logo search
Ответы на госы (ред

17. Региональное радиовещание и телевидение в системе российских сми.

В работах по истории, теории и практике журналистики термины «местная», «провинциальная», «периферийная», «региональная» используются как синонимы применительно к губернской, областной и региональной (межгубернской и межобластной) журналистике. Многие трактуют «регион» как административно-территориальное образование, а региональную печать – как периодические издания, выходящие и распространяемые в пределах административной территории.

Региональный фактор распространения является, пожалуй, главным параметром, определяющим качественные и количественные характеристики региональной журналистики, а также организационные условия ее функционирования. Прежде всего, в отличие от общенациональной, федеральной (или так называемой центральной) прессы, региональная журналистика обслуживает информационные потребности той аудитории, которая ограничивается пределами данной части страны, а не всей ее территории.

Политическая и экономическая децентрализация, возникшая вслед за дезинтеграцией СССР, актуализировала проблему расширения местного телевидения и радиовещания Российской Федерации. Реальная независимость потребовала от них упрочения своей самостоятельности в условиях перехода к рыночным отношениям, выработки оптимальной модели местной студии, которая позволила бы телевидению и радиовещанию стать непосредственными соучастниками происходивших перемен в регионе и во всей стране.

Творческий поиск местных студий телевидения начался с отказа от «глобальных», «всеохватывающих» программ, с создания гибкой модели, учитывающей разнообразие местных особенностей.

Вместе с тем на формирование программ заметно влиял переход к рыночным отношениям, которые параллельно с внедрением многоукладности в экономическую жизнь региона способствовали утверждению здесь различных форм собственности в области электронной прессы. Основными из них стали государственная, государственно-кооперативная, акционерная, частная, принадлежащая отдельному владельцу или группе лиц.

К началу 90-х гг. относится формирование в регионах системы государственного и коммерческого телевидения. Причем второй тип местного вещания развивался более интенсивно. И это вполне понятно: телезрителя не устраивала информация, поступающая только от одного телеканала.

Многопрограммность местного телевидения, базирующаяся на различных источниках финансирования, стала реальностью. В основе многопрограммности лежали тематический, адресный, территориальный, национальный, временной признаки.

Аудитория у государственного и коммерческого телевидения одна. Региональное вещание оказывает на нее ощутимое воздействие, поскольку телевидение сохраняет за собой статус наиболее распространенного источника информации. В региональной системе СМИ коммерческие телеканалы привлекают зрителей различными информационными и культурно-развлекательными программами.

В системе региональных СМИ радио продолжает оставаться самым массовым, оперативным и широкодоступным средством информирования различных слоев населения. По структуре региональное радиовещание подразделяется на республиканское, краевое, областное, городское и районное. Имевшееся ранее фабрично-заводское радиовещание с начала 90-х гг. прекратило свое существование. Несмотря на то, что все структурные звенья регионального радио представляют собой местные средства массовой информации, программы городских и районных редакций радиовещания оказываются наиболее приближенными к интересам слушателей. Причины во многом связаны с резким падением тиражей местных периодических изданий, повышением цен на них, закрытием некоторых городских и районных газет. Радио осталось единственным источником информации о жизни города, района.

Содержание программ местного радиовещания в значительной степени зависит от положения редакций. Те, кто входит в структуру государственного вещания, в большинстве своем остаются приверженцами сложившихся в прошлые десятилетия программ передач, их содержания. Как и раньше, они опаздывают с передачей оперативной информации. Так, Ставропольское краевое радио редко поднимает острые, злободневные проблемы, дает преимущественно информацию из городов и плохо освещает жизнь отдаленных районов, сильно отстает с освещением событий.

В девяностые годы создаются новые телевизионные каналы. Так, внутри областного телевидения, прежде «единого и неделимого», зарождается «Регион», который вскоре становится самостоятельной структурой с интересным творческим коллективом. Затем появляются «Планета», «Орен-ТВ». А сегодня в области насчитывается более двадцати студий телевидения, имеющие лицензии на вещание. Они есть в Оренбурге и Орске, Новотроицке и Бузулуке, Сорочинске и Кувандыке, Саракташе, Тюльгане, Шарлыке, в других районах Оренбуржья.