logo
Ответы на госы (ред

46. Основные принципы и приёмы подготовки теле- и радиопрограмм.

Сегодня телеканалы могут самостоятельно принимать решения по формированию программной политики, руководствуясь корпоративными интересами и политической целесообразностью. В результате достаточно часто зрителю предлагаются передачи, соответствующие формуле «4 С» («секс», «скандалы», «страх», «смерть»), что обусловлено прежде всего  коммерциализацией вещания, борьбой за рейтинги. Ведь главная задача любого телеканала – привлечение и удержание внимание зрителя. Особенно отрицательно такая «продукция» влияет на психику детей и подростков. Даже современные мультфильмы порой имеют недопустимо высокий «коэффициент жесткости». 

Разработке новой телепрограммы:

1. Планирование –составлением планов телепрограммы, которые содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность действий, ресурсы и время выполнения работ.

2. Организация – формирования структуры телепрограммы, а также обеспечению всем необходимым для его осуществления: персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. 3. Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей телепрограммы. 4. Контроль – количественная и качественная оценка результатов работы организации.

5. Координация – функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность.

В состав творческой группы телепрограммы должны входить: Продюсер, который: вырабатывает вместе с авторами концепцию телевизионного проекта, оптимальную тактику его производства и проката; рассматривает и принимает литературный, режиссерский сценарий и постановочный проект сюжетов и передачи в целом; осуществляет поиск необходимых для реализации проекта ресурсов, в том числе денежных, и контроль за рациональным их использованием; формирует творческий коллектив и осуществляет подбор производственного персонала, организует их работу; руководит процессом создания передачи; организует комплекс мероприятий по изучению медиарынка, с учетом спроса и эффективного продвижения готового продукта потребителю и др.;

Оператор, который: осуществляет творческий производственный процесс подготовки и создания телевизионных программ, реализуя средствами операторского искусства воплощение авторского и режиссерского замыслов; обеспечивает высокий художественный уровень и изобразительные решения телевизионных программ и видеофильмов различных жанров, а также техническое качество изображения; проводит съемку телевизионных программ; руководит операторской группой, ведущей телевизионную съемку; контролирует качество отснятого материала и др;

Монтажер, который: осуществляет творческий процесс монтажа телевизионной передачи; обеспечивает высокое качество монтажа; осуществляет монтаж всех звуковых материалов (музыки, реплик, шумов и т.п.). Оформляет программы, определяет и утверждает «шапку» программы, подбирает заставкии др;

Журналист, который: готовит информацию для телепрограммы; осуществляет  подготовку информационных материалов на заданные темы; готовит вопросы для интервью, назначает встречи, выезжает на место их проведения; обрабатывает информацию, собранную в ходе интервью, представляет ее в виде материалов определенного жанра; производит проверку достоверности информации; редактирует материалы, следит за точностью фактических данных; готовит информационные материалы в соответствии с графиком работ;

Дизайнер, которому присущи следующие обязанности: осуществляет своевременное и качественное выполнение художественно- оформительских работ по заказам организации (клиентов); разрабатывает проекты художественного и технического оформления исходя из информации, полученной от непосредственного руководителя или  клиента (об адресной аудитории, о сроках выполнения, о требуемом качестве и др.); составляет эскизы и выполняет работы по художественному оформлению публикаций различного характера, проектов, отчетов, информационных и рекламных материалов; разрабатывает эскизы упаковки, товарных знаков. (Все это на примере какой-нибудь передачи, детской, документальной и др.)

НОВОСТИ. Верстка – (газетный термин, заимствованный телевидением) сборка воедино всей программы с учетом факторов актуальности устных и видеоматериалов, продолжительности каждого материала и возможного сокращения того или иного материала, необходимости перебивок (заставок). [7]

Верстка выпуска является одной из важнейших составляющих выпуска новостей. В большинстве случаев выпуски новостей укладываются в формат 10-20 минут. В типичном случае наиболее важные новости попадают в начало выпуска, сюжеты очеркового плана, более длинные, большего объема сюжеты попадают в среднюю часть (в разной последовательности могут выделяться в блоки официальные сообщения, экономические новости, международные события и т.д.); культурные новости отходят на конец выпуска. Далее идет спортивный репортаж и прогноз погоды. Соблюсти логическую связь между следующими друг за другом сюжетами удается далеко не всегда: телевидение не может представить реальность «линейно». Однако «соседство» различных материалов в выпуске почти никогда не бывает случайным: либо сообщения дополняют друг друга, либо создают определённый информационный контраст.

