98. Актуальные проблемы современной науки и журналистика.
Наука рассматривается как:
- институт;
-метод;
- накопление традиционного знания;
- важный фактор поддержки и развития производства;
- фактор формирования отношения к миру и человеку;
- фактор развития общества.
Английский термин "ученый" и "наука" ввел Уильям Уэвелл в книге "Философия индуктивных наук".
Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является создание и систематизация объективных знаний о действительности, одна из форма общественного сознания, включающая:
1. деятельность по получению нового знания;
2. результат этой деятельности - сумма знаний, лежащих в основе картины мира;
3. обозначение отраслей научного знания.
Сегодня журналистика является отражением не только бытовой и светской сторон жизни, но и новейших достижений в науке и технике. Причиной этому служит распространение демократических принципов правления в большинстве цивилизованных стран, вследствие чего население имеет право на получение любой информации. А государство, соответственно, обязано эту информацию предоставлять. Большинство ученых, занимающихся изучением журналистики и сферы коммуникации, сходятся во мнении, что СМИ непосредственно влияют на познание человеком окружающего мира, выработку человеческих ценностей, социализацию личности, просвещение и воспитание, распространение культуры, отмечают регулятивное и контрольное участие СМИ в управлении общественными процессами, в социальной защите людей, снабжении каждого индивидуума утилитарными сведениями, указывают на гедонистическое значение журналистики.
Научно-техническая культура - предмет внимания научно-популярных, просветительских и образовательных разделов газет и журналов, радио и телевидения, а в последнее время и всемирной сети Интернет. Занимательно, что в последнее время все большее внимание уделяется именно научной журналистике, причиной чему может послужить тот факт, что все человеческое общество с каждым днем потребляет все больше информации, и зачастую эта информация носит научный характер.
В основном, о науке постоянно пишут федеральные издания, такие как «Газета», «Российская газета», «Известия», «Независимая газета» (в этих газетах существуют постоянные приложения «Наука»). Редакции указанных изданий обращают внимание не только на информационные поводы, а публикуют и проблемные материалы на разные научные и околонаучные проблемы. Специфично рассказывает о науке массовая пресса: «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Московский комсомолец» и некоторые другие газеты и журналы. Ее тематические акценты смещены в сторону потребительского применения научных достижений. Так, часто речь идет о новейших результатах, полученных в медицине, чтобы направить их на пользу человеку при борьбе с различными заболеваниями и т.д. Научно-популярные издания, такие как «Техника молодежи», «Наука и жизнь», «Знания – сила», «Вопросы философии» и другие. Там публикуется много интересных фактов, мнений, предложений. Когда мы говорим о радиопрограммах, посвященных научным темам, мы имеем в виду информационные станции: «Радио России», «Маяк», «Русскую службу новостей», «Голос России», «Эхо Москвы», «Радио Свобода». В эфире каждой из них есть одна или две передачи, в которых речь идет о достижениях в области науки. Например, на радио «Эхо Москвы» существует постоянная передача «Гранит науки» (ведущая Марина Аствацатурян), в которой она кратко ведет речь о недавних научных открытиях. Рубрика «Новости науки» выходит в эфир «Радио России» несколько раз в будние дни. Интернет: элементы (фундаментальные науки), Газета.ру (наука), Новости науки.
Проблема: не обо всех открытиях можно рассказать на доступном для массового читателя уровне. Основную часть научно-популярных материалов у нас создают журналисты, причем зачастую именно журналисты по образованию - без опыта научной работы и без специальных знаний. Крайне важно иметь как можно более полный набор изданий, рассказывающих о науке на все более и более популярном уровне. Иначе, мы получаем популярные материалы, изобилующие грубыми ошибками, крайне непрофессиональной терминологией, да и просто неверным изложением сути открытия. Также необходимо общение с экспертами
Проблема: многие крайне интересные научные результаты проходят мимо нас - неспециалистов в каких-то областях - просто потому, что наших знаний и/или интеллекта не хватает, чтобы их оценить. С учетом многоступенчатости процесса популяризации также происходит следующее. На каждом этапе мы имеем не только упрощение материала, неразделимо связанное во многих случаях (в первую очередь, если речь идет о теоретических результатах) с потерей существенных деталей. Происходит еще и отбор материала. Причем одним из вопросов, на которые отвечает отбирающий, является и такой: «в чем я могу детально разобраться и рассказать популярно?» Это приводит к тому, что кое-что не доходит до массового читателя просто из-за недостаточной подготовки популяризаторов.
