logo
ответы на устный гос

Возникновение и развитие системы сми стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.

Франция

В межвоенное двадцатилетие большим успехом пользовались политические еженедельники, выходившие до 1914г. малыми тиражами, но в условиях упадка ежедневной «прессы общественного мнения» после первой мировой войны заявившие о себе с новой силой. Умножившиеся политические еженедельники: «Жён Репюблик», «Тан презан» («Наше время»), «Же сюи парту», «Регар» — больше связывали себя с определенными политическими тенденциями, чем с отдельными политическими партиями. Положение в ежедневной прессе межвоенного двадцатилетия характеризовалось уменьшением общего числа ежедневных газет и в Париже (с 40 до 32), и в провинции (с 220 до 175) и повышением продажной газетной цены. В обстановке всеобщей и чрезвычайно острой политизации, охватившей всю систему французской журналистики рассматриваемого периода, ежедневные газеты в своем подавляющем большинстве были политически четко ангажированными вправо либо влево. Из ведущих газет, связанных с некоммунистическими левыми, необходимо назвать крупнейший орган левой прессы газету «Котидьен» («Ежедневная газета»), 1923; основным читательским адресатом этой «честной газеты для честных людей» были учительство, мелкая буржуазия радикал-социалистской и социалистической ориентации (350 тыс.экз). Важнейшими органами радикализма и радикал-социализма являлись «Эвр» («Творчество») Гюстава Тери, также имевшая 350-тысячный тираж, тесно связанная с Эдуардом Эррио «Эр нувель» («Новая эра») и «Репюблик», за которой стоял Эдуард Даладье. Радикалы и радикал-социалисты могли также рассчитывать на влиятельную «Прогре де Лион» (ォПрогресс Лионаサ). Однако связываемый с 1930-ми годами Ренессанс французской прессы соотносят прежде всего с вечерней парижской газетой «Пари-суар» Жана Пруво («Парижский вечер»), которой французская пресса обязана глубоким качественным преобразованием самого типа ежедневного печатного издания. Первый номер «Пари-суар» вышел в свет 2 мая 1931 г. С подзаголовком «Большая ежедневная газета иллюстрированной информации». В нем поражали количество и разнообразие шрифтов, огромные шапки и аншлаги, множество иллюстраций (лишь на одной первой полосе было помещено 9 фотоснимков). В редакции «Пари-суар» работали знаменитые тогда репортеры Жером и Жан Таро, Раймон Маневи, Пьер Лазарев, Жорж Сименон, среди сотрудников этой газеты были А.де Сент-Экзюпери, А. Моруа, М.Прево В 1935 г. Национальный союз журналистов Франции, основанный в 1918 г., добился принятия парламентом страны закона о статусе профессиональных журналистов. Важнейшим событием в истории французских средств массовой информации межвоенного двадцатилетия, несомненно, стало возникновение радиовещания. Первая радиогазета была передана во Франции в 1925 г., а уже в 1939 г. во Франции насчитывалось 5,2 млн. радиоприемников. «Разговорные газеты», «разговорная журналистика» здесь, как и в других западных странах, не сразу получили нужные возможности для беспрепятственного развития. Хозяева французской периодической печати, сразу же увидевшие в радио опаснейшего конкурента прессы, предпринимали попытки если не запретить вообще «разговорную прессу», то, по крайней мере, затормозить ее развитие. И это им частично удавалось: давление со стороны печати временно ограничивало эффективность радиовещания. Появлялись одни за другим иллюстрированные журналы радиопрограмм, которые имели большой успех.

США

Американская журналистика в годы Первой мировой войны и в межвоенный период. Новшества в газетно-журнальном деле. Г. Люс, Д. Уоллес и другие новаторы

Нужно было вырабатывать более скрытые рычаги управления информационными потоками. Пример тому (правда, не самый показательный) – отношения президента Теодора Рузвельта с прессой. Грубые способы, формы и методы управления информационными потоками все больше заменялись инспирацией выгодных властям публикаций.