В любом случае, приоритетами при отборе материала являются два фактора:

  1. Определение иерархии по значимости событий – исходя из этого фактора, принимается, в частности, решение о том, прозвучит ли информация о каком-то событии в эфире подробно, коротко, либо вообще не прозвучит;

  2. При принятии решения о необходимости включения в программу данной конкретной темы, на первое место ставится определение возможности выдать в эфир собственные материалы редакции.

РАДИО. Одна из важнейших особенностей вещания – его программность. Радиопрограмма дня создает многомерность, разнообразие, динамику, взаимосвязи ее частей – всего объема вещания, куда входят и общественно-политические, и документально-художественные, и художественные, и музыкальные передачи. А главное – радиопрограмма дня влияет на восприятие слушателем ее отдельных частей, она создает особый контекст взаимодействия передач при их прослушивании.

Информационные выпуски составляют основу программы дня, образно говоря, ее «скелет». Выпуски эти не изолированы в радиопрограмме дня даже с точки зрения восприятия новостей. Они дополняются комментариями, обозрениями, беседами с самым широким кругом людей. Информация живет в программах в самых разных формах.

Выпуски новостей не являются чем-то застывшим по своей форме, меняются объем их звучания и, естественно, подходы к отражению событий, уровень объективности, характер подачи, степень зависимости радиоорганизаций от политической системы общества. Более того, как наиболее мобильные, значимые – выпуски новостей отражают не только саму информационную политику, но влияют на другие программы.

Выпуск новостей в самом общем виде – это набор радиосообщений и материалов, углубляющих, развивающих их. Он имеет постоянное место в эфире. Это очень важно для организации внимания аудитории. Слушатель должен знать, когда и где найдет он в эфире свежие новости. Так, радиостанция «Радио России» передает выпуски новостей каждые полчаса, а «Эхо Москвы» – каждые 15 минут, и в различные отрезки времени эти выпуски различны, в первую очередь по объему передаваемой информации и по ее группировке.

Выпуск имеет свое «фирменное» звуковое оформление. Заставку или, как еще говорят радиожурналисты, «шапку», музыкальные разбивки (музыканты называют этот материал «музыкальными обоями»). Такое специальное оформление выделяет информационный выпуск из других передач. Не рекомендуется часто менять звуковое оформление: слушатель должен привыкнуть к его звучанию и настраиваться на него. Знакомый сигнал привлекает его внимание. Он должен быть коротким, музыкально ярким, насыщенным, динамичным и психологически настраивать слушателя на восприятие этой программы. Думается, многие слушатели помнят музыкальную заставку радиостанции «Би-Би-Си» – она существует на радио долгие годы. Музыкальная заставка – это звуковая визитная карточка программы. Ее повторение дает возможность внутренне подготовиться к прослушиванию новостей. Разбивка, как короткая музыкальная рубрика, дает возможность «отбить» один блок новостей от другого. Блоки обычно объединяют сообщения на разные темы: политические, экономические, культурные, спортивные, рекламные.

По характеру материала, его объему, тематике, охвату событий, значимости, оперативности – выпуски новостей делятся на следующие: общие; тематические; специальные; экстренные.

Общие содержат самую разнообразную информацию. Их цель дать движущуюся панораму событий. Это самые распространенные программы. Они представляют интерес для широкой аудитории, так как знакомят слушателей со спектром новостей, дающих представление о положении в стране и в мире.

Тематические выпуски содержат рассказ о том, что происходит в области экономики, финансов, искусства, спорта и т.д. Они привлекают внимание тех слушателей, кто в большей степени интересуется этими сферами жизни. Такие выпуски дают радиоканалы, вещающие или круглосуточно, или большую часть суток.

Специальные выпуски посвящены крупным событиям: спортивным соревнованиям мирового уровня (Олимпиады, чемпионаты, фестивали, кинофорумы и т.д.). Они содержат более подробную информацию о том, что происходит на этих крупнейших мероприятиях.

Экстренные выпуски новостей обусловлены необходимостью самого оперативного сообщения об очень важных событиях (например, отставке Президента, Премьер-министра).

Важнейшим фактором работы информационной службы является отбор новостей. Аудитории должны предлагаться самые важные, значительные, интересные новости. Выпускающий редактор, составляя выпуски, решает двоякую задачу: отражает панораму событий и создает у слушателя представление об информационной картине дня. Такая работа требует высокой квалификации, большого опыта, хорошей ориентации в политической обстановке. Именно отбор, монтаж и подача новостей создают информационную политику радиостанции.