logo
Ответы на госы (ред

98. Актуальные проблемы современной науки и журналистика.

Наука рассматривается как:

- институт;

-метод;

- накопление традиционного знания;

- важный фактор поддержки и развития производства;

- фактор формирования отношения к миру и человеку;

- фактор развития общества.

Английский термин "ученый" и "наука" ввел Уильям Уэвелл в книге "Философия индуктивных наук".

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является создание и систематизация объективных знаний о действительности, одна из форма общественного сознания, включающая:

1. деятельность по получению нового знания;

2. результат этой деятельности - сумма знаний, лежащих в основе картины мира;

3. обозначение отраслей научного знания.

Сегодня журналистика является отражением не только бытовой и светской сторон жизни, но и новейших достижений в науке и технике. Причиной этому служит распространение демократических принципов правления в большинстве цивилизованных стран, вследствие чего население имеет право на получение любой информации. А государство, соответственно, обязано эту информацию предоставлять. Большинство ученых, занимающихся изучением журналистики и сферы коммуникации, сходятся во мнении, что СМИ непосредственно влияют на познание человеком окружающего мира, выработку человеческих ценностей, социализацию личности, просвещение и воспитание, распространение культуры, отмечают регулятивное и контрольное участие СМИ в управлении общественными процессами, в социальной защите людей, снабжении каждого индивидуума утилитарными сведениями, указывают на гедонистическое значение журналистики.

Научно-техническая культура - предмет внимания научно-популярных, просветительских и образовательных разделов газет и журналов, радио и телевидения, а в последнее время и всемирной сети Интернет. Занимательно, что в последнее время все большее внимание уделяется именно научной журналистике, причиной чему может послужить тот факт, что все человеческое общество с каждым днем потребляет все больше информации, и зачастую эта информация носит научный характер.

В основном, о науке постоянно пишут федеральные издания, такие как «Газета», «Российская газета», «Известия», «Независимая газета» (в этих газетах существуют постоянные приложения «Наука»). Редакции указанных изданий обращают внимание не только на информационные поводы, а публикуют и проблемные материалы на разные научные и околонаучные проблемы. Специфично рассказывает о науке массовая пресса: «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Московский комсомолец» и некоторые другие газеты и журналы. Ее тематические акценты смещены в сторону потребительского применения научных достижений. Так, часто речь идет о новейших результатах, полученных в медицине, чтобы направить их на пользу человеку при борьбе с различными заболеваниями и т.д. Научно-популярные издания, такие как «Техника молодежи», «Наука и жизнь», «Знания – сила», «Вопросы философии» и другие. Там публикуется много интересных фактов, мнений, предложений. Когда мы говорим о радиопрограммах, посвященных научным темам, мы имеем в виду информационные станции: «Радио России», «Маяк», «Русскую службу новостей», «Голос России», «Эхо Москвы», «Радио Свобода». В эфире каждой из них есть одна или две передачи, в которых речь идет о достижениях в области науки. Например, на радио «Эхо Москвы» существует постоянная передача «Гранит науки» (ведущая Марина Аствацатурян), в которой она кратко ведет речь о недавних научных открытиях. Рубрика «Новости науки» выходит в эфир «Радио России» несколько раз в будние дни. Интернет: элементы (фундаментальные науки), Газета.ру (наука), Новости науки.

Проблема: не обо всех открытиях можно рассказать на доступном для массового читателя уровне. Основную часть научно-популярных материалов у нас создают журналисты, причем зачастую именно журналисты по образованию - без опыта научной работы и без специальных знаний. Крайне важно иметь как можно более полный набор изданий, рассказывающих о науке на все более и более популярном уровне. Иначе, мы получаем популярные материалы, изобилующие грубыми ошибками, крайне непрофессиональной терминологией, да и просто неверным изложением сути открытия. Также необходимо общение с экспертами

Проблема: многие крайне интересные научные результаты проходят мимо нас - неспециалистов в каких-то областях - просто потому, что наших знаний и/или интеллекта не хватает, чтобы их оценить. С учетом многоступенчатости процесса популяризации также происходит следующее. На каждом этапе мы имеем не только упрощение материала, неразделимо связанное во многих случаях (в первую очередь, если речь идет о теоретических результатах) с потерей существенных деталей. Происходит еще и отбор материала. Причем одним из вопросов, на которые отвечает отбирающий, является и такой: «в чем я могу детально разобраться и рассказать популярно?» Это приводит к тому, что кое-что не доходит до массового читателя просто из-за недостаточной подготовки популяризаторов.

