logo
ответы на устный гос

Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.

В теории фотоискусства и фотожурналистики закрепились следующие определения перечисленных выше понятий.

Пространство, ограниченное прямоугольной рамкой матового стекла или видоискателя фотоаппарата называют кадром . Композиция кадра - основополагающая формальная характеристика фотоснимка. Понятие композиции первым ввел в европейское искусствознание Леон-Батиста Альберти в "Трех книгах о живописи" в 1436 году, что композиция снимка вбирает в себя три композиционные структуры: линейную, тональную и цветовую. Для более удобного анализа снимка их часто тоже называют композициями - линейной, тональной, и цветовой. Распределение линейных, световых и цветовых масс в рамке кадра или на картинной плоскости осуществляется как организацией объекта в пространстве кадра, так и выбором точки съемки перед ее объектом. Последнее наиболее часто применяется при хроникально-документальных, репортажных съемках.

Перспектива кадра в первую очередь зависит от: выбора точки съемки;

от трех координат, которые определяют ее положение в пространстве (удаленность, направление и высота).

в ряде случаев - от фокусного расстояния объектива.

Условия событийной съемки, как правило, не позволяют сколь либо продолжительно и тщательно организовывать мизансцены с людьми, оформлять интерьеры, монтировать световые установки, как это делается обычно в павильонных съемках. Поэтому оперативная фотожурналистика берет на вооружение наиболее распространенный в фотографии способ композиционного решения - выбор точки съемки.

Выбирая точку съемки, фотограф находит такое место для установки фотоаппарата и такое его положение по отношению к объекту, при которых событие или любой другой выбранный для съемки объект наиболее правдиво, выразительно, впечатляюще воспроизводится на фотографии. Положение всякой точки в пространстве определяется тремя ее координатами.

Приближение точки съемки к объекту или удаление от него дает эффект изменения масштаба изображения. Выбор расстояния точки съемки до объекта съемки прямо влияет, таким образом, на крупность изображения или же, на языке фотографии, - на крупность плана .В зависимости от того или иного расстояния "субъект-объект", кадры подразделяются на общие, средние и крупные планы. Общие и средние планы характерны для изобразительных обозначений места прохождения события, обрисовки состояний природы, характера деятельности социальных групп, общей характеристики определенной общности людей. Крупные планы детализируют событие, характерные черты в портрете человека и социума. Экспрессивными выразительными средствами в рамках затронутых являются сверхкрупный план и ракурс . Они позволяют фотожурналисту выделить наиболее существенные элементы и детали общей фотокомпозиции, образно акцентировать мысль фоторепортажа или фотокомментария.

Понятие "ракурс" непосредственно связано с высотой точки съемки и с направленностью объектива относительно оси координат. Съемка с нормальных точек зрения - с высоты человеческого роста - является в фотожурналистике общим правилом.

Для придания большей выразительности фотоизображению, воплощения в нем тех художественных идей, о которых говорилось в предыдущих лекциях ( снять корку обыденности, проникнуть внутрь явления, события) используют верхние и нижние точки съемки. При этом или немного, или же весьма существенно деформируется само изображение, гиперболизируются те или иные ее детали и элементы. Фоторпортеров, часто использовавших этот прием выразительности (А.М. Родченко, Б.В. Игнатовича и др.), причисляли к формалистам.