90. Рукописные издания Средневековья. Изобретение книгопечатания. Первые периодические издания и появление института цензуры в Западной Европе.
Непосредственным предшественником газеты был информационный бюллетень - сначала рукописный, затем печатный. Он не имел названия, периодичности, жанрового разнообразия и постоянной редакции. Первый сохранившийся до наших дней печатный бюллетень относится к 1493 году. В нем дается подробный отчет о похоронах германского короля и императора Священной Римской империи Фридриха III. Окончательно информационные бюллетени были вытеснены регулярными газетами только в XVIII веке.
С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах “информационной службы”. В средневековой Европе были созданы даже своеобразные бюро по сбору и распространению письменной информации - цехи писателей новостей (Noellanti в Риме, Scittori d’avisso в Венеции). Авиатори - корреспонденты
Изобретение книгопечатания Гутенбергом (около 1450 года), т.е. печатания с набора, состоящего из отдельных литер, принадлежит немецкому типографу из Майнца – Иоганну Гутенбергу. Наиболее известным деянием Гутенберга стало издание так называемой 42-строчной Библии (Латинская библия 1455 г.) (называемой так по количеству строк на странице). Если до появления печатного станка Гутенберга в Европе существовало около 30000 книг, то к 1500 году их число приближалось к 9 миллионам. Доступ к письменной информации получили и те, кто не принадлежал к церковной элите. Первые газеты были рукописными, оставаясь таковыми на протяжении всего XVI столетия, и продолжали свое хождение наряду с печатными и в XVII веке.
Первые попытки рассказать о событиях в мире (географические открытия, торговля, войны, политика - через письма (ньюс летерс) или новостные бюллетени, рассылка книг нескольким адресатам. С наступлением эпохи Возрождения в Европе появляются центры информации - торговые города, где регулярно проводились ярмарки, - Венеция, Лейпциг, Нюрнберг, Гамбург, Франкфурт, Страсбург, Париж, Амстердам, Лондон. В этих городах возникают рукописные газеты, посвященные сначала торговым, а затем другим новостям. Необходимость получения оперативной информации, как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить «информационный голод».
Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Слово «газета», вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок.
Венецианские газеты представляли собой листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала новости о различных событиях, происходивших в Италии (исключая саму Венецию) и за ее пределами. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве своеобразного «заголовка» выступали название города (страны) и дата происходившего события. Венецианские рукописные газеты назывались «аввизи» (avvisi – от итал. «avviso» – сообщение, извещение), и самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566 г.
Рукописные венецианские газеты имели достаточно широкое хождение по Италии и Европе и способствовали появлению аналогичных изданий в Германии. На Лейпцигской и Франкфуртской ярмарках газеты «Авизио» и «Рилятион»
Необходимость получения оперативной информации, как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить «информационный голод».
Кроме рукописных газет, в информационном потоке XVI–XVII вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «газеты-листовки», «реляции», «истории» и «баллады новостей» – печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3) зачастую акцент делался на иллюстративный ряд.
Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 год, а местом ее появления стала Германия. Первая газета была напечатана в Страсбурге, в ней были новости из Кельна, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором этого еженедельника стал Иоганн Каролюс.
Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями. Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе. Однако процесс появления первых газет в ряде стран сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. Повсеместное введение института предварительной цензуры, появившейся почти сразу после изобретения книгопечатания, стало реакцией государства на неподконтрольное распространение идей, мнений и информации. Она носила характер цензуры предварительной, то есть любая книга или несколько позже газета могли появиться в печать только после разрешения соответствующего лица. Одно из первых таких разрешений было выдано в 1480 году в Венеции книге, которая оказалась "ортодоксальна и богобоязненна".
Шесть лет спустя в немецком Майнце появляется регламент, который запрещал издание любой литературы на народном языке без цензурного разрешения университетской профессуры. В 1515 году на основе решения Латеранского собора Ватикан потребовал сделать предварительную цензуру повсеместной везде.