В начале Первой мировой войны 240 ежедневных газет США занимали нейтральную позицию по отношению к воюющим сторонам и только 20 выражали прогерманскую позицию. Изоляционистскую позицию занимали «Вашингтон пост», «Чикаго трибюн», «Лос-Анджелес тайме», «Сан-Франциско кроникл». Откровенно прогерманской ориентации придерживалась херстовская «Нью-Йорк джорнел», занимавшаяся непосредственной пропагандой в пользу Германии.

С вступлением Соединенных Штатов в мировую войну на стороне Антанты (апрель 1917 года) резко усилилась антигерманская пропагандистская деятельность американского правительства. Были созданы специальные правительственные органы по управлению прессой. Комитет общественной информации (Си-Пи-Ай) при правительстве США (его возглавил личный друг президента Вудро Вильсона, Дж. Криль, что само по себе говорит о многом) с мая 1917 года публиковал правительственный орган информации «Оффишиэл буллетин», тираж которого к концу войны составлял 118 тыс. экземпляров.

В условиях мировой войны в США были задействованы «Закон о шпионаже» от 15 июня 1917 года, предусматривавший привлечение к уголовной ответственности за «подрыв правительственных кампаний», и принятый в мае 1918 года «Закон о подстрекательстве к мятежу». Тогда же была введена цензура зарубежной почты. Осенью 1917 года был лишен почтовых привилегий и, по сути, закрыт левый общественно-литературный журнал «Мэссиз» («Массы»).

По тиражности первые места среди газет США занимали: «Нью-Йорк дейли ньюс» (1,224 млн. экземпляров), «Чикаго трибюн» (810 тыс. экземпляров), «Чикаго америкен» (540 тыс. экземпляров); воскресные издания «Нью-Йорк дейли ньюс», «Чикаго трибюн» и «Чикаго америкен» имели тираж по 1,1–1,5 млн. экземпляров.

Нарастали концентрация и монополизация периодической печати. Уже в 1910 году в стране было 13 газетных «цепей», контролировавших 62 ежедневные газеты, к 1930 году их стало уже 55 и под их контролем находилось 328 газет. К началу 1930 годов крупные газеты в большинстве своем принадлежали «трестам».

Наибольшее количество газет было скуплено группой Скриппс-Говарда, владевшей тогда 26 ежедневными и 10 воскресными газетными изданиями, совокупный тираж которых составлял около 2 млн. экземпляров. Начав со скупки провинциальных газет, Скриппс и Говард, когда-то уличные продавцы газет, к концу 1920 годов стали приобретать газеты в крупных центрах – Вашингтоне, Балтиморе, Сан-Франциско и, наконец, в Нью-Йорке («Нью-Йорк телеграмм энд сан»). Одной из наиболее ярких и влиятельных фигур американского газетно-издательского мира оставался У.Р. Херст, трест которого занимал второе место по количеству ежедневных газет, а по их суммарной тиражности – даже первое (15% тиража всей американской газетной прессы!). Около 30% всех рекламных расходов в США попадало в газеты Херста, таким образом, вдвое превышая процент тиражности по этому показателю.

Американская ежедневная пресса получила новый импульс к своему дальнейшему развитию в 1919 году вместе с рождением «таблоида» – нового типа дешевой прессы – издания половинного формата и уменьшенного объема. Первым из них стала газета «Нью-Йорк дейли ньюс».

Регулярно совершенствовались ротационные машины и линотипы. Высокая печать оставалась повсеместно используемой формой, но уже в этот период в области иллюстрированной журнальной периодики делали быстрые успехи гелиогравюра и офсет. Развитие гелиогравюры еще более углубило различие между газетной и журнальной печатью. Отныне каждая типография располагала специализированными ателье фотогравюры, и место иллюстративного материала в газете не переставало возрастать.