Проблема: повышенное внимание ТВ к псевдонауке. На экране то астрологи, то различные предсказатели будущего, то фильмы, рассказывающие о личной жизни ученых, а не об их повседневной работе…
Проблема: Потребительское отношение. Человек ждет быстрой отдачи в виде а) новых изделий, облегчающих жизнь, б) крепежных интеллектуальных материалов для непротиворечивой картины мира. Ждет халявы в самом прямом смысле: «Драный коллайдер? очень большая штуковина, сколько бабок грохнули! Лучше бы мне отдали!».
Специфика работы редакций и журналистов, освещающих научную проблематику:
1. Малый объем освещения науки («Наука производства», «От идеи до внедрения», «Ученый отвечает читателю», передачи «Очевидное, невероятное»).
2. Некомпетентность.
3. Легковесность, малосодержательность.
4. Погоня за сенсацией.
Проблемы и свойства современной науки.
1. Объем и качество информации. Рост информации – проблема.
Прайс: объем информации не увеличивается, объем увеличивается пропорционально всему остальному.
2. Соотношение фундаментальных и прикладных наук; их место и роль в обществе. Недостаточное финансирование. Фундамент-я наука – дело госуд-ва.
3. Внедрение результатов научных работ в практику. «третье звено» - организация, которая берет научное изобретение и внедряет его в практику.
4. Эффективность науки. Стоимость научных исследований растет пропорционально числу исследователей.
В науке увеличивается число ученых - снижается производительность.
Индекс и глубина цитирования.
5. Наука в условиях рыночной экономики:
- финансирование науки
- «перекачка» мозгов.
6. Человек в науке. Художники и мыслители. Романтики и скептики. Лжеученые. Присваивание степени д. б. государственным делом.
7. Восприятие научной информации. Норберт Винер (основатель кибернетики): «Для людей ценна лишь та часть информации, которую они могут воспринять».
Морально-этические проблемы науки.
1. приоритет. Роберт Гук говорил Ньютону о его законах еще раньше, в письмах. Но изобретателем этих законов признают Ньютона. Изобрел микроскоп, прибор для измерения углов, морских глубин.
2. жизнь и судьба ученого. Морзе был беден.
3. ответственность ученого. Опыты врачей на себе. Ядерное оружие.
4. аморальные поступки, преступления. Продажа дипломов, диссертации, воровство научных идей, столкновение личности и власти.
Наука и власть, наука и политика.
Наполеон создал деревню, куда собрал различных ученых. При монархе система науки зависит от него самого. «Философский корабль им. Ленина» (на который сослали ученых).
В 1928 г. – специальная комиссия по чистке. 127 ученых погибли во время блокады Ленинграда.
«Вредные» науки: генетика, социология, кибернетика, агрономическая наука.
Закрытые ученые, закрытые НИИ, города. Опасность приспособить науку к нуждам власти остается.
Тенденции развития науки новейшего времени.
1. Чередование эволюционного и революционного путей развития. 20-е гг. 20 в. – взрыв в науке: Резерфорд, Ландау, Эйнштейн, братья Кюри.
2. Общественное разделение труда в науке по используемым методам: теоретики и экспериментаторы.
3. По выполняемым функциям: собственно исследователи, информационные работники и организаторы.
4. Усиление роли государства в развитии науки.
5. Быстрый рост числа профессиональных ученых.
6. Коллективный характер научного творчества.
7. Быстрый рост материальных затрат на научные исследования, применение сложного дорогостоящего оборудования из-за сложности исследований.