На этот призыв быстро откликнулись, причем не только в католических странах. Так, во Франции с 1539 года разрешение на выход книг давал лично король, а те, кто выпускал книги самостийно, объявлялись еретиками со всеми вытекающими последствиями вплоть до смертной казни. Целые разделы литературы могли быть объявлены вне закона - так, в 1560 году были полностью запрещены для издания и продажи все книги по астрологии. Согласно же закону 1616 года число типографий было строго регламентировано, за ними был установлен жесткий госконтроль, печатать книги за границей было запрещено.
В Англии право предварительной цензуры получили епископы, Тайный совет и Звездная палата, которая запретила печатать сочинения "против церкви, государства, правительства и добрых нравов". Тех, кто осмеливался нарушить закон, ждал жуткий ужас. Еще в 1667 году, то есть после буржуазной революции, в Англии применялся особый вид казни для сочинителей несанкционированных политических памфлетов - их сначала подвешивали за руки, потом вспарывали живот, затем изжаривали внутренности и лишь после этого четвертовали.
Принятие в 1689 г. «Билля о правах» стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей.
Но именно в Англии произошло самое радикальное событие в истории европейской печати - в 1695 году Акт об обязательном лицезировании не был возобновлен, что привело к юридической отмене предварительной цензуры. А это в свою очередь моментально сделало английское издательское дело, в том числе и периодику, самыми свободомыслящими в Европе. Фривольные романы и пьесы, блестящая памфлетная борьба между политическими противниками - все это восхищало жителей других стран.
К характерным чертам первых европейских газет можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальных властей и, как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. Тиражи колебались от 200 до 1500 экз.
По мере становления газетной периодики в Европе наметилась тенденция к изменению как внешнего облика газет, так и их содержания. В названиях многих газет появляются указания на место издания, как, например, «The London Informer». Первые страницы иллюстрировались виньетками, заставками, эмблемами или портретами августейших особ (хотя собственно газетная иллюстрация, карикатура и сатирическая графика относятся только к началу XVIII в.). В левом углу первой страницы размещались аннотации статей; там же ставилась дата. В 1660-е гг. отмечены новшества в верстке материала, и газетный текст стал делиться на две колонки. К середине XVII столетия в газетах появилась реклама, ставшая впоследствии неотъемлемой частью газетного бизнеса.
La Gazette». Ее первый номер вышел в Париже при дворе короля Людовика XIII 30 мая 1631 года. Первым главным редактором «La Gazette» был Теофраст Ренодо (1583–1653). Ежедневная газета была призвана помочь королю управлять государством и стала рупором авторитарной власти. Сотрудником Ренодо был не только Ришелье, но и сам король. Людовик XIII регулярно сам инкогнито писал в газету, в частности, о своих военных подвигах и был, по сути, первым военным журналистом.
Первой ежедневной газетой в Европе стала «Einkommende Zeitung» («Приходящая газета»), которая увидела свет в 1650 г. в Лейпциге. В Англии первая ежедневная газета «The Daily Courant» («Ежедневные куранты») стала выходить лишь в 1702 г., во Франции «Journal de Paris» («Парижская газета») – в 1777 г., в Италии «Gazzetta di Genova» («Генуэзская газета») – в 1798 г.
Особенность первых европейских журналов – преимущественно научная ориентация. Научная переписка вовлекла в коммуникацию большое число участников. Информационно-пропагандистские возможности периодического издания были несоизмеримо выше. Первый европейский журнал – «Journal des Savants» («Журнал ученых», 1665–1828) увидел свет в Париже 5 января 1665 г. Материалы облекались в форму писем. Журнал был ориентирован на научную полемику, на «провокацию» спора.
Начало европейского Просвещения связано с идеями английских деистов и философов конца XVII столетия.
- 1. Журналистика как деятельность и социальный институт.
- 2. Журналистика в современном обществе.
- 3. Основы классификации журналистских жанров.
- 4. Информационные жанры периодической печати и их виды.
