20. Свобода и социальная ответственность прессы.
Свобода журналистики – это свобода ставить вопросы, обсуждать наиболее острые социальные противоречия, критиковать действия правительства и других государственных или частных учреждений, когда эти действия угрожают общественным интересам, подвергать сомнению бездействия властей или злоупотребление властью.
Таким образом, журналистика выполняет функцию общественного контроля за деятельностью власти, а также – информирует общество, воспитывает, развлекает и т.д.
Концепция социальной ответственности сформировалась тогда, когда журналистика стала массовой, стала социальным институтом. Положение о социальной ответственности входит практически во все кодексы профессиональной этики журналиста. В российском кодексе профессиональной этики журналиста положение о социальной ответственности журналиста сформулировано в первой статье первой главы (принципы профессиональной этики). “Журналист ответствен перед читателями, зрителями, слушателями, а также перед обществом в целом в лице его конституционных институтов за содержание сообщений, предлагаемых им для обнародования, за правдивое и своевременное информирование аудитории об актуальных проблемах, представляющих общественный интерес. Обеспечение права граждан на информацию - первейшая обязанность журналиста. Недопустимо использование СМИ в ущерб интересам общества, правам и законными интересам личности, для проповеди войны и насилия, национальной, социальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также для манипулирования общественным мнением и монополизации гласности”.
В Международных принципах профессиональной этики журналиста, принятых в Париже 20 ноября 1983, положение о социальной ответственности сформулировано в принципе 3: В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Журналист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответствен не только перед теми, кто контролирует СМИ, но прежде всего перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием”.
С точки зрения общества, долг журналиста - высокий долг, и нужно быть честным по отношению к нему.
По мере развития гражданского общества и правового государства, обнаруживалось, что при сохранении принципиальных основ свободы массово-информационной деятельности, требуется правовое регулирование деятельности СМИ, а это ведет к формированию концепции ответственности свободы СМИ. Не случайно сразу после провозглашения свободы информации и декларации об отсутствии цензуры в конституции ФРГ констатируется, что границы этих прав указываются предписаниями общих законов. Это означает, что законодательная власть имеет право издавать законы и тем самым регламентировать рамки свободной деятельности СМИ, бороться против злоупотребления ими свободой слова. Точно так же обстоит дело и в США. Несмотря на конституционный запрет издавать законы, ограничивающие свободу печати и слова, в США существует множество актов, определяющих границы использования свободы слова. Итак, закон на страже охраны интересов государства, охраны прав и законных интересов личности. В соответствии с законом РФ о СМИ “не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны”.
Сегодня можно говорить о свободе журналистики от политической цензуры (контроль официальных властей за содержанием, выпуском и распространением печатной продукции, с тем, чтобы не допускать распространение идей и сведений, признаваемых вредными этими властями). Однако говорить о полной свободе журналистики пока еще рано, так как на сегодняшний день мы можем наблюдать следующую ситуацию: контент СМИ напрямую зависит от мнения спонсора, то есть можно говорить о наличии своеобразной коммерческой цензуре. Конечно, легко можно наплевать на мнение спонсора и опубликовать неугодный ему материал хоть на первой полосе, но тогда дяденька с толстым кошельком просто развернется и уйдет к другому СМИ. Следовательно, наше СМИ не сможет долго существовать без денежных вливаний. Вот вам и свобода журналистики.
Но хоть какая-то свобода все-таки есть. И, в свою очередь, она предполагает не только права, но и обязанности. То есть журналист несет ответственность перед обществом в целом, своей аудиторией в частности, перед коллегами, перед героями своих материалов, перед редакцией, где он работает, и, в конце концов, перед самим собой и своей совестью.
Однако и этой, слегка ограниченной, свободы пришлось добиваться очень долго. Кто бы что ни говорил, журналистика зависит от государства и, следовательно, от государственного строя.
Рассмотрим четыре теории прессы (книга 1956 года. Написана Симбертом, Шрамом, Питерсоном), в которых нашли отражение концепции свободы журналистики.
Но надо помнить, что не только закон должен взывать к ответственности журналиста, но и он сам должен чувствовать свою ответственность перед человеком, группой, государством за то, что он знает и пишет.
Есть ряд международных конвенций о СМИ, Россия к ним присоединилась и в той или иной степени исполняет. Россия - член СЕ, она подписала еще не все конвенции, но большинство (о свободе слова и т. д.).
Ответственность журналиста состоит из обязанностей. Права и обязанности журналиста оговариваются соответственно в 47 и 49 статьях Закона о СМИ.
Журналист имеет право проверять достоверность сообщаемой ему информации (47);
Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой ему информации (49).
В этом случае право журналиста фактически совпадает с его обязанностью. Право: журналист может требовать, чтобы его приняли в органах власти, показали официальные документы и т. д. В то же время, подписав статью, журналист несет всю ответственность за достоверность передаваемой им информации. Опасность: даже если журналист пишет с оговорками, что это не его точка зрения (“по слухам…”), подчеркивает, что он сам в это не верит, он все равно сам несет ответственность за опубликованную им информацию, особенно если она задевает чьи-то права (честь и достоинство, личная жизнь и пр.). Как можно проверить достоверность информации: журналист - не сотрудник ФСБ, он не может провести экспертизу и т. д. Поэтому он должен не проверить, а проверять информацию, показать, что он все для этого делает, что в его силах.