8. Быстрое сокращение сроков внедрения достижений науки в практику.
- 1. Журналистика как деятельность и социальный институт.
- 2. Журналистика в современном обществе.
- 3. Основы классификации журналистских жанров.
- 4. Информационные жанры периодической печати и их виды.
- 5. Аналитические жанры периодической печати и их виды.
- 6. Художественно-публицистические жанры периодической печати и их виды.
- 7. Жанровые особенности теле- и радиовещания.
- 8. Журналистское расследование: особенности и методы.
- 9. Основные функции прессы.
- 10. Государственная политика в информационной сфере.
- 11. Информационная безопасность общества. Доктрина информационной безопасности рф.
- 12. Проблема формирования единого информационного пространства в Российской Федерации.
- 13. Пресса и политическая культура.
- 14. Сми на выборах региональных уровней. Правовые и этические ограничения.
- 15. Журналистика в политических процессах.
- 16. Региональная пресса в системе российских сми.
- 17. Региональное радиовещание и телевидение в системе российских сми.
- 18. Вопросы становления и развития деловой журналистики в регионе.
- 19. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.
- 20. Свобода и социальная ответственность прессы.
- 21. Профессиональная культура журналиста.
- 22. Методы, способы, практика саморегулирования журналистского сообщества.
- 23. Критерии типологизации сми. Типологизация периодической печати, теле- и радиопрограмм.
- 24. Актуальная проблематика федерального и регионального телерадиовещания. Программа и сетка вещания.
- 25. Методы и способы журналистской деятельности.
- 26. Особенности использования в журналистике теоретических и эмпирических методов познания действительности.
- 27. Социологические методы в деятельности журналиста.
- 28. Журналистика и общественное мнение. Методы и способы воздействия прессы на общественное мнение.
- 29. Медиаизмерения. Технология и техника. Особенности медиаизмерений в массовой телекоммуникации.
- 30. Объективность как позиция журналиста. Способы обеспечения объективности.
- 31. Взаимодействие журналистики и массового сознания.
- 32. Эффективность периодической печати и электронных сми. Методы её оценки.
- 33. Основы взаимоотношения журналиста и аудитории: социально-психологический аспект.
- 34. Психологический фактор в журналистской деятельности и в работе редакционного коллектива.
- 35. Основы правовой регламентации массовой информации.
- 36. Гражданское общество и пресса.
- 37. Основы взаимодействия прессы и власти.
- 38. Этические нормы отношения журналиста с источниками информации.
- 39. Журналистика и экономический фактор. Процессы монополизации и концентрации в сми.
- 40. Особенности освещения в сми экономической проблематики.
- 41. Основные требования к языку и стилю журналистского произведения.
- 42. Критерии оценки журналистских произведений.
- 43. Композиционные приёмы журналистских произведений.
- 44. Основы взаимоотношений сми и государственной власти.
- 45. Основные технологические этапы в подготовке и выпуске газеты. Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- 46. Основные принципы и приёмы подготовки теле- и радиопрограмм.
- 47. Современная электронная редакционно-издательская техника. Работа журналиста в Интернете.
- 48. Основные принципы оформления газеты.
- 49. Графическая концепция и дизайн различных типов периодических изданий.
- 50. Иллюстрация в газете и журнале.
- 51. Тема и идея журналистского произведения.
- 52. Реклама в прессе. Организация работы рекламных служб и служб рr.
- 53. Редактирование газетного текста. Законы логики в редактировании текста. Взаимоотношения редактора с автором текста.
- «Костюмчик мой с иголочки взгляни же на меня»
- 54. Роль редактора в подготовке теле- и радиопередач.
- 55. Специфика работы журналиста в кадре и эфире.
- 56. Основные этапы подготовки журналистского произведения. Виды и техника редактирования.
- 57. Возникновение печати в России: рукописная газета «Куранты», «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Примечания» к ним.
- 58. Журналы, выходившие при Московском университете под руководством м.М. Хераскова. «Трудолюбивая пчела» а.П. Сумарокова.