Подлинным нововведением стало появление принципиально нового типа издания – «журнала новостей» («ньюс мэгэзин»). Пионером стал еженедельник «Тайм» («Время»), первый номер которого объемом 70 страниц и ценой 20 центов вышел в Нью-Йорке 3 марта 1923 года. Номер был подготовлен двумя молодыми людьми, недавними выпускниками колледжа, Генри Люсом и Бритоном Хадденом. Люс и Хадден были глубоко неудовлетворенны существующим журнализмом, полагали, что американские газеты представляют материал новостей слишком беспорядочно, а из журналов страны, по их мнению, даже лучшие были неспособны обеспечить адекватное освещение событий в мире.

В 1933 году Г. Люс купил за 25 тыс. долларов журнал «Лайф», основанный еще в 1883 году, и превратил его в издание другого типа – иллюстрированный журнал смешанного содержания («мисэлэни»), одной из главных целей которого было воспитательное воздействие на американскую публику в избранном Люсом духе. «Лайф» сразу же заявил о своем намерении так же хорошо образовывать, как и привлекать, развлекать, забавлять. Основное содержание «Лайфа» составляли иллюстрированные новости.

Интересно, что Рузвельт, высоко оценивавший возможности прессы и прилагавший все силы к тому, чтобы заручиться ее поддержкой, мог рассчитывать на поддержку лишь 40%, затем 36 и 23% американских ежедневных газет в ходе своих президентских кампаний. В 1944 году он был поддержан только 16,6% ежедневных газет, что не помешало ему получить на выборах 51,9 % голосов, – результат, лучше всего говорящий о большом разрыве между общественным мнением как мнением большинства народа и общественным мнением как мнением прессы. Являвшийся действительно моральным символом нации, Рузвельт считал, что президент должен не только руководить страной, но и убеждать народ в правильности такого руководства, быть учителем народа. При его президентстве широкое развитие получили пресс-конференции, которых он провел 998.

А в январе 1943 года в Нью-Йорке было открыто Армейское агентство новостей – Эй-эн-эс, главной целью которого было снабжение военной информацией сотен газет по всей стране, включая самые разные в жанровом отношении материалы по этой тематике (новостные сообщения, статейные материалы, «колонки», шедшие тогда без авторских подписей, различные иллюстрации).

Конечно, межвоенный период связан, прежде всего, с бурным развитием радиовещания и появлением телевидения. Первые пробные широковещательные радиостанции появились в США перед Первой мировой войной. Регулярные радиопередачи средневолнового радиовещания с выходом в эфир сразу нескольких станций, владельцами которых были ведущие производители электротехники Дженерал электрик, Вестинхауз и Рэйдиоу корпо-рейшн оф Америка – Ар-си-эй, относятся к концу 1920 года. И сразу же американское радиовещание начало бурно развиваться. Достаточно сказать в связи с этим, что количество радиостанций в Америке возросло с 30 в январе 1922 года (а в этом году была основана Ар-си-эй) до 556 в марте 1923 года, одновременно число радиоприемников у американцев поднялось с 50 тысяч в 1921 году до 600 тысяч в 1922 году. В 1927 году американский конгресс в целях регулирования работы станций впервые установил систему лицензирования.

В 1926–1928 годах возникли сети Си-би-эс («Колумбийская вещательная система») и Эн-би-си («Национальная вещательная компания»), которые быстро создали формат поддерживаемых рекламой развлекательных передач, который характерен для системы электронных СМИ в Америке и поныне.

В 1926 году Эн-би-си вела передачу с бала в «Уолдорф-Астории». Си-би-эс 1 января 1927 года впервые транслировала по американскому радио футбольный матч.

В 1927 году 15% всех американских радиопередач по своей тематике были религиозными и образовательными, остальное время было занято различной информацией, музыкой и художественно-драматическими передачами. В десятилетие с 1926 по 1935 год уже каждая американская семья имела один радиоприемник.