Другие права журналиста:
как и остальные граждане, ж. имеет право искать, получать и запрашивать информацию.
Дополнительные права ж. (которых нет у остальных граждан):
право посещать государственные органы и предприятия либо их пресс-службы;
право пользоваться техническими средствами, проводить съемку, получать официальные документы;
право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, митингов - при наличии удостоверения;
право снять свою подпись под материалом, если не согласен с внесенными в него изменениями;
право печатать свои материалы под псевдонимом либо без подписи.
Обязанности ж.:
сохранять конфиденциальность информации и ее источника (если кто-то передает информацию при условии неразглашения его имени, ж. обязан сохранить имя этого человека в тайне; он может разгласить его только по решению суда, который рассматривает дело, связанное с материалом этого журналиста, при условии, что по данному материалу возбуждено уголовное дело и там содержатся сведения, которые необходимо подтвердить в суде; если журналист разглашает имя без решения суда, тот человек, чье имя он разгласил, вправе подать на него в суд);
ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением материала (иск обычно подают и против журналиста, и против редакции; редактор может сказать, что журналист его не предупреждал, и в свою очередь подать против него иск);
получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей (по Конституции, каждый человек имеет право на тайну личной жизни; в случае нарушения этого права журналист несет ответственность, связанную с нанесением морального ущерба; исключение - если это необходимо для защиты общественных интересов, но это положение толком не работает, т. к. очень трудно сказать, в чем заключаются общественные интересы - за исключением совсем уж явных случаев, как с министром юстиции Ковалевым).
Статья 50 Закона о СМИ говорит о случаях, когда можно демонстрировать скрытую запись:
если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина (прежде всего права на личную жизнь);
если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;
если демонстрацию записи производится по решению суда и в зале суда.
Если журналист снимает не скрытой камерой, например, на улице, он должен избегать возможного причинения морального вреда. Если журналист записывает телефонный разговор на диктофон - это скрытая запись, и на ее использование нужно получить согласие человека, чей голос записали.
- 1. Журналистика как деятельность и социальный институт.
- 2. Журналистика в современном обществе.
- 3. Основы классификации журналистских жанров.
- 4. Информационные жанры периодической печати и их виды.
- 5. Аналитические жанры периодической печати и их виды.
- 6. Художественно-публицистические жанры периодической печати и их виды.
- 7. Жанровые особенности теле- и радиовещания.
- 8. Журналистское расследование: особенности и методы.
- 9. Основные функции прессы.
- 10. Государственная политика в информационной сфере.
- 11. Информационная безопасность общества. Доктрина информационной безопасности рф.
- 12. Проблема формирования единого информационного пространства в Российской Федерации.
- 13. Пресса и политическая культура.
- 14. Сми на выборах региональных уровней. Правовые и этические ограничения.
- 15. Журналистика в политических процессах.
- 16. Региональная пресса в системе российских сми.
- 17. Региональное радиовещание и телевидение в системе российских сми.
- 18. Вопросы становления и развития деловой журналистики в регионе.
- 19. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.
- 20. Свобода и социальная ответственность прессы.
- 21. Профессиональная культура журналиста.
- 22. Методы, способы, практика саморегулирования журналистского сообщества.
- 23. Критерии типологизации сми. Типологизация периодической печати, теле- и радиопрограмм.
- 24. Актуальная проблематика федерального и регионального телерадиовещания. Программа и сетка вещания.
- 25. Методы и способы журналистской деятельности.
- 26. Особенности использования в журналистике теоретических и эмпирических методов познания действительности.
- 27. Социологические методы в деятельности журналиста.
- 28. Журналистика и общественное мнение. Методы и способы воздействия прессы на общественное мнение.
- 29. Медиаизмерения. Технология и техника. Особенности медиаизмерений в массовой телекоммуникации.
- 30. Объективность как позиция журналиста. Способы обеспечения объективности.
- 31. Взаимодействие журналистики и массового сознания.
- 32. Эффективность периодической печати и электронных сми. Методы её оценки.
- 33. Основы взаимоотношения журналиста и аудитории: социально-психологический аспект.
- 34. Психологический фактор в журналистской деятельности и в работе редакционного коллектива.
- 35. Основы правовой регламентации массовой информации.
- 36. Гражданское общество и пресса.
- 37. Основы взаимодействия прессы и власти.
- 38. Этические нормы отношения журналиста с источниками информации.
- 39. Журналистика и экономический фактор. Процессы монополизации и концентрации в сми.
- 40. Особенности освещения в сми экономической проблематики.
- 41. Основные требования к языку и стилю журналистского произведения.
- 42. Критерии оценки журналистских произведений.
- 43. Композиционные приёмы журналистских произведений.
- 44. Основы взаимоотношений сми и государственной власти.
- 45. Основные технологические этапы в подготовке и выпуске газеты. Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- 46. Основные принципы и приёмы подготовки теле- и радиопрограмм.