- 5. Аналитические жанры периодической печати и их виды.
- 6. Художественно-публицистические жанры периодической печати и их виды.
- 7. Жанровые особенности теле- и радиовещания.
- 8. Журналистское расследование: особенности и методы.
- 9. Основные функции прессы.
- 10. Государственная политика в информационной сфере.
- 11. Информационная безопасность общества. Доктрина информационной безопасности рф.
- 12. Проблема формирования единого информационного пространства в Российской Федерации.
- 13. Пресса и политическая культура.
- 14. Сми на выборах региональных уровней. Правовые и этические ограничения.
- 15. Журналистика в политических процессах.
- 16. Региональная пресса в системе российских сми.
- 17. Региональное радиовещание и телевидение в системе российских сми.
- 18. Вопросы становления и развития деловой журналистики в регионе.
- 19. Факт как основа деятельности журналиста. Событие и новость.
- 20. Свобода и социальная ответственность прессы.
- 21. Профессиональная культура журналиста.
- 22. Методы, способы, практика саморегулирования журналистского сообщества.
- 23. Критерии типологизации сми. Типологизация периодической печати, теле- и радиопрограмм.
- 24. Актуальная проблематика федерального и регионального телерадиовещания. Программа и сетка вещания.
- 25. Методы и способы журналистской деятельности.
- 26. Особенности использования в журналистике теоретических и эмпирических методов познания действительности.
- 27. Социологические методы в деятельности журналиста.
- 28. Журналистика и общественное мнение. Методы и способы воздействия прессы на общественное мнение.
- 29. Медиаизмерения. Технология и техника. Особенности медиаизмерений в массовой телекоммуникации.
- 30. Объективность как позиция журналиста. Способы обеспечения объективности.
- 31. Взаимодействие журналистики и массового сознания.
- 32. Эффективность периодической печати и электронных сми. Методы её оценки.
- 33. Основы взаимоотношения журналиста и аудитории: социально-психологический аспект.
- 34. Психологический фактор в журналистской деятельности и в работе редакционного коллектива.
- 35. Основы правовой регламентации массовой информации.
- 36. Гражданское общество и пресса.
- 37. Основы взаимодействия прессы и власти.
- 38. Этические нормы отношения журналиста с источниками информации.
- 39. Журналистика и экономический фактор. Процессы монополизации и концентрации в сми.
- 40. Особенности освещения в сми экономической проблематики.
- 41. Основные требования к языку и стилю журналистского произведения.
- 42. Критерии оценки журналистских произведений.
- 43. Композиционные приёмы журналистских произведений.
- 44. Основы взаимоотношений сми и государственной власти.
- 45. Основные технологические этапы в подготовке и выпуске газеты. Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- Производство и выпуск издания. Основные этапы.
- 46. Основные принципы и приёмы подготовки теле- и радиопрограмм.
- 47. Современная электронная редакционно-издательская техника. Работа журналиста в Интернете.
- 48. Основные принципы оформления газеты.
- 49. Графическая концепция и дизайн различных типов периодических изданий.
- 50. Иллюстрация в газете и журнале.
- 51. Тема и идея журналистского произведения.
- 52. Реклама в прессе. Организация работы рекламных служб и служб рr.
- 53. Редактирование газетного текста. Законы логики в редактировании текста. Взаимоотношения редактора с автором текста.
- «Костюмчик мой с иголочки взгляни же на меня»
- 54. Роль редактора в подготовке теле- и радиопередач.
- 55. Специфика работы журналиста в кадре и эфире.
- 56. Основные этапы подготовки журналистского произведения. Виды и техника редактирования.
- 57. Возникновение печати в России: рукописная газета «Куранты», «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Примечания» к ним.
- 58. Журналы, выходившие при Московском университете под руководством м.М. Хераскова. «Трудолюбивая пчела» а.П. Сумарокова.
- 59. Журналистика 1769-1774 гг. Журнал «Всякая всячина», «Поденщина», «Смесь» и др.