- 59. Журналистика 1769-1774 гг. Журнал «Всякая всячина», «Поденщина», «Смесь» и др.
- 60. Просветительская и журналистская деятельность н.И. Новикова.
- 61. Журналы и.А. Крылова.
- 62. Общая характеристика журналистики начала XIX века.
- 63. Декабристы в изданиях: «Сын Отечества», «Полярная звезда», «Мнемозина» и др.
- 64. Журналистская деятельность а.С. Пушкина. Роль а.С. Пушкина в формировании литературного журнала и альманаха нового типа.
- 65. В.Г. Белинский - журналист в 30-е и 40-е годы XIX века.
- 66. Общая характеристика журналистики 40-х гг. XIX века. «Отечественные записки» в 1840-е годы.
- 67. «Молодая редакция» журнала «Москвитянин»: деятельность а.Н. Островского, Ап. Григорьева и др.
- 69. Журнал «Современник» в 60-е годы XIX века. «Великий раскол», демократический и либеральный составы редакции.
- 70. Сатирический отдел «Современника» - «Свисток»
- 71. Русская сатирическая журналистика в 60-е годы XIX века
- 72. «Отечественные записки» в 70-80-е годы XIX века после «перехода» к н. А. Некрасову и м. Е. Салтыкова-Щедрину.
- 73. Деятельность в.Г. Короленко в журналах «Русское богатство», «Мир божий». Послеоктябрьская публицистика. Письма к а.В. Луначарскому.
- 75. Участие а.М. Горького в газетах и журналах конца XIX –начала XX веков. Специфика работа в журнале «Жало», в изданиях «Летопись», «Современник», «Новая жизнь».
- 76. Журналистика конца XIX - начала XX века: направления, издания. Альманахи. Издания модернистов. Сатирические журналы: «Сатирикон», «Новый сатирикон»
- 77. Возникновение оренбургской журналистики
- 78. Февральская революция в России 1917 года и периодическая печать.
- 79. Журналистика в первые месяцы после Октябрьского переворота в России. Борьба с оппозиционными изданиями. Революционный трибунал печати. Декрет о печати.
- 80. Формирование советской прессы в годы коллективизации, индустриализации, первой и второй пятилеток. Структура прессы. Место и значение тюремной периодики.
- 81. Фронтовая и армейская пресса в годы Великой Отечественной войны.
- 82. Тема восстановления и дальнейшего подъёма народного хозяйства в советской прессе 40-х - 50-х гг. XX века.
- 83. Развитие структуры сми в послевоенные годы. Подготовка журналистских кадров.
- 84. «Комсомольская правда» при а.И. Аджубе
- 85. Отечественная журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности.
- 86. Журналистика в условиях демократизации и гласности (вторая половина 80-х - начало 90-х годов XX века).
- 87. Российские сми в 90-х годах 20 века
- Конституция Российской Федерации Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Статья 29 Каждому гарантирует свободу слова и мысли, гарантирует свободу сми и отменяет цензуру.
- 88. История становления и развития оренбургского телерадиовещания.
- 89. Возникновение журналистики и этапы её развития.
- 90. Рукописные издания Средневековья. Изобретение книгопечатания. Первые периодические издания и появление института цензуры в Западной Европе.
- 91. Журналистика в XVII - XVIII вв. В Западной Европе и Америке. Появление ежедневной газеты.
- 92. Пресса стран Европы и сша в первой половине XX века. Развитие техники сми.
- 93. Пресса зарубежных стран в период второй мировой войны.
- 94. Пресса зарубежных стран в послевоенные годы и в условиях «холодной войны».
- 95. Тенденции развития журналистики в современном мире.
- 96. Процесс концентрации и децентрализации в сфере сми. Транснациональные корпорации. Журналистика и Интернет.
- 97. Актуальные проблемы современности и журналистика.
- 98. Актуальные проблемы современной науки и журналистика.
- 99. Закон Российской Федерации о сми. Государственное регулирование в ми.
- 100. Кодекс профессиональной этики современного российского журналиста. Мировые кодексы профессиональной деятельности.