- 47. Современная электронная редакционно-издательская техника. Работа журналиста в Интернете.
- 48. Основные принципы оформления газеты.
- 49. Графическая концепция и дизайн различных типов периодических изданий.
- 50. Иллюстрация в газете и журнале.
- 51. Тема и идея журналистского произведения.
- 52. Реклама в прессе. Организация работы рекламных служб и служб рr.
- 53. Редактирование газетного текста. Законы логики в редактировании текста. Взаимоотношения редактора с автором текста.
- «Костюмчик мой с иголочки взгляни же на меня»
- 54. Роль редактора в подготовке теле- и радиопередач.
- 55. Специфика работы журналиста в кадре и эфире.
- 56. Основные этапы подготовки журналистского произведения. Виды и техника редактирования.
- 57. Возникновение печати в России: рукописная газета «Куранты», «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Примечания» к ним.
- 58. Журналы, выходившие при Московском университете под руководством м.М. Хераскова. «Трудолюбивая пчела» а.П. Сумарокова.
- 59. Журналистика 1769-1774 гг. Журнал «Всякая всячина», «Поденщина», «Смесь» и др.
- 60. Просветительская и журналистская деятельность н.И. Новикова.
- 61. Журналы и.А. Крылова.
- 62. Общая характеристика журналистики начала XIX века.
- 63. Декабристы в изданиях: «Сын Отечества», «Полярная звезда», «Мнемозина» и др.
- 64. Журналистская деятельность а.С. Пушкина. Роль а.С. Пушкина в формировании литературного журнала и альманаха нового типа.
- 65. В.Г. Белинский - журналист в 30-е и 40-е годы XIX века.
- 66. Общая характеристика журналистики 40-х гг. XIX века. «Отечественные записки» в 1840-е годы.
- 67. «Молодая редакция» журнала «Москвитянин»: деятельность а.Н. Островского, Ап. Григорьева и др.
- 69. Журнал «Современник» в 60-е годы XIX века. «Великий раскол», демократический и либеральный составы редакции.
- 70. Сатирический отдел «Современника» - «Свисток»
- 71. Русская сатирическая журналистика в 60-е годы XIX века
- 72. «Отечественные записки» в 70-80-е годы XIX века после «перехода» к н. А. Некрасову и м. Е. Салтыкова-Щедрину.
- 73. Деятельность в.Г. Короленко в журналах «Русское богатство», «Мир божий». Послеоктябрьская публицистика. Письма к а.В. Луначарскому.
- 75. Участие а.М. Горького в газетах и журналах конца XIX –начала XX веков. Специфика работа в журнале «Жало», в изданиях «Летопись», «Современник», «Новая жизнь».
- 76. Журналистика конца XIX - начала XX века: направления, издания. Альманахи. Издания модернистов. Сатирические журналы: «Сатирикон», «Новый сатирикон»
- 77. Возникновение оренбургской журналистики
- 78. Февральская революция в России 1917 года и периодическая печать.
- 79. Журналистика в первые месяцы после Октябрьского переворота в России. Борьба с оппозиционными изданиями. Революционный трибунал печати. Декрет о печати.
- 80. Формирование советской прессы в годы коллективизации, индустриализации, первой и второй пятилеток. Структура прессы. Место и значение тюремной периодики.
- 81. Фронтовая и армейская пресса в годы Великой Отечественной войны.
- 82. Тема восстановления и дальнейшего подъёма народного хозяйства в советской прессе 40-х - 50-х гг. XX века.
- 83. Развитие структуры сми в послевоенные годы. Подготовка журналистских кадров.
- 84. «Комсомольская правда» при а.И. Аджубе
- 85. Отечественная журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности.
- 86. Журналистика в условиях демократизации и гласности (вторая половина 80-х - начало 90-х годов XX века).
- 87. Российские сми в 90-х годах 20 века
- Конституция Российской Федерации Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Статья 29 Каждому гарантирует свободу слова и мысли, гарантирует свободу сми и отменяет цензуру.
- 88. История становления и развития оренбургского телерадиовещания.
- 89. Возникновение журналистики и этапы её развития.
- 90. Рукописные издания Средневековья. Изобретение книгопечатания. Первые периодические издания и появление института цензуры в Западной Европе.
- 91. Журналистика в XVII - XVIII вв. В Западной Европе и Америке. Появление ежедневной газеты.
- 92. Пресса стран Европы и сша в первой половине XX века. Развитие техники сми.
- 93. Пресса зарубежных стран в период второй мировой войны.
- 94. Пресса зарубежных стран в послевоенные годы и в условиях «холодной войны».
- 95. Тенденции развития журналистики в современном мире.
- 96. Процесс концентрации и децентрализации в сфере сми. Транснациональные корпорации. Журналистика и Интернет.
- 97. Актуальные проблемы современности и журналистика.
- 98. Актуальные проблемы современной науки и журналистика.
- 99. Закон Российской Федерации о сми. Государственное регулирование в ми.
- 100. Кодекс профессиональной этики современного российского журналиста. Мировые кодексы профессиональной деятельности.