Надо сказать, что появление и параллельное существование радиовещания, стремительно развивавшегося, нисколько не замедлило роста периодической печати в 1920–1930 годы. Его влияние на газетную прессу сказалось больше всего, пожалуй, в том, что американские газеты оказывали все большее внимание радиопередачам. Например, газета «Нью-Йорк таймс» отвела в июне 1922 года 40 колонок для ежедневной радиоинформации.

Качественно новый этап в развитии телевидения наступил в конце 30-х годов в связи с переходом от малострочного механического телевидения к электронному. Регулярные телепередачи в Германии и Великобритании начались в 1936 году, в США – лишь в 1941. Но массовое распространение телевидение получило лишь в 1950-е и 1960-е годы.

Германия

После 1МВ в Германии пришло время Веймарской республики (1919-1933), была провозглашена Конституция. Позже на смену свободе придет диктатура (Гитлер).  Период Веймарской республики связан с тремя фазами. Те же фазы проходила и пресса: 1. 1918-23 гг - республику разрывают восстания. Экономика на нуле, очень быстро растут цены.  Веймарская конституция провозглашает свободу слова.  1922 г. - закон о том, что газету можно закрывать, если она критикует Вейм. респ.  2. 1923-1919 гг - стабилизация Вейм. респ.  1929г. - Великая депрессия (до этого Америка активно вливала деньги в Германию). 3. 1929-1933 гг - растут экстремистские настроения. Веймарская пресса была очень сильно политизирована, + была характерна очень сильная концентрация.

1919 – Конституция Веймарской республики.

Запрещается много изданий, в том числе даже «Фелькишер Беобахтер» и «Мизбахер Анцайгер».

Ведущими издания становятся:

«Берлинер Тагерблатт»

Основал Рудольф Моссе. Публикация многих ученых, политиков. Распространялась в Берлине и окрестностях. Известный главный редактор – Теодор Вольф. В 1933 резко упал тираж.

«Фоссише Цайтунг»

Никогда не была партийной, но постпенно начала симпатизировать партии прогресса. Политику газеты определял Георг Бернхард. Сильная экономическая часть. Мало объявлений и рекламы. Владельцы – братья Ульштайн. Сотрудничали с видными публицистами (Грассман, Гольдштайн). В числе коров были Манны, Курт Тухольский. В 1932 – затруднения из-за кризиса. Разногласие между братьями Ульштайн и Бернхардом. 1934 – закрытие.

«Дас Тагебух»

Издатель – Лео Шварцшильд. Редактирование – Курт Рейнхольд. Не служил интересам партий, но становится политическо-экономическим еженедельником. Среди читателей – много интеллигенции, студентов. За серию скандальных статей о правительстве в 33 году закрытие. Эмигрировал в США.

«Дер монтаг – морген»

23 – Лео Шварцшильд. Редактор – Штефан Гроссман. Создан в противовес «Монтаг». Откровенность, агрессивность. В 32 году Шварцшильд перестает в нее писать.

Концерн Гугенберга. Альфред Гугенберг был тем самым человеком, который влиял на общественное сознание Германии. Почти 30 лет его концерн – информационная империя – находил, создавал, поставлял, интерпретировал факты жизни реальной. Покинув государственную службу, Гугенберг переехал на промышленный Запад и стал здесь директором одного из франкфуртских банков. Враг демократии и сторонник идей фюреризма Гугенберг оказался подходящей кандидатурой для пропагандистского концерна. С 1 января 1919 г. Гугенберг полностью занялся газетным делом.  В его распоряжении находились многие десятки столичных и провинциальных газет, в том числе «Локаль анцейгер», «Таг», телеграфное агентство «Тель унион» и т. д.  На него возлагалась задача по пропаганде идеологии НСРПГ, партийных документов, правительственной политики, расовых доктрин и т. д. Здесь планировались разнообразные государственные агитационные кампании, проводившиеся с большой помпой. Особенно тщательно планировались и пышно проводились мероприятия с участием Гитлера.