logo
ответы на устный гос

Процесс выпуска номера газеты.

Процесс выпуска газеты делят на редакционный (допечатный) и типографский.

Редакционный процесс включает в себя подготовку текстов и иллюстраций, макетирование, верстку, корректуру, получение конечного редакционного продукта (оригинал – макет, пленка или эл.версия), с которого в типографии будет изготовлена печатная форма для тиражирования издания. Редакционный процесс выпуска номера состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка публикаций. Существует два вида публикаций: текстовые и иллюстрационные. Текстовые делятся еще на несколько групп: журналистские материалы, рекламные, справочные материалы, официальные документы. Их количество определеяется уровнем и типом газеты.

Подготовка текстовых публикаций: Сперва сотрудник в отделе редакции выбирает одну из запланированных тем. Тема обсуждается редколлегией. Журналист готовит материал. Руководитель отдела его оценивает, если надо – дорабатывает. Текст поступает в секретариат на правку и корректуру. Виды правки: правка-обработка, правка-сокращение, правка-переделка, правка-вычитка. Корректура – это процесс исправления ошибок, возникающих в ходе работы над номером. Производится с помощью всех отделов редакции. Далее - главному редактору, его заместителю. В макет.

Иллюстративные материалы включают в себя не только фотографии, но и рисунки, схемы, графики, карты, таблицы, шаржи и проч. Их значение велико, они: акцентируют внимание читателя, ориентируют читателя (в плане темы, например) и служат средством художественного оформления печатных полос.

  1. Подготовка и выпуск номера в целом. Под руководством секретариата редакции.Очень важен график выпуска номера. В него входят: порядок и время сдачи материалов для текущего номера в секретариат или редактору; последний срок сдачи материалов в номер; график сдачи макетов на верстку; время начала и окончания верстки по полосам; чтение и редактура сверстанных полос; вермя подписания полос для вывода на бумажные или пленочные носители, передача в типографию.

Сотрудники секреатариата отбирают уже подготовленные в отделах материалы, производят окончательную правку свежих материалов, подбирают иллюстрации, работают с заголовками, в соответствии с планом номера рисуют его макет, размечают графические средства выделения. Макет номера составляется по полосам. Сначала рисуются внутернние, затем – внешние полосы. Это объясняется тем, что на внешней полосе должны быть всегда самые свежие материалы. Макетирование полос удобнее начинать с крупных материалов – тематических подборок, статей, очерков, корреспонденций, затем размещать иллюстрации, и оставшееся место забивать мелкими материалами. Для того, чтобы присутствовало стилевое единство, разрабатывается композиционно-графическая модель номера. Она состоит из тематической модели (по рубрикам, разделам и темам) и из графической модели.

После того, как макет утвержден на редакционной планерке, работа над номером переходит к верстальщикам, графикам-дизайнерам. На первой полосе публикуются наиболее важные сообщения, оперативная актуальная информация. Разворот (2 и 3 стр) четырехполосной общеполитической газеты заполняется основными проблемными, аналитическими материалами, охватывающими ведущие темы газеты, международную проблематику. Последняя полоса отводится менее информативными и менее объемным публикациям – на темы культуры, спорта, справочным, рекламным материалам. Вот какие бывают формы подачи материалов на полосах: подборка, тематическая страница, разворот, газета в газете, страница-плакат, сменная страница (для разных регионов, например), обменная страница (с редакцией другой газеты, например), объединенная страница (двух редакций с одновременной печатью и в той и в другой газете), тематический номер, несколько выпусков одного номера (для разных регионов).

Виды верстки заголовков: открытая, полуоткрытая (заголовок сдвинут вправо или влево), закрытая (заголовок «утоплен» в текст, закрытый с боков текстом), глухая (заголовок внутри текста), полуглухая (текст окружает заголовок с 3х сторон).

Приемы верстки полосы:планово-композиционный прием (размещение материалов в той последовательности, которая обозначена в плане каждой полосы); традиционный прием (постановка в чердаке и подвале наиболее крупных материалов); гвоздевой прием («гвоздевая» публикация ставится в центре).

Виды верстки полосы: Прямая (материалы имеют четырехугольную форму, все колонки одинаковы по высоте); ломаная (публикации ступенчатой формы); смешанная (прямая и ломанная верстка); вертикальная верстка (материалы на полосах вытянуты сверху вниз); горизонтальная верстка; смешанная.

Газетный дизайн должен следовать этим принципам: подчиненность содержанию, единство стиля, контрастность, пропорциональность в элементах дизайна, направленность восприятия, экономность и сдержанность, экспериментальность, удобочитаемость.

Раньше все эти процессы происходили в типографии, но сегодня перенесены в отдел выпуска редакции. Номер доводят до полной готовности и выводят на пленки, с которых в типографии делают металлические формы.

Типографский процесс выпуска номера: Существует несколько видов печатных форм и способов печати. Высокая печать – печатные элементы возвышаются над пробельными. Используют при печатании журналов, газет, книг. Глубокая печать – печатающие элементы углублены в форме и заполнены краской. Используется для воспроизведения иллюстрированных журналов, текстов, плакатов, открыток и другой изобразительной продукции. Плоская печать – печатающие и пробельные эл-ты находятся на одном уровне, только пробельные эл-ты увлажнены и не воспринимают краску. Используют для многоцветной продукции, причем можно в один прогон печатать с двух сторон. Цифровая печать используется в дополнение к остальным видам. Он удобен тем, что перемены в типографской форме осуществляет компьютер.

Тележурналистика