logo
Ответы на госы (ред

16. Региональная пресса в системе российских сми.

В работах по истории, теории и практике журналистики термины «местная», «провинциальная», «периферийная», «региональная» используются как синонимы применительно к губернской, областной и региональной (межгубернской и межобластной) журналистике. Многие трактуют «регион» как административно-территориальное образование, а региональную печать – как периодические издания, выходящие и распространяемые в пределах административной территории.

Региональный фактор распространения является, пожалуй, главным параметром, определяющим качественные и количественные характеристики региональной журналистики, а также организационные условия ее функционирования. Прежде всего, в отличие от общенациональной, федеральной (или так называемой центральной) прессы, региональная журналистика обслуживает информационные потребности той читательской аудитории, которая ограничивается пределами данной части страны, а не всей ее территории.

До 90-х гг региональная печать имела жестко заданную иерархическую структуру. Почти вся она была однородно партийно-советской, т.е. ее соучредителями являлись преимущественно соответствующие партийные и советские органы. Каждому территориальному образованию полагался обязательный, строго регламентированный сверху набор периодических изданий. И все же при всех трудностях, с которыми столкнулась региональная пресса, в ее развитии к середине 90-х гг. обозначились определенные тенденции. Будучи подсистемой региональной печати Российской Федерации, она имеет в своей структуре практически все звенья системы средств массовой информации. В частности, периодическая печать представлена изданиями различного типа: общественно-политическими, деловыми, молодежными, женскими, детскими, религиозными, литературно-художественными, изданиями различных партий и объединений, развлекательными и др

Процесс формирования новой структуры региональной журналистики гибок и подвижен. Благоприятный фон для ее успешного функционирования в условиях обостряющейся конкурентной борьбы на информационном рынке создается естественной предрасположенностью аудитории к местной информации. Так складываются предпосылки для развития региональных СМИ.

Ограниченная численность населения и увеличивающееся количество местных изданий обостряют между ними борьбу за читательскую аудиторию, значительная часть которой не может теперь выписывать или регулярно приобретать по нескольку газет и журналов. Тем не менее на областном и краевом рынках предлагается пока достаточно широкий перечень конкурентоспособных изданий, удовлетворяющих различные запросы читательских групп.

Заметные перемены произошли в содержании региональной периодики. На смену только политическим материалам (как в советское время) пришли материалы культурно-развлекательного цикла.

В структуре региональной прессы утвердились деловые, коммерческие издания, получающие материальную поддержку от финансовых и других структур, занимающихся бизнесом. В крупных краевых и областных центрах издаются по одной-две газеты типа «Коммерсантъ» или «Мегаполис экспресс» (в Оренбурге нет).

Радикальные изменения, происшедшие в 90-е гг. на селе, заметно отразились не только на содержании региональной печати, но и на ее структуре. Появились десятки изданий, предназначенных для села и пишущих о селе.

В середине 90-х гг. в региональной журналистике окончательно утвердилась тенденция возврата на региональный рынок прессы некоторых центральных изданий в новом качестве. (Например, МК в Тольятти)

Разнообразна национальная региональная периодика не только по типам изданий, но и по составу учредителей. Учредителями газет являются, например, административные органы, коллективы редакций совместно с кооперативами, фирмы, частные предприниматели. (ФЭБ, Оренбургская биржа)

Многообразные формы учредительства, социальные и экономические изменения, происходившие в обществе, способствовали процессу интенсивного формирования в национальных регионах рынка деловой информации и связанной с ним различной по типам деловой прессы. Во многих городах автономных республик и областей Российской Федерации стали выходить различные информационно-коммерческие издания. При этом структура их заметно изменилась, претерпевая дифференцированное развитие в расчете на различные категории читателей. Это и массовые рекламно-информационные издания типа «Курьера», и издания для деловых людей – банковских работников, бухгалтеров, предпринимателей, бизнесменов, коммерсантов, и специальные отраслевые издания для узкого круга специалистов.

Наибольший удельный вес в деловой прессе национальных регионов занимают рекламно-информационные издания и газеты бесплатных объявлений. Названия у них самые разные, но суть одна. Они предназначены для обеспечения коммерческой информацией лиц, интересующихся оптовой, мелкооптовой, розничной торговлей, сферой услуг.

Понятно, что различные издания далеко не одинаково освещают и оценивают события политической, экономической, социальной и культурной жизни республиканского сообщества. Некоторые республиканские издания, провозглашая лозунги роста национального самосознания, ратуют за исключительность собственной нации, утверждение этнорелигиозных идеалов (например, в Тольятти была газета армянской общины с явной нацеленностью на это).

Республиканская печать несет многообразную информацию для населения коренной национальности. Она рассчитана и на национальные группы, проживающие на территории республики и способствует межнациональному сотрудничеству. Издается она как на государственном для данного субъекта федерации языке, т.е. на языке коренной национальности, так и на языке межнационального общения, которым является русский язык, а также на языках народов, проживающих в данной автономной республике или области.

Переход к рыночным отношениям заметно отразился на состоянии всей региональной, в том числе и национальной журналистики. Особенно это проявилось в экономическом положении периодических изданий. Дорогой остается бумага, высокие цены на полиграфическое исполнение, услуги связи. Цена доставки только одного номера республиканской газеты оценивается втрое дороже, чем его выпуск. Высокая стоимость периодических изданий повлекла за собой сокращение читательской аудитории почти всех газет и журналов. И все же дело не только в материально-технических трудностях, которые испытывает национальная журналистика. Многое зависит от содержания периодических изданий, от их социально-политической ориентации.

В структуре национальной прессы есть немало и «независимых» изданий. Их учредителями являются редакционные коллективы либо издаются совместными финансовыми усилиями редакций, административных или деловых структур.

Вместе с тем дотации остаются необходимой мерой. Редакции многих газет держатся на дотациях государства. Они позволяют сохранить сложившуюся структуру периодики на национальных языках, которая в условиях информационного рынка оказалась неконкурентоспособной. Благодаря финансовой помощи государства существуют издания для детей, пенсионеров, инвалидов. И хотя прямого политического давления на республиканскую печать нет, но политика дотаций может выступать основным способом воздействия на издание.