- 60. Просветительская и журналистская деятельность н.И. Новикова.
- 61. Журналы и.А. Крылова.
- 62. Общая характеристика журналистики начала XIX века.
- 63. Декабристы в изданиях: «Сын Отечества», «Полярная звезда», «Мнемозина» и др.
- 64. Журналистская деятельность а.С. Пушкина. Роль а.С. Пушкина в формировании литературного журнала и альманаха нового типа.
- 65. В.Г. Белинский - журналист в 30-е и 40-е годы XIX века.
- 66. Общая характеристика журналистики 40-х гг. XIX века. «Отечественные записки» в 1840-е годы.
- 67. «Молодая редакция» журнала «Москвитянин»: деятельность а.Н. Островского, Ап. Григорьева и др.
- 69. Журнал «Современник» в 60-е годы XIX века. «Великий раскол», демократический и либеральный составы редакции.
- 70. Сатирический отдел «Современника» - «Свисток»
- 71. Русская сатирическая журналистика в 60-е годы XIX века
- 72. «Отечественные записки» в 70-80-е годы XIX века после «перехода» к н. А. Некрасову и м. Е. Салтыкова-Щедрину.
- 73. Деятельность в.Г. Короленко в журналах «Русское богатство», «Мир божий». Послеоктябрьская публицистика. Письма к а.В. Луначарскому.
- 75. Участие а.М. Горького в газетах и журналах конца XIX –начала XX веков. Специфика работа в журнале «Жало», в изданиях «Летопись», «Современник», «Новая жизнь».
- 76. Журналистика конца XIX - начала XX века: направления, издания. Альманахи. Издания модернистов. Сатирические журналы: «Сатирикон», «Новый сатирикон»
- 77. Возникновение оренбургской журналистики
- 78. Февральская революция в России 1917 года и периодическая печать.
- 79. Журналистика в первые месяцы после Октябрьского переворота в России. Борьба с оппозиционными изданиями. Революционный трибунал печати. Декрет о печати.
- 80. Формирование советской прессы в годы коллективизации, индустриализации, первой и второй пятилеток. Структура прессы. Место и значение тюремной периодики.
- 81. Фронтовая и армейская пресса в годы Великой Отечественной войны.
- 82. Тема восстановления и дальнейшего подъёма народного хозяйства в советской прессе 40-х - 50-х гг. XX века.
- 83. Развитие структуры сми в послевоенные годы. Подготовка журналистских кадров.
- 84. «Комсомольская правда» при а.И. Аджубе
- 85. Отечественная журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности.
- 86. Журналистика в условиях демократизации и гласности (вторая половина 80-х - начало 90-х годов XX века).
- 87. Российские сми в 90-х годах 20 века
- Конституция Российской Федерации Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Статья 29 Каждому гарантирует свободу слова и мысли, гарантирует свободу сми и отменяет цензуру.
- 88. История становления и развития оренбургского телерадиовещания.
- 89. Возникновение журналистики и этапы её развития.
- 90. Рукописные издания Средневековья. Изобретение книгопечатания. Первые периодические издания и появление института цензуры в Западной Европе.
- 91. Журналистика в XVII - XVIII вв. В Западной Европе и Америке. Появление ежедневной газеты.
- 92. Пресса стран Европы и сша в первой половине XX века. Развитие техники сми.
- 93. Пресса зарубежных стран в период второй мировой войны.
- 94. Пресса зарубежных стран в послевоенные годы и в условиях «холодной войны».
- 95. Тенденции развития журналистики в современном мире.
- 96. Процесс концентрации и децентрализации в сфере сми. Транснациональные корпорации. Журналистика и Интернет.
- 97. Актуальные проблемы современности и журналистика.
- 98. Актуальные проблемы современной науки и журналистика.
- 99. Закон Российской Федерации о сми. Государственное регулирование в ми.
- 100. Кодекс профессиональной этики современного российского журналиста. Мировые кодексы профессиональной деятельности.