Проблема: повышенное внимание ТВ к псевдонауке. На экране то астрологи, то различные предсказатели будущего, то фильмы, рассказывающие о личной жизни ученых, а не об их повседневной работе…

Проблема: Потребительское отношение. Человек ждет быстрой отдачи в виде а) новых изделий, облегчающих жизнь, б) крепежных интеллектуальных материалов для непротиворечивой картины мира. Ждет халявы в самом прямом смысле: «Драный коллайдер? очень большая штуковина, сколько бабок грохнули! Лучше бы мне отдали!».

Специфика работы редакций и журналистов, освещающих научную проблематику:

1. Малый объем освещения науки («Наука производства», «От идеи до внедрения», «Ученый отвечает читателю», передачи «Очевидное, невероятное»).

2. Некомпетентность.

3. Легковесность, малосодержательность.

4. Погоня за сенсацией.

Проблемы и свойства современной науки.

1. Объем и качество информации. Рост информации – проблема.

Прайс: объем информации не увеличивается, объем увеличивается пропорционально всему остальному.

2. Соотношение фундаментальных и прикладных наук; их место и роль в обществе. Недостаточное финансирование. Фундамент-я наука – дело госуд-ва.

3. Внедрение результатов научных работ в практику. «третье звено» - организация, которая берет научное изобретение и внедряет его в практику.

4. Эффективность науки. Стоимость научных исследований растет пропорционально числу исследователей.

В науке увеличивается число ученых - снижается производительность.

Индекс и глубина цитирования.

5. Наука в условиях рыночной экономики:

- финансирование науки

- «перекачка» мозгов.

6. Человек в науке. Художники и мыслители. Романтики и скептики. Лжеученые. Присваивание степени д. б. государственным делом.

7. Восприятие научной информации. Норберт Винер (основатель кибернетики): «Для людей ценна лишь та часть информации, которую они могут воспринять».

Морально-этические проблемы науки.

1. приоритет. Роберт Гук говорил Ньютону о его законах еще раньше, в письмах. Но изобретателем этих законов признают Ньютона. Изобрел микроскоп, прибор для измерения углов, морских глубин.

2. жизнь и судьба ученого. Морзе был беден.

3. ответственность ученого. Опыты врачей на себе. Ядерное оружие.

4. аморальные поступки, преступления. Продажа дипломов, диссертации, воровство научных идей, столкновение личности и власти.

Наука и власть, наука и политика.

Наполеон создал деревню, куда собрал различных ученых. При монархе система науки зависит от него самого. «Философский корабль им. Ленина» (на который сослали ученых).

В 1928 г. – специальная комиссия по чистке. 127 ученых погибли во время блокады Ленинграда.

«Вредные» науки: генетика, социология, кибернетика, агрономическая наука.

Закрытые ученые, закрытые НИИ, города. Опасность приспособить науку к нуждам власти остается.

Тенденции развития науки новейшего времени.

1. Чередование эволюционного и революционного путей развития. 20-е гг. 20 в. – взрыв в науке: Резерфорд, Ландау, Эйнштейн, братья Кюри.

2. Общественное разделение труда в науке по используемым методам: теоретики и экспериментаторы.

3. По выполняемым функциям: собственно исследователи, информационные работники и организаторы.

4. Усиление роли государства в развитии науки.

5. Быстрый рост числа профессиональных ученых.

6. Коллективный характер научного творчества.

7. Быстрый рост материальных затрат на научные исследования, применение сложного дорогостоящего оборудования из-за сложности исследований.

8. Быстрое сокращение сроков внедрения достижений науки в практику.