема двух Корей и современные корейские сми.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Журналистика и сми Арабского Востока в период подъема национально-освободительного движения и обострения арабо-израильского конфликта.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Исторические условия возникновения журналистики в Западной Европе и сша, ее периодизация.
- Основные черты журналистики периода буржуазных революций в Европе и Северной Америке.
- Особенности взаимоотношений журналистики и государственной власти в странах Западной Европы и Северной Америки XVIII – XIX вв.
- Журналистика и промышленная революция XIX в.: возникновение массовой печати и ее основные черты.
- «Желтая» пресса сша, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.
- Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. ( на примере сша и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».
- Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.
- Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.
- Демократическая и тоталитарная модели западных сми накануне и в годы второй мировой войны, историческая роль антифашистской публицистики.
- Сми стран Запада и «холодная война»: особенности идеологического противостояния.
- Основные черты эпохи «газетной эрозии» и новой телевизионной эры западных сми.
- Средства массовой коммуникации стран Запада в условиях глобализации. Проблемы и перспективы.
- Система функций журналистики и особенности их взаимодействия.
- Теоретико-методологические основы журналистской деятельности.
- Журналистика в системе социальных институтов общества и государства.
- Система средств массовой информации – взаимоотношение и взаимодополнение.
- Эффективность журналистики, и их взаимозависимость.
- Профессиональные качества журналиста.
- Этические нормы журналистики.
- Исторические типы журналистики.
- Социальная позиция журналиста – роль, место и возможности ее реализации.
- Свобода журналистской деятельности и проблема социальной ответственности.
- Публицистика как средство массового политического общения.
- Этапы создания публицистического произведения.
- 1)Возникновение замысла.
- 2)Сбор фактов (то есть «наполение» замысла и изменение его под воздействием действительности)
- 3)Создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели)
- 4)Создание текста публицистического произведения (то есть его объективная концепция, воплощение ее в литературном текст)
- Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Принцип учета индивидуальности художника в критическом анализе.
- Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Этапы развития публицистической деятельности.
- Художественный образ и его роль в публицистике.